СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функции глаголов в рассказе А.П.Чехова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит анализ рассказа А.П.Чехава "На подводе", с точки зрения функционирования в нем глагольной лексики.

Просмотр содержимого документа
«Функции глаголов в рассказе А.П.Чехова»

МКОУ «Курекская СОШ»











Реферат

на тему:

« Функции глаголов в рассказе А.П.Чехова

«На подводе »













Подготовила: Гюлахмедова Г.А.

Учитель русского языка

и литературы МКОУ «Курекская СОШ»





Введение

Материал содержит анализ рассказа А.П."Чехова "На подводе" с точки зрения функционирования в нем глагольной лексики. Данный материал можно использовать как во время изучения рассказа "На подводе" А.П.Чехова на уроках литературы, так и на уроках русского языка во время изучения темы "Использование глаголов в речи". Текст содержит  не только анализ рассказа и особенностей глагольной лексики, но и некоторые факты из биографии писателя. Знакомство с особенностями глагольной лексики в рассказе каждому читателю дает возможность убедится в неисчерпаемых возможностях русского языка, знакомит с выразительными возможностями глаголов. Рассказ «На подводе» короткий, но очень динамичный, глаголы в нем занимают второе место после существительных, они делают текст живым, помогают ясно представить, что делают герои и что чувствуют.   Активное использование глагольной лексики в данном рассказе помогает автору сделать повествование емким, кратким, содержательным и динамичным. Глагол вместе с отглагольными формами, обладающий большим «набором» категорий, форм и оттенками значений, является одной из примечательных в стилистическом отношении частей речи русского языка. По своей природе глагол – одно из главных средств выражения динамики. Отчасти поэтому научная и деловая речь противопоставляются художественной и разговорной по частоте употребления глагольных форм; именно этому характеру первых противостоит глагольный характер вторых.

Цель: выявить роль глаголов в художественной произведении А.П.Чехова «На подводе».

Задачи: определить что такое глагол; количественный состав глаголов; функции глаголов в произведении А. П.Чехова «На подводе»;












Правда жизни в рассказе А.П. Чехова «На подводе»

Антон Павлович Чехов - мастер короткого рассказа, емко и образно он может поведать о жизни, раскрыть парадоксы, составляющие основную ее суть! Рассказ «На подводе» написан в 1897 году уже маститым художником, со сложившейся авторской позицией и манерой повествования.

Выехавшая с утра из города сельская учительница Марья Васильевна возвращается в село в котором живет и работает учительницей уже тринадцать лет. Отвратительная и грязная дорога тянется бесконечно, такой показана и жизнь учительницы, которая проходит в выполнении нелюбимого дела. Ведь и учительницей-то она стала из нужды. Каждый день Марья Васильевна выполняет одни и те же действия, машинально выполняет работу, которую не любит, которой тяготится. Одинокая, несчастная, никого не любящая она и мысли о любви не допускает, воспринимая саму любовь и влюбленность, как катастрофу.
На нелюбимой работе, да и от жизни такой, стала она неловкой, угловатой, некрасивой, постарела да огрубела, всех боится да никому не нравится. Так и жизнь её проходит без друзей да знакомств интересных, без любви и ласки. От горечи и безысходного положения своего Марья Васильевна пытается спрятаться в созданной самой иллюзии, увидев, как ей показалось, знакомый силуэт в проезжавшем поезде. Она как- будто увидела отца и мать живыми, себя в московской квартире, когда еще мечталось о замужестве, да работе по призванию.
Во время этой поездки на подводе, встретили они с возничим Семеном, помещика местного Ханова. Он все жертвовал глобусы в школу, не понимая, что такими пожертвованиями он мало помогает.
И мысли Марьи Васильевны повернулись в сторону помещика, мечты привели к мысли «Быть женой?», да о возможном счастье женском. А Ханов что ж? Хорош герой романа: «...мужчина лет сорока, с поношенным лицом и вялым выражением, уже начинал заметно стареть, но все еще был красив и нравился женщинам. Он жил в своей усадьбе один, нигде не служил, и про него говорили, что дома он ничего не делал, а только ходил из угла в угол и посвистывал или играл в шахматы со своим старым лакеем». Жалок, но единственный образованный и умный человек в окружении учительницы. А он, так тем более, не обратил бы никогда внимание на Марью Васильевну, как на женщину и узнав бы её мысли, только посмеялся бы над ней. Для Ханова она была мелкая престарелая служащая выполнявшая нелюбимую работу, ради куска хлеба. Поездка на подводе показана, как аллегория всей жизни человека. Ведь если человек живет однообразной жизнью, выполняя однотипные и монотонные действия, то его жизнь вялая, а время как будто совсем остановилось.

