СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фронтовая лирика К. Симонова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: фронтовая лирика К. Симонова

Цели урока: знакомство с писательской судьбой К. Симонова , чтение и  идейно-художественный анализ стихотворений , относящихся к фронтовой лирике , обучение  навыкам выразительного чтения , формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни  , воспитание  патриотизма, преданности родине ; убеждение в том, что родину защитить нужно даже ценой своей жизни.

Планируемые   результаты: познавательные   УУД:  поиск и выделение  необходимой информации ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ; чтение ;  осмысленное восприятие текстов .

Личностные  УУД: самоопределение, нравственно – этическая  ориентация  , способность к самооценке своих  поступков.

Регулятивные УУД : целеполагание ,  саморегуляция, выделение и осознание  обучающимся  того, что уже усвоено.

Коммуникативные  УУД:  планирование  учебного сотруднечиства    с  учителем и сверстниками, соблюдение   правил  речевого  поведения , умение  высказывать и   обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения:  компьютер, проектор, иллюстрации, к произведениям.

Межпредметные связи : Ресурсы сети Интернет ;соц.сеть работников

образования 

Просмотр содержимого документа
«Фронтовая лирика К. Симонова»

Тема: «Фронтовая лирика К. Симонова».



В нас есть суровая свобода:
На слёзы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

                      К. Симонов                                                      



Цели урока: знакомство с писательской судьбой К. Симонова , чтение и идейно-художественный анализ стихотворений , относящихся к фронтовой лирике , обучение навыкам выразительного чтения , формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни , воспитание патриотизма, преданности родине ; убеждение в том, что родину защитить нужно даже ценой своей жизни.

Планируемые результаты: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ; чтение ; осмысленное восприятие текстов .

Личностные УУД: самоопределение, нравственно – этическая ориентация , способность к самооценке своих поступков.

Регулятивные УУД : целеполагание , саморегуляция, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруднечиства с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения , умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, иллюстрации к произведениям.

Межпредметные связи : Ресурсы сети Интернет ;соц.сеть работников

образования .

На доску проецируется портрет поэта.

Немало замечательных поэтов и писателей посвятили свое творчество военной тематике. Одним из них является русский поэт, прозаик, драматург, сценарист  Константин Михайлович Симонов(1915-1979). 

Во время войны как никогда чутко прислушивались к голосу поэтов. Его не могли заглушить ни залпы, ни разрывающиеся бомбы. Не было такого человека, который не читал бы Суркова или Симонова. Своими произведениями они поддерживали дух солдат, их мечты о победе, их любовь к Родине.



Родина

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
 

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ К. СИМОНОВА «РОДИНА». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА   Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его — тема Родины. Мы можем отнести это произведение к патриотической лирике. Образ Родины предстает в этом стихотворении двойствен­ным: это и великая, гордая, мощная страна, и крохотный кло­чок земли, «припавший к трем березам». Именно он беско­нечно дорог всем русским людям: Ты вспоминаешь родину — такую, Какой ее ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Стихотворение построено в форме обращения поэта к сво­им современникам, солдатам, защищающим родную землю. При этом поэт не отделяет себя от них, он говорит от лица целого поколения: Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Крошечный уголок земли становится для него символом великой России. Начало и финал стихотворения противопоставляются: три великих океана противопоставлены трем березкам. Но эти «три березы» — самое дорогое в жизни каждого рус­ского человека, это символ нашей малой родины. Поэтому мы должны беречь и защищать это до конца: Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. Малая родина у каждого своя, но напоминает она нам о большой и могучей стране. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции. Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует скромные средства художе­ственной выразительности: эпитет («краткий миг»), анафору («Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голо­дать и холодать»), метафору («Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать»).
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. А. Суркову

Константин Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! -
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Анализ стихотворения Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «Землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.

Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае. Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента. Самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала. Однако, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.

Отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты – традиционные деревенские кладбища, где покоятся участники многих войн. И у Симонова складывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые – те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы Россия была свободной страной.

