СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологизмы и их признаки.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тех. карта " Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы и их признаки.»

Учитель: Губарев Михаил Александрович

Учебный предмет: русский язык Класс: 5 Автор УМК: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: - М.: Дрофа, 2015.

Тема урока: Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средство выразительности речи. Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование понятия о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Деятельностная цель: создание условий для эффективного усвоения теоретического материала обучающимися; формирование способности распознавать фразеологизмы в речи, определять их значение; умение использовать фразеологизмы в собственной речи, развитие мыслительных операций школьников, навыков самоконтроля и адекватной самооценки.

Содержательная цель урока: изучение фразеологизмов – устойчивых оборотов речи, умение извлекать информацию и обрабатывать её.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Обчающиеся должны знать:

- что такое фразеологизм;

- история появлений фразеологизмов.

Обчающиеся должны научиться:

- объяснять смысл фразеологизмов;

- отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний;

- подбирать синонимы и антонимы к данным фразеологизмам;

- пользоваться фразеологическими словарями для получения нужной информации;

- использовать фразеологизмы в своей речи.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, словаря, электронных ресурсов, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (рисунок, ключевое слово).

Познавательные УУД: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, владеть приёмами отбора и систематизации материала (анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать); уметь использовать полученные знания в речевой деятельности.

Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Личностные УУД: формировать способности к эмоциональному восприятию учебного материала; уметь ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, делать выводы; давать адекватную самооценку, оказывать взаимопомощь однокласснику и проявлять уважительное отношение к русскому языку.

Коммуникативные: участво­вать в речевом общении, соблюдая нормы речевого эти­кета, слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Методы, используемые на уроке: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, контроля.

Виды работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

Оборудование: мультимедийный проектор, авторская презентация по теме урока, раздаточный материал, выставка книг (словари и пособия по русскому языку).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент.


Мотивация к учебной деятельности.

Музыкальное сопровождение (звучит фрагмент песни о дружбе).





















Сценка «Раздружились»


Приветствует обучающихся.

Эмоционально настраивает обучающихся на урок.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

-Внимание! (Звучит песенка о дружбе.)

(После завершения песенки) – Я приметила, что вы улыбнулись друг другу.

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками для вас станут хорошие оценки за выполненные задания на уроке. А я надеюсь, что наша работа будет активная и плодотворная.

- Покажите, с каким настроением вы начинаете урок? (Выберите солнышко, которое соответствует вашему душевному состоянию).

Очень рада, что начинаете урок с хорошего настроения.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Поясняет, что у каждого ученика есть Листок успеха.)

- В Листке успеха будете оценивать свою работу на уроке количеством баллов (от 3 до 0) при успешном или неуспешном выполнении заданий. Листок успеха заполняется в течение всего урока. А в конце урока подводится итог своей деятельности и выставляется отметка.


Учитель просит отметить (+) в Листке успеха настрой на урок.

Организует ситуацию для осознанного изучения нового учебного материала. Сосредотачивает внимание обучающихся.


- Здравствуй, мальчик!

Приветствуют учителя. Слушают учителя, взаимодействуют друг с другом.










Выбранным солнышком показывают свой настрой на урок.






В течение урока заполняют Листок успеха (самоанализ деятельности на уроке)




Отмечают свой настрой на урок в Листке успеха.


Разыгрывают сценку ученики-актёры. Остальные ребята внимательно слушают и наблюдают. (Входит Дима с подавленным настроением и обращается к школьникам)

-Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Дима.

Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.

(среди школьников мальчик Витя встает и с

неприятием смотрит на Диму)

Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.

Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга? Ведь я без него как без рук!

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Создание проблемной ситуации.




Орфографическая минутка


Организует ситуацию для решения учебной задачи о фразеологизмах, как неделимых сочетаниях слов.


Задаёт вопросы ученикам (фронтальный опрос):

- Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?

- Всё ли понятно вам в обращении Димы?

А что необычного в речи мальчика? (в его речи есть слова …… СЛАЙД)

водой не разольёшь как кошка с собакой без него как без рук!

Просит обучающихся записать в тетрадь слова, представленные на СЛАЙДЕ, объяснить написание слов с выделенной орфограммой:





- Как вы думаете, что обозначают эти выражения?

Попробуйте объяснить смысл этих выражений (фраз), заменяя одним – двумя словами (ученики подбирают лексическое значение и записывают в тетрадь). Просит прокомментировать правильное написание данных выражений.


Задаёт вопросы ученикам (фронтальный опрос):

- Ребята, не подскажите, как называются такие выражения (эти фразы)?

(Учитель при затруднении помогает ученикам: такие выражения называются фразеологизмами.)

- А эти сочетания слов употребляются в прямом значении или переносном?


Просит оценить работу на данном этапе в Листке успеха (от 3-0 б.)




Взаимодействуют с учителем, друг с другом во фронтальном режиме.



Выполняют орфографическую работу

(в тетрадях записывают выражения, определяют в словах орфограммы и дают им объяснение).

