СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фронтовые поэты. .. Ваши жизни война рифмовала..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:Ознакомление с биографией и творчеством поэтов и писателей-фронтовиков

Задачи:

-содействовать повышению уровня мотивации к изучению лирики на уроках через вовлечение во внеклассные мероприятия;

- содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся уважения к литературе, истории;

- содействовать формированию патриотических чувств;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к подвигу фронтовиков.

Просмотр содержимого документа
«"Фронтовые поэты. .. Ваши жизни война рифмовала..."»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каразерикская средняя общеобразовательная школа имени Г. Вильданова»

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан















«Фронтовые поэты…

Ваши жизни война рифмовала…»

Внеклассное мероприятие











Подготовила:

учитель русского языка и

литературы Г. Р. Рахимова









с. Старый Каразерик.



Тема мероприятия

Фронтовые поэты… Ваши жизни война рифмовала…

Цель

Ознакомление с биографией и творчеством поэтов и писателей-фронтовиков

Задачи

Образовательные:

- актуализировать знания о литературе периода Великой Отечественной войны,

- учить стихотворения поэтов-фронтовиков,

- изучить этап военных лет биографии поэтов и писателей,

расширить общий кругозор учащихся.

Развивающая:

- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

- вызвать отклик на прочитанные и услышанные произведения,

- создать условия для развития памяти и внимания,

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

Воспитательная

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

- содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

- содействовать повышению уровня мотивации к изучению лирики на уроках через вовлечение во внеклассные мероприятия;

- содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся уважения к литературе, истории;

- содействовать формированию патриотических чувств;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к подвигу фронтовиков.

Вид

Учебно-воспитательные

Тип

Открытое внеклассное мероприятие

Форма

Литературно-музыкальная композиция

Методы

изучение разных источников с целью накопления материала для выступлений, выступление монологом, чтение наизусть, разучивание и исполнение песен, подготовка материала для выставки, подготовка интерьера и костюмов.

Средства

оформление зала, музыкальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.

Оборудование

Интерактивная доска, презентация в программе PowerPoint, сборники стихотворений поэтов и писателей участников Великой Отечественной войны, аудиозаписи песен «Журавли», «День Победы», музыкальные файлы.

Ответственные

Участники литературного кружка (ученики разных классов)

Аудитория (для кого предназначено

Обучающиеся 5-11 классов, учителя

Примечание

Подготовка и репетиция к мероприятию проводится заранее.

По ходу выступлений проводится показ слайдов презентации


https://stihi1941-1945.ru/

https://www.culture.ru/

https://www.livelib.ru/author/171415-georgij-ladonschikov

https://www.chitalnya.ru/

и другие источники



Ход и этапы мероприятия

Высту-пающий

Текст

Слайд (изображение)

Учитель

- Здравствуйте, уважаемые, гости, учителя, ребята. Сегодня мы собрались почтить память поэтов и писателей – участников Великой Отечественной войны. Вы услышите их стихи и песни, узнаете о подвигах, совершённых поэтами-фронтовиками. Многие-многие из них не вернулись с поля битвы, сложили голову за нашу счастливую жизнь.

Сейчас над нами мирное небо. Живём в свободной стране. Умейте ценить то, что имеете и что сохранено всем нам жизнями очень многих людей!

№ 1

картинка с вечным огнём

1-й ведущий.

Из тысячи советских писателей и поэтов, ушедших на фронт, не вернулось с войны более двухсот человек. А военных журналистов погибло ещё больше…


2-й ведущий.

И сегодня хотелось бы вспомнить судьбу хотя бы некоторых из тех, чьи строки стали летописью Великой Отечественной войны.


1-й ученик

«Родная земля»

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

№ 2

картинка с изображением природы России

1-й ведущий

Это стихотворение Георгия Афанасьевича Ладонщикова. На фронте рядовой Георгий Ладонщиков (1916-1992) воевал связистом в стрелковом полку на Ленинградском фронте. После войны поэт и партизан пошел работать монтером на Московскую телефонную станцию. Ладонщиков русский поэт и переводчик. Он переводил на русский язык произведения с мордовского (И. Кишняков), татарского (Я. Пинясов), чувашского (Л. Агакова), карачаевского (М. Хубиева) и др. языков.

