СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная асимметрия мозга и ее значение в обучении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделяют несколько видов

функциональных асимметрий:

nМоторная асимметрия – неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга. nСенсорная асимметрия – неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела. nПсихическая асимметрия – специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная асимметрия мозга и ее значение в обучении»

Функциональная асимметрия мозга   и ее значение  в обучении

Функциональная асимметрия мозга и ее значение в обучении

 Функциональная асимметрия полушарий мозга − это распределение психических функций и их частных особенностей между полушариями головного мозга (латерализация).

Функциональная асимметрия полушарий мозга − это распределение психических функций и их частных особенностей между полушариями головного мозга (латерализация).

 Предпосылки асимметрии закладываются при формировании мозга у плода и продолжают складываться вплоть до подросткового возраста и далее. Пучки нервных волокон, идущих от мозга к телу, перекрещиваются (икслатеральный путь). Левое полушарие управляет правыми анализаторами тела, правое левыми.  Полушария головного мозга соединяет мозолистое тело, оно является проводником, через который полушария обмениваются информацией, осуществляется синхронизация работы полушарий и предотвращается удвоение усилий или конкуренция, повышается эффективность жизни.

Предпосылки асимметрии закладываются при формировании мозга у плода и продолжают складываться вплоть до подросткового возраста и далее. Пучки нервных волокон, идущих от мозга к телу, перекрещиваются (икслатеральный путь). Левое полушарие управляет правыми анализаторами тела, правое левыми.

Полушария головного мозга соединяет мозолистое тело, оно является проводником, через который полушария обмениваются информацией, осуществляется синхронизация работы полушарий и предотвращается удвоение усилий или конкуренция, повышается эффективность жизни.

Выделяют несколько видов функциональных асимметрий: Моторная асимметрия – неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга. Сенсорная асимметрия – неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела. Психическая асимметрия – специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.

Выделяют несколько видов

функциональных асимметрий:

  • Моторная асимметрия – неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга.
  • Сенсорная асимметрия – неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела.
  • Психическая асимметрия – специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.
Индивидуальность зависит от типа функциональной асимметрии полушарий, а также от уровня их интегрального взаимодействия (рис.1).

Индивидуальность зависит от типа функциональной асимметрии полушарий, а также от уровня их интегрального взаимодействия (рис.1).

 Правое полушарие узнает предметы, цвет, форму, различает голоса, перерабатывает информацию одновременно и целостно, не рассматривая при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета или явления, следит за всеми изменениями окружающей среды, за изменением настроения, а левое анализирует эти изменения.  В правом полушарии объединяется вся информация, приходящая из соматосенсорной зоны, сообщающая относительное положение тела в пространстве. Она соединяется с информацией, поступающей из зрительных и слуховых зон коры, благодаря чему мы имеем точное представление о собственном теле во время его передвижения в пространстве.

Правое полушарие узнает предметы, цвет, форму, различает голоса, перерабатывает информацию одновременно и целостно, не рассматривая при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета или явления, следит за всеми изменениями окружающей среды, за изменением настроения, а левое анализирует эти изменения.

В правом полушарии объединяется вся информация, приходящая из соматосенсорной зоны, сообщающая относительное положение тела в пространстве. Она соединяется с информацией, поступающей из зрительных и слуховых зон коры, благодаря чему мы имеем точное представление о собственном теле во время его передвижения в пространстве.

 Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательное абстрактное мышление, за выбор цели, которую мы ставим перед собой на будущее.  Оно принимает переработанную информацию, аналитическую и последовательную с привлечением фактов, логики.  В левом полушарии информация, приходящая из соматосенсорной зоны соединяется с памятью, что позволяет осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения (сообщение от рецепторов кожи, мышц, суставов) и вырабатывать определенную линию поведения.

Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательное абстрактное мышление, за выбор цели, которую мы ставим перед собой на будущее.

Оно принимает переработанную информацию, аналитическую и последовательную с привлечением фактов, логики.