водой (проверяемая гласная в корне, воды, водный)

не разольёшь (частица НЕ с глаголом пишется раздельно, гл. 2-го лица ед. ч. с Ь)

собакой (непроверяемая гласная в корне)

без рук (предлог с существительным пишется раздельно, без своих рук)

Объясняют значение выделенных сочетаний:

Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде.

Как без рук – чувствовать себя беспомощным.



Отвечают на вопросы учителя. Исследуют, наблюдают и воспринимают учебный материал.


Дают самооценку в работе на данном этапе.


III. Определение темы урока, постановка задач учебной деятельности.



Мотивирует на постановку задач учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.

Задаёт вопросы ученикам (фронтальный опрос):

- Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Вносит необходимые дополнения и коррективы в ответы учеников.

-Что нужно узнать о фразеологизмах и чему должны будем научиться? Это и будут задачи нашего урока.


Сообщает тему урока и просит учеников записать в тетрадь:

«Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средство выразительности речи» (СЛАЙД)


Высказывают варианты предполагаемой темы урока.


Высказывают предположения о том, что могут узнать по данной теме


С подсказки учителя называют задачи урока. (Сегодня нам предстоит выяснить, что такое фразеологизмы,

научиться определять их лексическое значение и употреблять эти выражения в своей речи).


Дают самооценку в работе на данном этапе.


IV. Открытие новых знаний.

Предлагает самим сформулировать определение фразеологизма и назвать науку, изучающую эти неделимые обороты речи




- Давайте попробуем дать собственное определение фразеологизму и выделить его признаки. (СЛАЙД)

-Как называется наука, изучающая фразеологизмы? (Фразеология)


Рассмотрев данные примеры словосочетаний, ученики с подсказки учителя определяют, какие слова называются фразеологизмами (делают выводы). Предлагают собственное толкование термина.

Выяснили, что, слова сливаются тесно друг с другом в неделимые сочетания и употребляются только вместе. В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова, а всё выражение в целом. Поэтому фразеологизмы – это устойчивые (неделимые) сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

V. Ввод нового материала.


Работа с учебником



Организует ситуацию анализа учебного материала.

Просит учеников обратиться к теоретическому материалу в учебнике на стр. 94.

-А теперь обратимся к учебнику и посмотрим, правильно ли сделали выводы?

Сравнивают материал по определению фразеологизмов, данный в учебнике, с личным наблюдением и умозаключением. Строят аналитическое высказывание


VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.


Организует ситуацию анализа учебного материала.

Игровая ситуация «На выставке картин художников»

Организует работу: предлагает ученикам дать название фразеологизму по картинке.

- Мы с вами на выставке картин художников. Давайте дадим названия их картинам, используя фразеологизм.


На экране СЛАЙДЫ с картинками к фразеологизмам: делать из мухи слона, сесть в калошу, вставлять палки в колёса.

Просит учеников записать фразеологизмы в тетрадь, при этом комментируя запись, и самостоятельно объяснить их значение.


Из истории появления фразеологизмов

- Мы употребляем фразеологизмы, не задумываясь над их происхождением. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно.

-Как рождаются фразеологизмы?

Просит подготовленных учеников-языковедов рассказать об истории появления этих фразеологизмов.


Выставка книг (словари и пособия по русскому языку).

Поясняет, что правильно определить значение фразеологизма поможет «Фразеологический словарь» (Учитель демонстрирует словари и пособия).


Просит оценить работу на данном этапе в Листке успеха (от 3-0 б.).

Взаимодействуют с учителем, друг с другом. Обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, осуществляют поиск необходимой информации, работают над толкованием лексического значения термина «Фразеологизмы – устойчивые сочетания» и представляют собственное толкование термина.


Наблюдают, анализируют, сравнивают:

делать из мухи слона – сильно что-то преувеличивать; сесть в калошу – оказаться в трудном или нелепом положении, попасть в "ловушку";
вставлять палки в колёса - мешать, создавать трудности, препятствовать.


Заранее подготовленные ученики рассказывают истории появления фразеологизмов. Остальные ученики внимательно слушают сообщение, извлекают нужную информацию.


Знакомятся со словарями.

Дают самооценку в работе на данном этапе

Физкультминутка

Настраивает обучающихся на минутную разрядку.

Ученик-инструктор проводит зарядку. Все остальные повторяют за ним упражнения. Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Потянулись на носочках, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

VII. Первичное закрепление.



Работа в парах по вариантам


Организует ситуацию первичного закрепления.

Задание: на карточках соединить стрелками фразеологизм и его значение (ученики выполняют задание).

1.Повесить нос думать

Душа в душу близко

С глазу на глаз загрустить

Ломать голову наедине

Рукой подать жить дружно, в согласии


2.Во все лопатки рано

Работать головой очень быстро

За тридевять земель думать

Прикусить язык замолчать

Ни свет ни заря далеко


3. Водить за нос близко Шевелить мозгами бездельничать Со всех ног думать Находиться в двух шагах очень быстро Бить баклуши обманывать

После выполнения работы выборочно проверяет.

Учитель консультирует.