№ 3

Фото поэта, с краткой информацией

2-й ученик

Георгий Ладонщиков. Стихотворение «Наша Родина»:

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.

Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Всё в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

№ 4

картинка с изображением природы России

2-й ведущий

1941й год. 22 июня. Германские войска вероломно вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, самая страшная и беспощадная в истории нашей страны.

№ 5


Аудио-запись

Обращение Левитана 22 Июня 1941 года. Объявление о начале войны


3-й ученик

Стихотворение «22 июня», (Автор: Дмитрий Владимирович Попов).


Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвется,
Смерть поведет парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернется сам назад.
Два "супербога": Гитлер - Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть - не быть...
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть...

№ 6


1-й ведущий

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. И неслучайно её называют Великой и Священной, ведь она подняла все поколения на борьбу за святое, правое дело – защиту Родины!


Видео-запись

Кадры кинохроники «Священная война»


Аудио-запись

Песня «Священная война» композитор Александр Васильевич Александров, автор слов – советский поэт Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч 


2-й ведущий

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч  В 1939 году в качестве офицера РККА участвовал в походе на Западную Украину и в Западную Белоруссию. Во время советско-финской и Великой Отечественной войны служил в ВМФ политработником, был сотрудником газеты «Красный флот». Капитан первого ранга.

№ 7

1-й ведущий

Около тысячи поэтов вместе с народом встали на борьбу с фашистами: мёрзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги, работали военными корреспондентами, писали статьи и стихи, поднимали дух бойцов, защищали родину.

Их оружием были и винтовка, и пулемёт, и слово. Стихи, очерки, статьи, заметки.

Писали и … умирали.

№ 8 (коллаж с фото многих поэтов-фронтовиков)

4-й ученик

Константин Иванович Баёв стихотворение «Ложка»

Провожая в путь-дорожку,
Мать вложила в сумку мне:
– Вот, возьми, сыночек, ложку,
Пригодится на войне…

Сбоку звезды, в центре птичка,
Лаком крытые края.
Сразу видно, что вещичка –
Раскрасавица моя.

В ней вкусна любая каша
И с огня солдатский борщ.
Эх, догадлива мамаша!
Знала: губ не обожжешь.

Много мне встречалось ложек
Всех фасонов и мастей.
Только эта – всех дороже,
Память матери моей.

№ 9

(фото автора)

2-й ведущий

Константин Иванович Баёв (18.09.1916, с. Териберка – 11.04.1943, Онежское озеро)–поэт. Из семьи рыбака. Ходил в море, работал сельским корреспондентом мурманских газет. В 1941 г. ушел на фронт добровольцем, воевал в составе 1070-го стрелкового полка 313-й стрелковой дивизии на Карельском фронте. Погиб на льду Онежского озера, возвращаясь из разведки. Похоронен в братской могиле у пос. Повенец Медвежьегорского р-на

№ 10


5-й ученик

Стихотворение Алексе́я Алекса́ндровича Сурко́ва «На вокзале»


На площади у вокзального зданья
Армейцы месили слякоть.
В глаза целовала в час расставанья,
Давала слово не плакать.

Шел снег. Поезда проходили мимо.
Гудками сердце кололи.
Зачем ты не плакала? Нестерпимо
Немое горенье боли.

Чуть северным ветром дохнет погода,
И боль оживет, упряма…
Кричу тебе в даль сурового года:
— Расплачься… Расплачься, мама!

№ 11

1-й ведущий

В 1941—1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии[3][4]. 27 ноября 1941 года под Истрой Сурков попал в окружение на командном пункте. Когда он смог всё-таки выбраться из землянки и добраться до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага»; после этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…» Вернувшись в Москву, он написал своё знаменитое стихотворение «В землянке» (вскоре ставшее песней) и отослал его текст жене (которая тогда вместе с дочерью находилась в эвакуации в городе Чистополь) в солдатском письме-треугольнике[

№12

Исценированное исполнение песни группой учащихся, в театрализованной форме

(Прослушивание песни) «В землянке»

Слова А. А. Суркова. Автор музыки — Константин Яковлевич Листов


Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза;
И поет мне в землянке гармонь:
Про улыбку твою и глаза.
И поет мне в землянке гармонь:
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой!
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой!

