СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кармановская средняя общеобразовательная школа

Железногорского района Курской области»





Рассмотрена на Принята на «Утверждаю»

заседании МО заседании

педагогического Директор школы

Протокол от «28» совета школы _______Соколов В.А.

августа 2023 г. Протокол от «29» Приказ от « 01»

№ 1 августа 2023 г. сентября 2023 г.

№ 1 № 25/1

Руководитель МО Зам. директора по ВР

_ _______Пономарева О.Н. __________Фисенко Т.Ф..





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

1 класса

33 часа, 1 час в неделю

Начальное общее образование

Учитель 1 категории

Рыжовой Светланы Николаевны



2023 – 2024 учебный год









с. Карманово



Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности


Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений6 сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.


Метапредметные результаты изучения курса:


Регулятивные:

-проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить свои коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка.


Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже знакомого;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- учиться выполнять различные роли в группе



Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и сопоставлять простой семейный бюджет;

-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

-проведение элементарных финансовых расчётов.


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

-способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.



Содержание курса внеурочной деятельности


Блок «Читательская грамотность» :

  • «Лис и мышонок» Виталий Бианки

  • «Мороз и заяц» русская народная сказка

  • «Живые грибы» Владимир Сутеев

  • «Петушок и солнышко» Геннадий Цыферов

  • «Урок дружбы» Михаил Пляцковский

  • «Лев и заяц» грузинская сказка

  • «Как лиса училась летать» русская народная сказка

  • «Четыре брата» Евгений Пермяк

  • