Функциональная асимметрия мозга и ее значение в обучении
Функциональная асимметрия полушарий мозга − это распределение психических функций и их частных особенностей между полушариями головного мозга (латерализация).
Предпосылки асимметрии закладываются при формировании мозга у плода и продолжают складываться вплоть до подросткового возраста и далее. Пучки нервных волокон, идущих от мозга к телу, перекрещиваются (икслатеральный путь). Левое полушарие управляет правыми анализаторами тела, правое левыми.
Полушария головного мозга соединяет мозолистое тело, оно является проводником, через который полушария обмениваются информацией, осуществляется синхронизация работы полушарий и предотвращается удвоение усилий или конкуренция, повышается эффективность жизни.
Выделяют несколько видов
функциональных асимметрий:
- Моторная асимметрия – неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга.
- Сенсорная асимметрия – неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела.
- Психическая асимметрия – специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.
Индивидуальность зависит от типа функциональной асимметрии полушарий, а также от уровня их интегрального взаимодействия (рис.1).
Правое полушарие узнает предметы, цвет, форму, различает голоса, перерабатывает информацию одновременно и целостно, не рассматривая при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета или явления, следит за всеми изменениями окружающей среды, за изменением настроения, а левое анализирует эти изменения.
В правом полушарии объединяется вся информация, приходящая из соматосенсорной зоны, сообщающая относительное положение тела в пространстве. Она соединяется с информацией, поступающей из зрительных и слуховых зон коры, благодаря чему мы имеем точное представление о собственном теле во время его передвижения в пространстве.
Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательное абстрактное мышление, за выбор цели, которую мы ставим перед собой на будущее.
Оно принимает переработанную информацию, аналитическую и последовательную с привлечением фактов, логики.
В левом полушарии информация, приходящая из соматосенсорной зоны соединяется с памятью, что позволяет осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения (сообщение от рецепторов кожи, мышц, суставов) и вырабатывать определенную линию поведения.
Функциональная асимметрия может быть:
- ярко выраженной ( левша или правша)
- частичной ( правая рука, а зрительный и слуховой анализатор левые )
- отсутствовать - амбидекстрия (равнополушарность)
Диагностика межполушарной асимметрии
Диагностика моторной асимметрии:
- - динамометрия (более сильная рука считается ведущей);
- - скорость выполнения заданий отвинчивание, завинчивание болтов, пробок; раскладывание предметов в пазы, раздача карт;
- - пробы на точность попадания в цель.
Слуховая и слухоречевая асимметрия
(Перед тестом необходимо выявить, нет ли тугоухости)
- - проба с часами (какое ухо подносите к часам при прислушивании);
- - проба «Шепот» (какое ухо поворачиваете к говорящему);
- - проба «Телефон» (к какому уху приближаете телефон при разговоре).
Зрительная асимметрия:
- прицеливание из воображаемого пистолета;
- прищуривание при сильной освещенности;
- прищуривание, глядя в отверстия;
- измерение монокулярных полей зрения (у окулиста);
- анализ остроты зрения (у окулиста).
Межполушарное взаимодействие
в зрительной сфере:
- - возьмите в руку вертикально карандаш, совместите с вертикальной линией; закройте сначала правый глаз, затем откройте его и повторите эту процедуру с другим. Иллюзия смещения будет у субдоминантного глаза;
- - линейкой загородите источник света. Тень от линейки падает на ведущий глаз;
- - прицельтесь из воображаемого пистолета (двумя руками).У субдоминантного глаза прицел и мишень перестают совпадать;
- - скопируйте обеими руками одновременно рисунок или слово.
Способы развития
субдоминантного полушария
и межполушарного взаимодействия.
- Слушание субдоминантным ухом шумов и речи с последующим речевым описанием.
- Мелкие движения субдоминантной рукой: собирание горошин, наклеивание крупы на бумагу или вдавливание их в пластилин.
- Лепка, рисование субдоминантной рукой.
- Перекатывание шариков различного размера (орехи) субдоминантной рукой.
- Переворачивание палочек субдоминантной рукой.
Упражнения
для улучшения межполушарного взаимодействия
- «ХАСТЫ». Воспроизводятся одна за другой ряд ручных поз 5-7 мин. в день
Поочередно правой и левой рукой браться за воображаемую веревку и тянуть ее на себя.
Поочередно как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. В прямом и обратном направлении.
Менять позу руки 8-10 раз.
«ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ».
Рисовать на бумаге обоими руками зеркально- симметричные рисунки.
Сцепить пальцы в замок, вывернуть кисти к себе. Двигать пальцем, который называют.
« ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА »
С помощью различных частей тела, в различных плоскостях делать упражнения «Восьмерка»
«АССОЦИАЦИИ - КЛАССИФИКАЦИИ»
Водящий бросает мяч одному из участников, называя слово. Поймавший называет свою ассоциацию на это слово и передает мяч другому.
«ВЗРЫВАТЕЛЬ ПОЛУШАРИЙ» Ведущий показывает символы, участники выполняют действия
- МУ МЯУ ХРЮ КРЯ
- МУ МЯУ ХРЮ КРЯ
- МУ МЯУ ХРЮ КРЯ
ХЛОПОК РУКИ В ЗАМОК ТОПАЕМ РУКИ К УШАМ
- ХЛОПОК РУКИ В ЗАМОК ТОПАЕМ РУКИ К УШАМ
- ХЛОПОК РУКИ В ЗАМОК ТОПАЕМ РУКИ К УШАМ
- Кучегашева, П.П. Использование в обучении психологических особенностей учащихся, обусловленных функциональной асимметрией мозга [Текст] / П.П. Кучегашева // Образование в современной школе. – 2003. - № 9. – С. 41-47