Ты сейчас далеко, далеко;
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло!
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.


2-й ведущий

С ноября 1939 по апрель 1940 года в составе группы писателей Твардовский работал в качестве военного корреспондента в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Тогда ему было присвоено воинское звание батальонный комиссар[15]. Твардовский участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию и в войне с Финляндией[16]. Александр Трифонович Твардовский был на фронте в качестве военного корреспондента. Поэтому в его стихотворении «Две строчки» описаны события войны. Поэт смог передать всю жестокость битвы.

№13

6-й ученик

Александр Трифонович Твардовский

Стихотворение «Две строчки»


Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

№14

1-й ведущий

Юрий Семенович Белаш – поэт, участник боев в Восточной Пруссии, писал о войне откровенно и жестко. В 1967 г. написал свое первое стихотворение – «Слезы».

№ 15

7-й ученик

Юрий Белаш. Стихотворение «День рождения»


В нашей жизни не так уже много тепла.
Да и разве нас женщина – нас война родила.
И вовек не забудется этот роддом
Под взлохмаченным небом в окопе сыром.
Было хмуро, натоптано, ветрено, пусто.
Пули тюкали в мокрый, расплывшийся бруствер.
Сиротой безотрадной казалась поляна
с посечёнными насмерть стеблями бурьяна.
Но в осеннюю эту, военную слякоть,
Даже если хотелось – нельзя было плакать.
И в окопчике тесном, согнувшись горбато,
Грели руки и душу о ствол автомата.


2-й ведущий

Юлия Владимировна Друнина сразу же после окончания школы, в первые дни войны ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944 года служила санитарным инструктором (медсестрой)в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена Орденом Красной Звезды и медалью «За Отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии после ранения. Печататься начала в конце войны во фронтовых газетах.

№ 16

8-й ученик

Юлия Друнина. Стихотворение «Запас прочности»

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.


1-й ведущий

Поэт Всеволод Эдуардович Багрицкий с первых дней войны добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учёта из-за сильной близорукости. В октябре 1941 года, он освобождённый от воинской службы по состоянию здоровья, был эвакуирован в Чистополь. В январе 1942 года после настойчивых просьб получил назначение в газету «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта. Погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года. Ему ещё не было и 20 лет.

№ 17

9-й ученик

Всеволод Багрицкий. Стихотворение «Мне противно жить не раздеваясь»


Мне противно жить не раздеваясь,
На гнилой соломе спать.
И, замерзшим нищим подавая,
Надоевший голод забывать.

Коченея, прятаться от ветра,
Вспоминать погибших имена,
Из дому не получать ответа,
Барахло на черный хлеб менять.

Дважды в день считать себя умершим,
Путать планы, числа и пути,
Ликовать, что жил на свете меньше
Двадцати.


10-й ученик

Семён Гудзенко. Стихотворение «Перед атакой»


Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год —
ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв — и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.


2-й ведущий

Автор этих строк Семён Петрович Гудзенко русский советский поэт т журналист, военный корреспондент. Своё стихотворение «Перед атакой» сочинил на войне, в 1942 году, находясь на фронте, сражался под Москвой. На тот момент ему было всего 20 лет. После войны Семён Гудзенко работал журналистом. В 1950-е годы вышли его книги «Дальний гарнизон», «Новые края», «Перед атакой», «Могила пилота».

Ранение, полученное на фронте, постоянно давало о себе знать. Даже прикованный к больничной кровати, медленно и мучительно умирая, поэт продолжал оставаться романтиком и доброжелательным человеком; а когда потерял возможность писать самостоятельно, поэт продолжал сочинять стихотворения и диктовал их.

Сбылось написанное им в 1946 году: «Мы не от старости умрём, — от старых ран умрём...». 

№18

1-й ведущий

Аде́ль Куту́й настоящее имя — Адельша́ Нурмухаме́дович Куту́ев — советский татарский писатель-фантаст, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент.

