Организационный этап (1мин) | Проверка готовности. Создание общей установки на урок. | Учитель обращается к обучающимся: «Здравствуйте, ребята! Садитесь» Демонстрирует маятник Ньютона: «Это изобретение, придуманное английским актёром Саймоном Пребблом в 1967 году. Можно бесконечно долго играть с ней, глядя на качающиеся шарики. По мнению учёных это: - успокаивает нервы; - снимает стресс; - помогает привести мысли в порядок» Далее учитель обращается к обучающимся: «Сконцентрировали внимание? Привели мысли в порядок? А теперь за работу» | Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание. | Личностные УУД (побуждение к освоению новых знаний; умение соблюдать дисциплину на уроке) |
Актуализация знаний и самопроверка (8 мин) | Формулирует задания, направляет деятельность учащихся | Учитель обращается к обучающимся: «Урок наш мы проведем в форме исследования, но прежде, расскажите что вы изучали на прошлых уроках: дайте определение понятиям «механическая работа», «мощность», единицы измерения этих величин, формулы по которым, рассчитываются, работа сил трения, реакции опоры и тяжести?» После ответов учащихся выводит правильные ответы на слайд 3. Учитель: «От чего зависит работа силы тяжести, а от чего не зависит?» Выслушивает ответы учеников, поправляет при необходимости. 4. Учитель: «Спасибо. А задачи решать умеете?» 5. Организует работу в 8 группах по 2-4 человека: «Ответ к задаче – зашифрованное слово. При получении ответа представитель от группы должен на доске под соответствующим номером задачи это слово записать» 6. Координирует работу групп, при необходимости направляет на верное решение: «Мы получили крылатую фразу из стихотворения Михалкова, смысл её в том, что иногда проще прийти к цели, используя обходное решение» На экране появляется слайд с отрывком из произведения С.В.Михалкова | Отвечают на вопросы. (фронтальная работа). Самопроверка Решение задачи (групповая работа, решают в тетради) | Личностные (навык сотрудничества, формирование коммуникативной компетенции), регулятивные (умение следовать организации выполнений учебной деятельности согласно предложенным вариантам учителя; умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; умение логически построить высказывание; умение самостоятельно определить критерии оценивания, давать самооценку), коммуникативные (умение работать в парах, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)) Предметные: совершенствование умения решать задачи по теме |
Формулировка темы урока (2 мин) | Подводит учащихся к формулировке темы урока | На экран выводится слайд с изображением горы. Учитель: «А почему, с точки зрения физики, нет смысла идти в гору напрямик, а проще подняться по «серпантину»?» Выслушивает возможные ответы учеников: - прикладываем меньше усилий F=mg*sinA - совершаем работу и тратим энергию Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока? - Механическая энергия Что должны сегодня узнать? - виды механической энергии, - связь энергии и работы, - при каких условиях можно рассматривать тот или иной вид энергии, - превращение энергии одного вида в другой | Отвечают на вопросы. (фронтальная работа). Формулировка темы | Личностные: - умение планировать учебные действия Регулятивные УУД: - умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; |
Формирование предметных знаний (13 мин) | Организует работу с текстом учебника. Корректирует, при необходимости, работу учащихся. Осуществляет объяснение нового материала | Учитель: «Итак, ключевое понятие – энергия, что это такое?» Побуждает учеников к дискуссии, совместно формулируют определение: «Энергия- физическая скалярная величина, которая характеризует способность тела совершать работу» Учитель: « Какие виды энергии вам знакомы?» Выслушивает возможные ответы учеников: - механическая, внутренняя, электрическая, кинетическая, потенциальная Выводит на экран слайд с пустой таблицей, на котором собраны все сведения о двух видах механической энергии: «Сегодня нас интересует механическая энергия и её виды. Заполним таблицу. Начнём с кинетической энергии» Предлагает ученикам открыть страницу учебника. Организует работу с учебником и фронтальную беседу. По мере ответов на вопросы, открывает новые слайды