Уже в первые месяцы войны, пройдя пыльными дорогами Смоленщины, поэт начинает осознавать, что родина для него – это не уютный мирок столичной квартиры, где он чувствует себя беззаботно и безопасно. Родина – это «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою. Симонов видит, как гибнут его товарищи и понимает, что на войне это неизбежно. Но его поражает не столько смерть, сколько вера простых сельских женщин, которые вновь стали солдатками, в то, что их родная земля будет освобождена от врагов. Эта вера формировалась столетиями, и именно она составляет основу русского духа и вызывает у поэта неподдельную гордость за свою страну. Симонов рад тому, что ему довелось родиться именно здесь, и его матерью была русская женщина — такая же, как и сотни других матерей, которых ему довелось повстречать в селах. Обращаясь к Алексею Суркову, поэт не хочет ничего загадывать наперед и не знает, будет ли судьба к нему так благосклонна, что подарит жизнь на этой страшной и беспощадной войне. Однако он видит, с какой надеждой и верой провожают их в бой русские женщины, трижды обнимая по старой доброй традиции, словно бы пытаясь защитить от всех невзгод и напастей. И именно эта вера укрепляет силу духа русских солдат, которые понимают, что, отступая, оставляют свою родину на растерзание врагу.

Пройдет еще совсем немного времени, и советские войска смогут одержать свои первые победы. Однако осень 1941 года – это страх, боль и ужас вчерашних мальчишек, которые столкнулись с войной лицом к лицу. И лишь мудрые русские женщины, все понимающие и тонко чувствующие чужую боль, вселяют в молодых солдат надежду, заставляя их поверить в собственные силы ради того, чтобы не только выжить, но и победить.











Этапы урока



1.Орг. этап














2.Мотив к учебной деятельности.










3.Актуализация знаний




















4.Целепологание









5.Организация деятельности по восприятию произведения





Физ.минутка для глаз «Бабочка».




6. Открытие обучающимися новых знаний


























7.Рефлексия.

























Д/З

Дать анализ одного произведения из фронтовой лирики К. Симонова

Формирование

УУД


Личностные : внимание , уважение к окружающим ; коммуник : планирование учебного сотрудничества

с учителем , сверстниками ; регулят : мобилизация сил , энергии



Личностные УУД :

Самоопределения , установление связи между целью и её мотивом ; коммуникативные :

Сотрудничество с окружающими , умение правильно выражать мысли


Познават : поиск и выделение не обходимой информации , осознанное построение речевого высказывания в устной форме , извлечение необходимой информации , анализировать , уметь доказывать .

Коммуникативные : Правильно выражать мысли , планирование учебного сотрудничество с учителем


Личностные : моральный выбор , регулятивный : целеполагание , рефлексия , самоопределение



Личностные : самоопределения , регулятивные : составление плана и последовательность действии ,

Познавательные , осознанное построение речевого высказывания.





Познавательные :

Выбор наиболее эффективных способов решения задач .Коммуникативных

Поиск и сбор информации логические : установление причинно-следственных связей. Познавательные :

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Личностные жизненное самоопределение , нравственно-эстическая орентация.






Познавательные : самостоятельная формулировка своих мыслей , логические : построение логической цепочки рассуждения.

Коммуникативные : уметь правильно обосновывать свои мысли .

Личностные : оценивать результат учебной деятельности , регулятивные : соотносить полученный результат с поставленной целью.

Личностные : стремление к речевому совершенствованию.

Деятельность

Учителя


Настрой детей на урок













Чтение стихотворений К. Симонова из его фронтовой лирики

-Кто знаком с автором этих произведений





-Слова учителя о К. Симонове.

-На портрете человек в военной форме…

Презентация
















-Какие основные задачи стоят перед нами ?







-Какие чувства у вас вызывают прочитанные отрывки из стихотворений







-Как вы думаете , что хочет донести автор ? Чему мы должны сегодня верить ? Как беречь Родину.

Беседа.(лист №2 )
























Беседа.(Лист №3 ) Письменный ответ: О чём вас заставил задуматься К. Симонов.


Деятельность

Учащихся


Самоопределение














Выявление желания знакомства с творчеством автора.








Сообщение учащихся о жизни писателя .

Проектная работа одного ученика.

( опорные записи в тетрадях )


















Знакомство с эпиграфом , вывод о том , что речь идёт о В О в , о величайшей победе в истории человечества ( лист 1 )

-Выражают свои чувства , размышляют над подвигом советского солдата.







Анализ произведений. Образ защитника отечества.

Дети подтверждают примерами из текста .Выводы обоснованные доказательства . Обмен мнениями.


















Письменные развёрнутые ответы на вопросы.







Сформулировать важные мысли урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!