25 мая 1942 года ушёл добровольцем в Красную Армию. Воевал в составе 75-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона на Западном и Донском фронтах. За отличие в Сталинградской битве был награждён медалью «За отвагу». Затем воевал на Брянском фронте в должности адъютанта командира 3-й гвардейской миномётной бригады. В 1944 году гвардии младший лейтенант А. Н. Кутуев стал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красная Армия» на татарском языке. Зимой 1945 года, участвуя в Висло-Одерской операции, Адель Кутуй с танкистами прошёл путь от Вислы до Одера. При этом он сильно простудился, но продолжал выезжать на передовую и делать репортажи, пока его состояние резко не ухудшилось. Его эвакуировали в эвакогоспиталь № 2606 города Згеж (Польша), но 16 июня 1945 года он скончался от острой формы туберкулёза легких.

№ 19

Инсценированное представление: ученик в роли поэта-фронтовика

С фронта Адель Кутуй пишет письма жене и детям. Вот что написал он сыну:
«Я попрошу мать сохранить это письмо и передать тебе его в тот день, когда исполнится двадцать лет. И тогда мы поговорим с тобой. Будет обычный день. Для тебя. Война останется в воспоминаниях. Мы победим, мы не можем не победить, ты слышишь, сын. Мать скажет: «А тебе письмо. Оно долго шло. Иди в другую комнату и почитай…». Я не думаю о смерти, потому что она всегда присутствует рядом, и к ней привыкаешь. Нет, я не бесстрашный, но слишком велика страна за спиной, чтобы ежедневно скорбеть о себе. Если пуля выберет меня, ты получишь это письмо. Вот и исполнилось тебе двадцать лет. Я поздравляю тебя. Давай обнимемся по-мужски… Ты вырос, мой сын. Я желаю тебе, завещаю любить людей. Отец».


2-й ведущий

Муса Мустафович Джалиль — советский татарский поэт и журналист, военный корреспондент. В 1941 году был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом армейской газеты «Отвага» 2 Ударной армии.

26 июня 1942 года в ходе Любанской наступательной операции у деревни Мясной Бор Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен. Вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». Муса Джалиль вступил в созданную среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных. В августе 1943 года гестапо было арестовано несколько сотен человек подпольной группы, в числе арестованных патриотов-подпольщиков был и Муса Джалиль. Его заключили в Моабитскую тюрьму. В течение нескольких месяцев продолжались пытки. Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме  в Берлине. Незадолго до казни Муса передал свои стихи соседу по камере — бельгийскому участнику Сопротивления Андре Тиммермансу. 

№20(фото М. Джалиля)








№ 21

(фото членов подпольной организации)



11-й ученик.

Сценка.

(В военной форме достаёт треугольное письмо военной поры (читает стихотворение не наизусть, а из письма)

Муса Джалиль. Стихотворение «Гази Кашшафу»

Любимый друг!
От твоего письма
В груди моей живой родник забил.
Прочел я, взял оружие свое
И воинскую клятву повторил.

Я ростом невысок. А в тесноте
Окопной с виду вовсе не батыр.
Но нынче в сердце, в разуме моем,
Мне кажется, вместился целый мир.

Окоп мой узкий, он сегодня грань
Враждебных двух миров.
Здесь мрак и свет
Сошлись, здесь человечества судьба
Решается на сотни сотен лет.

И чувствую я, друг мой, что глаза
Народов всех теперь на нас глядят,
И, силу в нас вдохнув, сюда, на фронт,
Приветы и надежды их летят.

И слышу я, как ночи напролет
Веретено без умолку поет.
На варежки сынам-богатырям
Без сна овечью пряжу мать прядет.

Я вижу наших девушек-сестер —
Вдали, в цехах огромных, у станков.
Они гранаты делают для нас,
Чтоб нам скорее сокрушить врагов.

И вижу я — тимуровцы мои
Советуются в тишине дворов,
Как, чем помочь семье фронтовика,—
Сарай покрыть да заготовить дров.

С завода сутками не выходя,
Седой рабочий трудится для нас.
Что глубже чувства дружбы?
Что сильней,
Чем дружба, окрыляет в грозный час?

Мое оружье! Я твоим огнем
Не только защищаюсь, я его
В фашистов направляю, как ответ,
Как приговор народа моего.