В левом полушарии информация, приходящая из соматосенсорной зоны соединяется с памятью, что позволяет осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения (сообщение от рецепторов кожи, мышц, суставов) и вырабатывать определенную линию поведения.

Функциональная асимметрия может быть:  ярко выраженной  ( левша или правша)  частичной ( правая рука, а зрительный и слуховой анализатор левые )  отсутствовать - амбидекстрия (равнополушарность)

Функциональная асимметрия может быть:

  • ярко выраженной ( левша или правша)
  • частичной ( правая рука, а зрительный и слуховой анализатор левые )
  • отсутствовать - амбидекстрия (равнополушарность)
 Диагностика межполушарной асимметрии

Диагностика межполушарной асимметрии

Диагностика моторной асимметрии: - динамометрия (более сильная рука считается ведущей); - скорость выполнения заданий отвинчивание, завинчивание болтов, пробок; раскладывание предметов в пазы, раздача карт; - пробы на точность попадания в цель.

Диагностика моторной асимметрии:

  • - динамометрия (более сильная рука считается ведущей);
  • - скорость выполнения заданий отвинчивание, завинчивание болтов, пробок; раскладывание предметов в пазы, раздача карт;
  • - пробы на точность попадания в цель.
Слуховая и слухоречевая асимметрия  (Перед тестом необходимо выявить, нет ли тугоухости) - проба с часами (какое ухо подносите к часам при прислушивании); - проба «Шепот» (какое ухо поворачиваете к говорящему); - проба «Телефон» (к какому уху приближаете телефон при разговоре).

Слуховая и слухоречевая асимметрия

(Перед тестом необходимо выявить, нет ли тугоухости)

  • - проба с часами (какое ухо подносите к часам при прислушивании);
  • - проба «Шепот» (какое ухо поворачиваете к говорящему);
  • - проба «Телефон» (к какому уху приближаете телефон при разговоре).
Зрительная асимметрия: прицеливание из воображаемого пистолета; прищуривание при сильной освещенности; прищуривание, глядя в отверстия; измерение монокулярных полей зрения (у окулиста); анализ остроты зрения (у окулиста).

Зрительная асимметрия:

  • прицеливание из воображаемого пистолета;
  • прищуривание при сильной освещенности;
  • прищуривание, глядя в отверстия;
  • измерение монокулярных полей зрения (у окулиста);
  • анализ остроты зрения (у окулиста).
Межполушарное взаимодействие в зрительной сфере: - возьмите в руку вертикально карандаш, совместите с вертикальной линией; закройте сначала правый глаз, затем откройте его и повторите эту процедуру с другим. Иллюзия смещения будет у субдоминантного глаза; - линейкой загородите источник света. Тень от линейки падает на ведущий глаз; - прицельтесь из воображаемого пистолета (двумя руками).У субдоминантного глаза прицел и мишень перестают совпадать; - скопируйте обеими руками одновременно рисунок или слово.

Межполушарное взаимодействие

в зрительной сфере:

  • - возьмите в руку вертикально карандаш, совместите с вертикальной линией; закройте сначала правый глаз, затем откройте его и повторите эту процедуру с другим. Иллюзия смещения будет у субдоминантного глаза;
  • - линейкой загородите источник света. Тень от линейки падает на ведущий глаз;
  • - прицельтесь из воображаемого пистолета (двумя руками).У субдоминантного глаза прицел и мишень перестают совпадать;
  • - скопируйте обеими руками одновременно рисунок или слово.
Способы развития субдоминантного полушария и межполушарного взаимодействия. Слушание субдоминантным ухом шумов и речи с последующим речевым описанием. Мелкие движения субдоминантной рукой: собирание горошин, наклеивание крупы на бумагу или вдавливание их в пластилин. Лепка, рисование субдоминантной рукой. Перекатывание шариков различного размера (орехи) субдоминантной рукой. Переворачивание палочек субдоминантной рукой.