Глаголы и их функции в рассказе А.П. Чехова « На подводе»

Всего глаголов в рассказе насчитывается 220 , их можно отнести к разным категориям:

Время глаголов

Автор рассказа « На подводе» использует глаголы в форме прошедшего времени с целью описания действий. Например глаголы ( прислал , сказал, сделал, кричал, ездила, окликнул, поехал и др.) Их всего в рассказе 80. Глаголы настоящего времени – 120 ( весна пришла, обернулся, журчит, смеется, и др.) Указав глаголы времени в рассказе Чехова я пришла к выводу, что глаголы настоящего времени больше, чем глаголы прошедшего и будущего времени. Это связано с тем что глаголы настоящего времени выражают что действия происходит в данный момент речи.

Лицо

В тексте по большей части встречаются глаголы 3 лица , у автора он выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре, так автор показывает события которые произошли с персонажами.

Возвратность

Возвратные глаголы в тексте насчитывается 25, а не возвратные 31, т.е. невозвратных глаголов больше , так автор хотел показать не взаимное значение не постоянного свойства, что действия возвращается на тот предмет, который выполняет действие.

Вид.


Перейдем к рассмотрению особенностей употребления видовременных форм в рассказе «На подводе» (1897). Действие рассказа ограничено небольшим промежутком времени (с утра до вечера одного дня). Сюжет рассказа не богат событиями: учительница Марья Васильевна возвращается из города (она ездила получать жалование), встречает по дороге помещика Ханова, пьет чай в трактире, видит в окне поезда женщину, похожую на мать. В рассказе более важную роль играет внутренний сюжет, который характеризуется движением повторяющихся тем, мотивов, что позволяет читателю узнать о прошлом героини, ее мечтах, тревогах, обстоятельствах жизни, отношениях с окружающими людьми.