Я знаю: грозный голос громовой
Народа в каждом выстреле звучит.
Я знаю, что опорою за мной
Страна непобедимая стоит.

Нет, не остыть сердечному теплу,
Ведь в нем тепло родной моей страны!
Надежда не погаснет, если в ней
Горячее дыханье всей страны!

Пусть над моим окопом все грозней
Смерть распускает крылья,
тем сильней
Люблю свободу я, тем ярче жизнь
Кипит в крови пылающей моей!

Пусть слезы на глазах…
Но их могло
Лишь чувство жизни гордое родить.
Что выше, чем в боях за край родной
В окопе узком мужественно жить?!


12-й ученик

Абдулла Алиш. Стихотворение «Жене»


Стол накрывая, вспомнишь обо мне,
Пустует стул. В квартире одинокой
При мысли, что погиб я на войне,
Заплачешь ты одна в тоске глубокой…
Не сокрушайся, друг мой! никогда
Тебя я в одиночестве не брошу.
Закончится военная страда,
мы сбросим с плеч разлуки горькой ношу.

Я помню, проводив меня на фронт,
вслед эшелону ты в слезах бежала…
Меня, оберегая от невзгод,
любовь твоя повсюду окружала…

(Перевод Р. Бухараева)


1-й ведущий

Абдулла Бариевич Алишев. Татарский советский писатель, поэт. С начала войны Абдулла Алиш находился на фронте. В октябре 1941 года под Брянском был взят в плен и брошен в концлагерь, где встретился с Мусой Джалилем; попал в легион «Идель-Урал». За участие в подпольной организации казнён на гильотине 25 августа 1944 в военной тюрьме Плётцензее в Берлине.

№22

2-й ведущий

Эта война всем людям принесла неиссякаемое горе: матери, отцы, дети и жёны погибших, убитых, без вести пропавших солдат, фронтовиков ждали своих защитников до конца своих дней! Но война беспощадна!


1-й ведущий

Булат Шалвович Окуджава советский и российский поэтпрозаиксценаристпевецбардкомпозитор.

 Лауреат Государственной премии СССР (1991). Член Союза писателей СССР (1962—1991) и КПСС (1956—1989). Участник Великой Отечественной войны.

В 1942 году девятиклассник Окуджава полгода штурмовал Тбилисский военкомат, прежде чем его отправили на фронт. В военные годы он написал свою первую песню — «Нам в холодных теплушках не спалось».

В воспоминаниях Окуджава называл себя и своих сверстников «очень смешными солдатами». Автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр», которую Окуджава напишет в 1961 году, будет именно о них — школьниках, ушедших на войну. Идея названия родилась из воспоминаний Окуджавы о Тбилисском военкомате, где капитан Качаров отсылал домой юных добровольцев: «Чтобы я вас здесь больше не видел, ясно? Надо будет, сами вызовем. Всё. Бывайте здоровы, школяры».

«Впечатление от фронта было очень сильное, потому что я был мальчишкой. И потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет», -писал впоследствии Булат Окуджава

№ 23

Аудио-запись или видео-запись в исполнении автора-барда Б. Окуджавы

Булат Окуджава Песня «До свидания, мальчики»


Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.


13-й ученик

Булат Окуджава. Стихотворение «Первый день на передовой»


Волнения не выдавая,
оглядываюсь, не расспрашивая.
Так вот она — передовая!
В ней ничего нет страшного.

Трава не выжжена, лесок не хмур,
и до поры
объявляется перекур.
Звенят комары.

Звенят, звенят:
возле меня.
Летят, летят —
крови моей хотят.

Отбиваюсь в изнеможении
и вдруг попадаю в сон:
дым сражения, окружение,
гибнет, гибнет мой батальон.

А пули звенят
возле меня.
Летят, летят —
крови моей хотят.

Кричу, обессилев,
через хрипоту:
«Пропадаю!»
И к ногам осины,
весь в поту,
припадаю.

Жить хочется!
Жить хочется!
Когда же это кончится?..

Мне немного лет…
гибнуть толку нет…
я ночных дозоров не выстоял…
я еще ни разу не выстрелил…

И в сопревшую листву зарываюсь
и просыпаюсь…

Я, к стволу осины прислонившись, сижу,
я в глаза товарищам гляжу-гляжу:
а что, если кто-нибудь в том сне побывал?
А что, если видели, как я воевал?