Способы развития

субдоминантного полушария

и межполушарного взаимодействия.

  • Слушание субдоминантным ухом шумов и речи с последующим речевым описанием.
  • Мелкие движения субдоминантной рукой: собирание горошин, наклеивание крупы на бумагу или вдавливание их в пластилин.
  • Лепка, рисование субдоминантной рукой.
  • Перекатывание шариков различного размера (орехи) субдоминантной рукой.
  • Переворачивание палочек субдоминантной рукой.
Упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия

Упражнения

для улучшения межполушарного взаимодействия

  «ХАСТЫ».  Воспроизводятся одна за другой ряд ручных поз  5-7 мин. в день
  • «ХАСТЫ». Воспроизводятся одна за другой ряд ручных поз 5-7 мин. в день
 Поочередно правой и левой рукой браться за воображаемую веревку и тянуть ее на себя.

Поочередно правой и левой рукой браться за воображаемую веревку и тянуть ее на себя.

Поочередно как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. В прямом и обратном направлении.

Поочередно как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. В прямом и обратном направлении.

Менять позу руки 8-10 раз.

Менять позу руки 8-10 раз.

«ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ». Рисовать на бумаге обоими руками зеркально-  симметричные рисунки.

«ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ».

Рисовать на бумаге обоими руками зеркально- симметричные рисунки.

 Сцепить пальцы в замок, вывернуть кисти к себе. Двигать пальцем, который называют.

Сцепить пальцы в замок, вывернуть кисти к себе. Двигать пальцем, который называют.

« ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА »

« ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА »

 С помощью различных частей тела, в различных плоскостях делать упражнения «Восьмерка»

С помощью различных частей тела, в различных плоскостях делать упражнения «Восьмерка»

«АССОЦИАЦИИ - КЛАССИФИКАЦИИ»  Водящий бросает мяч одному из участников, называя слово. Поймавший называет свою ассоциацию на это слово и передает мяч другому.

«АССОЦИАЦИИ - КЛАССИФИКАЦИИ»

Водящий бросает мяч одному из участников, называя слово. Поймавший называет свою ассоциацию на это слово и передает мяч другому.

«ВЗРЫВАТЕЛЬ ПОЛУШАРИЙ»  Ведущий показывает символы, участники выполняют действия МУ   МЯУ   ХРЮ   КРЯ             МУ   МЯУ   ХРЮ   КРЯ             МУ   МЯУ   ХРЮ   КРЯ             ХЛОПОК РУКИ В ЗАМОК ТОПАЕМ  РУКИ  К УШАМ ХЛОПОК РУКИ В ЗАМОК ТОПАЕМ  РУКИ  К УШАМ ХЛОПОК РУКИ В ЗАМОК ТОПАЕМ  РУКИ  К УШАМ

«ВЗРЫВАТЕЛЬ ПОЛУШАРИЙ» Ведущий показывает символы, участники выполняют действия

  • МУ МЯУ ХРЮ КРЯ
  • МУ МЯУ ХРЮ КРЯ
  • МУ МЯУ ХРЮ КРЯ

ХЛОПОК РУКИ В ЗАМОК ТОПАЕМ РУКИ К УШАМ

  • ХЛОПОК РУКИ В ЗАМОК ТОПАЕМ РУКИ К УШАМ
  • ХЛОПОК РУКИ В ЗАМОК ТОПАЕМ РУКИ К УШАМ
Кучегашева, П.П. Использование в обучении психологических особенностей учащихся, обусловленных функциональной асимметрией мозга [Текст] / П.П. Кучегашева // Образование в современной школе. – 2003. - № 9. – С. 41-47
  • Кучегашева, П.П. Использование в обучении психологических особенностей учащихся, обусловленных функциональной асимметрией мозга [Текст] / П.П. Кучегашева // Образование в современной школе. – 2003. - № 9. – С. 41-47
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !
  • БЛАГОДАРИМ
  • ЗА
  • ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!