Фронтальный опрос

-Какой фразеологизм подобрали к выражению “очень быстро” (ученики 2 варианта, а 3 варианта)? К слову “думать” (ученики 1 варианта, а 2, 3 вариантов)? К слову “близко” (ученики 1 варианта, а 3 варианта)?

- Как будут называться близкие по значению выражения? (синонимами). Это фразеологизмы-синонимы. (СЛАЙД)


- А к слову далеко (ученики 2 варианта) какой подобрали фразеологизм? (за тридевять земель).

- А какими будут слова близко и далеко? (противоположными) или как мы их ещё называем? (антонимы)

(находиться в двух шагах, рукой подать – близко // далеко - за тридевять земель) Это фразеологизмы-антонимы (СЛАЙД).

Просит оценить работу на данном этапе в Листке успеха (от 3-0 б.)


Выполняют самостоятельно задание.

Наблюдают, исследуют, обсуждают в парах.

После выполнения каждая пара называет по одному фразеологизму.

Осуществляют самооценку.

























Взаимодействуют с учителем. Строят аналитическое высказывание (находиться в двух шагах, рукой подать – близко // далеко - за тридевять земель)


Дают самооценку в работе на данном этапе.

VIII. Самостоятельная работа.











Работа в группах «Собери фразеологизмы»

Организует ситуацию контроля усвоения нового материала.

Предлагает выполнить упражнение 265 в учебнике на стр. 94. Задание: выпишите фразеологизмы в столбик, попробуйте их объяснить.


- В случае возникшего затруднения при определении лексического значения фразеологизма обратимся к «фразеологическому словарю».


Проверяет работу.

- Узнали, что с одним словом существует множество фразеологизмов.


Организует работу в группах «Собери фразеологизмы» (карточки со словами).

Задание: запишите на карточках правильно перемешанные фразеологизмы, с одним составьте предложение.


За пятки держать в язык душа уходит зубами

Наступил ветер на ухо в карманах медведь свистит Как намотайте белка ус на себе в колесе

Вывести на землю сквозь воду чистую провалиться


Организует дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить личный вклад в коллективную работу.

Организует проверку учебного материала.

Поощряет детей за активность, познавательную инициативу.

- Какова роль фразеологизмов в речи?

Проводит дискуссию на тему «Как фразеологизмы обогащают нашу речь».


Просит оценить работу на данном этапе в Листке успеха (от 3-0 б.).

Работают с упражнением 265 в учебнике.

Выписывают фразеологизмы с корнем –вод- в значении «водить» в столбик, дают им объяснение:

Хороводы водить – уделять кому-то слишком много внимания;

водить компанию – дружить;

водить за нос – обманывать.

Оценивают свою работу на данном этапе урока в Листке успеха от 3 до 0 баллов.


Работу выполняют в группах, взаимодействуя друг с другом. Исследуют языковой материал, ищут пути правильного решения поставленных задач (правильно записывают фразеологизмы, составляют предложение).

Ветер свистит в карманах – Медведь на ухо наступил

Душа в пятки уходит – Держи язык за зубами

Как белка в колесе – Намотайте себе на ус

Вывести на чистую воду – Провалиться сквозь землю


Дают самооценку в работе на данном этапе.

Стараются осмыслить личный вклад в коллективную работу (дают самооценку)


Взаимодействуют с учителем. Осмысленно работают над проблемной задачей.


Дают самооценку в работе на данном этапе

IX. Обобщение по теме урока.

Организует ситуацию обобщения усвоенного материала.

Предлагает ученикам составить синквейн по теме «Фразеологизмы и их признаки»

Фразеологизмы

Неделимые, образные

Украшают, обогащают, оживляют

Жемчужина речи/ Крылатое слово

Устойчивые обороты

Составляют синквейн.

X. Итог урока





XI. Рефлексия учебной деятельности.



Предлагает вернуться к поставленным задачам и проанализировать, все ли удалось исследовать, осмыслить по учебному материалу.


- Справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?

- А теперь давайте определим, какую работу проделали на уроке.

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал… Я научился… У меня получилось … Испытывал затруднение … , но мне помогли … Теперь я могу…

Анализируют и осмысливают полученные результаты по изучению темы, соотносят задачи и полученный результат, проговаривая и фиксируя свои достижения, обнаруживают незнание, находят причины затруднений.


XII. Оценивание ответов обучающихся, их работы на уроке. 

Просит оформить Листок успеха, подсчитав количество набранных учениками баллов, и поставить отметку.

Проводит выборочный самоанализ.

Характеризуют и оценивают свою работу на уроке.


XIII. Домашнее задание

(дифференцированное).







Эмоциональный настрой

по окончании урока

Комментирует домашнее задание: (СЛАЙД) 1. Выучить правило на стр. 94, выполнить упражнение 269 (отгадать, какие фразеологизмы спрятаны за шутливыми рисунками; придумать и записать предложение с одним фразеологизмом). 2. Подготовить сообщение «История одного фразеологизма», нарисовать к нему иллюстрацию.

А на следующем уроке составим ученический альбом фразеологизмов.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Слушают учителя, записывают в дневники домашнее задание; в случае необходимости задают вопросы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!