14-й ученик

Юлия Владимировна Друнина.

Стихотворение «Я только раз видала рукопашный»


Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

1943 г.


2-й ведущий

Жизнь Юли перевернула война. 17-летняя девушка записалась в добровольную санитарную дружину при Обществе Красного Креста, работала в госпитале.

Когда немцы подходили к Москве, Юлия выезжала на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Здесь она впервые в жизни попала под бомбёжку, после которой потерялась и отстала от своей группы. Девушка блуждала до тех, пока не наткнулась на солдат пехотного полка, которым нужна была санитарка. Так Юля оказалась на фронте. Первый бой, первое окружение, первый прорыв к своим, в ходе которого погибали её товарищи…

Работа медсестры на фронте — спасать израненных, искалеченных мужчин, которых нужно выносить с поля боя под вражеским огнём. И юные девочки выносили, спасая сотни, тысячи жизней, а когда было нужно, сами вступали в бой с безжалостным, страшным врагом.
В одном из боёв Юлю ранило осколком снаряда в шею. Она не поняла серьёзности раны, просто перебинтовав шею, и продолжила спасать чужие жизни. В какой-то момент силы вдруг оставили её, ушло сознание. Она очнулась на больничной койке, а склонившийся над ней врач только покачивал головой. Осколок находился в нескольких миллиметрах от сонной артерии — ещё чуть-чуть, и конец.

№ 24

1-й ведущий

Елена Михайловна Ширман (21 января [3 февраля1908 — август 1942) — русская советская поэтесса, журналистка. В июле 1942 г. в составе выездной редакции ростовской газеты «Молот» Е. Ширман выехала в один из районов области. В станице Ремонтной она была схвачена фашистами со всеми редакционными материалами. на глазах поэтессы гитлеровцы расстреляли ее отца и мать, приказали ей самой вырыть им могилу. На следующий день и её повели на казнь. 

№ 25

15-й ученик

Елена Ширман. Стихотворение «Письмо девушки-донора»


Прости, не знаю, как тебя зовут,
Мой друг далекий, раненый боец.
Пишу тебе от множества сердец,
Что в лад с тобою бьются и живут.

Ты видишь?
Вся огромная страна
Склонилась, как заботливая мать;
Чтобы тебя от смерти отстоять,
Ни днем, ни ночью не уснет она.

Ты слышишь?
Весь бесчисленный народ
Единой грудью за тебя встает,
Чтоб сделать наши нивы и луга
Могилой для проклятого врага:

Мой друг далекий, ты меня прости,
Коль нужных слов я не смогла найти, –
Ты кровь пролил за родину в бою:
Мой кровный брат, прими же кровь мою!

1941


2-й ведущий

Евгений Михайлович Винокуров после окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром артиллерийского взвода. Воевал на 4-ом Украинском фронте, в Карпатах, войну закончил в Силезии(в Польше). После войны из-за болезни лёгких был демобилизован. Первые стихи начали печататься во фронтовых газетах.

№ 26

1-й ведущий

В этих стихах отражена вся трагедия войны!

Сколько жизней унесла она-проклятая!


16-й ученик

Евгений Винокуров. Стихотворение «Глаза».


Взрыв. И наземь. навзничь. Руки врозь. И
Он привстал на колено, губы грызя.
И размазал по лицу не слёзы,
А вытекшие глаза.

Стало страшно. Согнувшийся вполовину,
Я его взвалил на бок.
Я его, выпачканного в глине,
До деревни едва доволок.

Он в санбате кричал сестричке:
«Больно! Хватит бинты крутить!..»
Я ему, умирающему, по привычке
Оставил докурить.

А когда, увозя его, колеса заныли
Пронзительно, на все голоса,
Я вдруг вспомнил впервые: у друга ведь были
Голубые глаза.


Виде-запись в исполнении Марка Бернеса

Евгений Винокуров. Стихотворение «Москвичи».( автор слов — поэт Е. М. Винокуров, композитор — А. Я. Эшпай.)