Сквозная тема дороги, выраженная глаголами прошедшего времени совершенного вида, оформляет внешний сюжет – возвращение героини из города в деревню, встреча с другими персонажами. «В половине девятого утра выехали из города» «… ее обогнал помещик Ханов…». Здесь глаголы СВ в прошедшем времени – формы  наиболее насыщенные повествовательным динамизмом, так как «они обозначают перелом процесса в направлении к результату действия» Формы прошедшего времени НСВ, наоборот, намечают широкий план прошлого, выражают статичное, повторяющееся действие. В рассказе с помощью них рисуется обыденность ситуации, разворачивается мотив бессмысленности жизни героини: «…весна пришла вдруг, но для Марьи Васильевны, которая сидела теперь в телеге, не представляли ничего нового и интересного ни тепло, ни томные, согретые дыханием весны прозрачные леса и была ли весна, как теперь, или осенний вечер с дождем, или зима, — для нее было все равно, и всегда неизменно хотелось одного: поскорее бы доехать» Можно заметить, что время героини противопоставлено времени природы. Создается впечатление, что динамика природы (глагол СВ пришла, наречие вдруг) нейтрализуется бездейственностью, опустошенностью героини (глаголы НСВ сидела, не представляли, хотелось). В течение всего рассказа мотивы повторяются, дополняют друг друга, противопоставляются: «У нее было такое чувство, как будто она жила в этих краях уже давно-давно, лет сто, и казалось ей, что на всем пути от города до своей школы она знала каждый камень, каждое дерево» . Сочетание глаголов прошедшего времени НСВ (было, жила, казалось, знала) с наречием времени и словосочетанием с временным значением (давно-давно, лет сто) усиливают семантику постоянности, позволяют представить идею пустоты повседневности отчетливее и масштабнее. С серостью, скучностью жизни героини связан мотив утраченного прошлого: «О том прошлом, какое было до ее поступления в учительницы, она уже отвыкла вспоминать — и почти все забыла. Когда-то были у нее отец и мать; жили в Москве около Красных ворот, в большой квартире, но от всей этой жизни осталось в памяти что-то смутное и расплывчатое, точно сон» . Глаголы СВ (отвыкла, забыла), выражающие мотив утерянного прошлого, показывают, что героиня оставила свою прошлую жизнь, забыла ее, указывают на факт прошлого без связи его с настоящим. В настоящее время в ее памяти остались лишь смутные образы прошлой жизни. Героиня постоянно возвращается к мыслям о школе, о дровах, об экзаменах: «Марья Васильевна думала о своей школе, о том, что скоро экзамен и она представит четырех мальчиков и одну девочку». Следует отметить появление глагола представит, который рисует план будущего времени, с которым учительница связывает предстоящие экзамены, волнующие ее больше, чем само преподавание. Ориентация Марьи Васильевны в основном на формальную сторону обучения усиливает мотив бессмысленности жизни, так как ее будущее связано только с экзаменами, запасом дров на зиму, а в настоящем для нее не существует причин для радости: «Вот уже два года, как она просит, чтобы уволили сторожа, который ничего не делает, грубит ей и бьет учеников, но ее никто не слушает» . Здесь глаголы настоящего исторического (просит, не делает, грубит, бьет) представляют типичную, повторяющуюся ситуацию, которая, изображая прошлое, распространяется на настоящее героини. Эти формы помогают создать выразительный образ постоянных переживаний героини, ее беспомощности. В ее жизни появляется мотив мечты о любви, радости, счастье, связанный с помещиком Хановым: «…и ей пришло на мысль, что если бы она была его женой или сестрой, то всю свою жизнь, кажется, отдала бы за то, чтобы спасти его от гибели» . Глаголы СВ (пришло, отдала, спасти) изображают иной план будущего, в котором нет мыслей об экзаменах, в котором жизнь будет иметь смысл. СВ  в этом контексте показывает стремление героини к действиям, к жертвенности, к обретению смысла жизни. Увидев в окне поезда женщину, вспоминает внезапно свое прошлое. Ряд глаголов СВ  отражает быстрый поток представлений героини, которая внезапно вспомнила и прочувствовала давно забытое: «…представила себе мать, отца, брата, квартиру в Москве услышала вдруг игру на рояле, голос отца, почувствовала себя, как тогда, молодой, красивой, нарядной чувство радости и счастья вдруг охватило ее, от восторга она сжала себе виски ладонями и окликнула нежно, с мольбой: “Мама!”» .  Далее в рассказе снова повторяется мотив возможности счастья, теперь он выражен глаголами НСВ (улыбалась, кивала, казалось, светится). Здесь объединяются мотив мечты о счастье и мотив утраченного прошлого, одно плавно перетекает в другое, создавая впечатление возможности через обретение прошлого найти смысл в серой жизни героини: «В это время как раз подъезжал на четверке Ханов, и она, видя его, вообразила счастье, какого никогда не было, казалось ей, что и на небе, и всюду в окнах, и на деревьях светится ее счастье, ее торжество» . Однако тема дороги возвращает героиню к реальности. Глаголы прошедшего времени СВ (исчезло, села, переехала, снял) соединяют внутренний и внешний сюжет, завершая повествование: «И вдруг все исчезло. Таким образом, Я рассказ «На подводе» является «бесфабульным произведением, в котором сюжетное движение заменено развитием сквозных тем, их переплетением и противопоставлением».Автор хотел показать законченность действия, т.е это уже произошло когда-то.





Заключение

Проанализировав рассказ А.П.Чехова я пришла к выводу что глагол играет большую роль в нашей речи. Ведь не зря великие люди говорят о глаголе. Л.Н.Толстой писал « Найти верный глагол для фразы,это значит дать движения фразе». В рассказе « На подводе» все о чем рассказывает автор, лишь тогда « оживляет» ,когда события, люди, мотивы их поступков, представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают в действии.

Список литературы

1. Балухатый С. Д. Вопросы поэтики / С. Д. Балухатый. – Ленинград: Издательство ЛГУ, 1990. – 373 с.

2. Виноградов В. В. О языке художественной прозы: Избранные труды / под ред. М. П. Алексеева, Ю. А. Бельчикова. – Москва: Наука, 1980. – 360 с.

3. Золотова Г. А. Аспекты изучения категории глагольного времени / Г. А. Золотова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1975. Т. 34. – № 3. – С. 248-258.

4. Кожевникова Н. А. Стиль Чехова / Н. А. Кожевникова. – Москва: Азбуковник, 2011. – 487 с.

5. Маевский Н. Н. Стилистическое использование однородных членов предложения в «Острове Сахалине» / Н. Н. Маевский // Язык прозы А. П. Чехова. – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1981. – С. 69 – 78.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!