с постепенным заполнением первой колонки таблицы. Учитель: «Перейдём к потенциальной энергии – энергии взаимодействия, которая вызывается действием на тело потенциальных сил» Предлагает ученикам открыть страницу учебника и прочитать определение нового понятия: «Потенциальными силами являются силы тяжести, упругости и гравитационного взаимодействия» Организует работу в парах с учебником по заполнению оставшихся колонок таблицы. Учитель: «Проверяем, как справились с заданием» - организует фронтальную беседу и открывает слайды с правильным заполнением таблицы. Учитель: «Итак, мы рассмотрели два вида механической энергии, а если тело движется под действием потенциальных сил, каким видом энергии обладает? Как можно записать формулу полной механической энергии? Полная механическая энергия Е=Ек+Еп» Учитель: «Вернёмся к качающимся шарикам. В этой системе почти нет сил, кроме тяжести и упругости, т.е. потенциальных сил. Такая система называется – консервативной. Что происходит в системе, когда поднять один шарик? Система стала обладать потенциальной энергией, а кинетической нет. Шарик стремится упасть вниз, приобретает скорость, т.е. потенциальная энергия уменьшается, а кинетическая растет. Но шарик подскакивает на ту же высоту. Т.е. полная энергия из системы никуда не делась. Вывод: система пытается принять положение с минимумом потенциальной энергии, превращение одного вида энергии в другой, и полная энергия системы не изменилась. Еп0+Ек+=Еп+Ек Мы сформулировали Фундаментальный закон природы: Закон сохранения полной механической энергии. На самом деле это устройство называется маятник Ньютона, и изобретено оно было для демонстрации закона сохранения энергии» Учитель: «Рассмотрим другой маятник – маятник Максвелла. Какие превращения энергии здесь происходят?» Побуждает учеников к дискуссии, выслушивает и корректирует, при необходимости, возможные ответы учащихся: - Потенциальная энергия положения и упругости переходит в энергию движения (кинетическую) и обратно. Учитель: «А почему затухают колебания и довольно заметно? Есть сторонние силы (силы трения). Т.е. система не консервативная. Тогда закон сохранения энергии примет вид (Ек+Еп)-(Ек0+Еп0)=Асторон сил» | Отвечают на вопросы. (фронтальная работа). Работа с учебником, заполнение таблицы (парная работа) Делают вывод по замкнутой системе и о превращении энергии (анализ экспериментальной задачи, коллективная работа) | предметные УУД Формирование понимания учащимися понятий «энергия», «потенциальная сила», «потенциальная энергия», «кинетическая энергия», «полная механическая энергия тела», «полная механическая энергия замкнутой системы тел», «изменение и превращение энергии»; совершенствование умения анализировать экспериментальные задачи и делать выводы из них; - умение работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); - умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением терминологии и символики; - умение проводить логические обоснования Регулятивные УУД: - умение следовать организации выполнений учебной деятельности согласно предложенным вариантам учителя; - умение логически построить высказывание; Коммуникативные УУД: - умение слышать и понимать одноклассника; - умение выделять главную и второстпенную информацию; - умение работать в парах, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Закрепление (2мин) | Организует работу с использованием материала на экране Корректирует, при необходимости, работу учащихся. | Учитель: « Какими видами энергии обладают тела на картинках? Какие превращения энергии происходят при выстреле стрелы?» Выслушивает и корректирует, при необходимости, возможные ответы учащихся: - кинетическая энергия машины, потенциальная энергия камня - переход потенциальной энергии натянутой струны в кинетическую энергию стрелы | Отвечают на вопросы. (фронтальная работа). | Предметные: Предметные: - формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; - умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением терминологии и символики; Регулятивные УУД: - умение логически построить высказывание; Коммуникативные УУД: - умение применять приобретенные навыки на уроке и в жизненных ситуациях; - умение слышать и понимать одноклассника |