В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой.
А где-то в людном мире который год подряд
Одни в пустой квартире их матери не спят.

Свет лампы воспаленной пылает над Москвой
В окне на малой Бронной, в окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе без них идет кино,
Девчонки, их подруги, все замужем давно.

Пылает свод бездонный и ночь шумит листвой
Над тихой малой Бронной, над тихой Моховой.

№ 27

2-й ведущий

Никола́й Петро́вич Майо́ров (20 мая 1919 — 8 февраля 1942) — русский поэтпоэт-фронтовик. В октябре 1941 года  Был стрелком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й стрелковой дивизии.

Погиб во время первого большого наступления советских войск — 8 февраля 1942 года в бою у деревни Баранцево Кармановского района Смоленской области. Долгое время место гибели и могила были не установлены. Политрук пулемётной роты Николай Майоров похоронен в братской могиле.

№ 28

Стилизованное чтение стихотворений поэта, под музыку, в гимнастёрках, шинели и т.д.

( 3 ученика)

Николай Петрович Майоров. Стихи.

Нам не дано спокойно сгнить в могиле...

Нам не дано спокойно сгнить в могиле –
Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, –
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

1941

О нашем времени расскажут...

О нашем времени расскажут.
Когда пройдем, на нас укажут
И скажут сыну: «Будь прямей!
Возьми шинель – покроешь плечи,
Когда мороз невмоготу.
А тем – прости: им было нечем
Прикрыть бессмертья наготу».

1941

Пусть помнят те, которых мы не знаем...

Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

1941


Аудио-запись

(под песню, показ стилизованного танца группой девочек)

(Прослушивание песни)

Песня «Журавли» стихи Расула Гамзатова (автор перевода Наум Гребнев),

музыка Яна Френкеля.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.


1-й ведущий

Сколько жизней унесла война…

Сколько жизней искалечила она…


2-й ведущий

Эдуард Аркадьевич Асадов (7 сентября 1923 — 21 апреля 2004) — русский советский поэт и прозаик, участник Великой Отечественной войны. В первые дни войны ушел добровольцем на фронт, где прошел путь от наводчика до командира батальона. В мае 1944 года был тяжело ранен в боях за освобождение Севастополя и лишился зрения.

№ 29

Костюмированное инсценированное чтение. Участвуют несколько учеников.


15-й ,

16-й

ученик

Эдуард Асадов"Письмо с фронта"

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры —
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры —
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!


1-й ведущий.

Среди поэтов, прошедших через всю войну и вернувшихся, был Константин Михайлович Симонов. Он в 1939 году был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол в Монголию. С началом Великой Отечественной войны был призван в армию, работал во фронтовых газетах «Боевое знамя», «Красная звезда».

№ 30

Исполнение песни «Жди меня»

Константин Симонов. «Жди меня и я вернусь»


Жди меня и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.


2-й ведущий.

Владимир Гаврилович Харитонов — советский поэт-песенник, автор стихов более чем тысячи песен, самая знаменитая из которых «День Победы».

Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился 24 июня 1920 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны был на фронте, воевал в пехоте, конном взводе и водолазных частях. Был ранен.

№ 31

Видео-запись

Песня «День Победы» в исполнении государственного хор имени А. Александрова.


Видео-запись с метрономом

Минута молчания. (Смысл минуты молчания - выразить уважение умершим, почтить их память. ..)


Учитель

Чтобы стать достойными наследниками Великой Победы, достойной сменой поколению-победителю, нужно любить своё Отечество, чтить её историю, быть готовым защитить то, что досталось дорогой ценой, помнить о подвиге народа, сберечь эту память – сберечь по призыву сердца, совести и долга!


Люди! Пока сердца стучатся,-

Помните! Какой ценой

Завоёвано счастье,-

Пожалуйста, помните!

№ 32

Кадр из кинофильма «Белорусский вокзал»(реж. А. Смирнов. 1970 г)

Песня «Нам нужна одна Победа» в исполнении актрисы Нины Ургант. Автор песни поэт-фронтовик Булат Окуджава.


Все выступающие читают наизусть по одной фразе(строке), а последнюю строфу хором.

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живём!

№ 33

Кадры с вечным огнём, из Парада Победы и т.д.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!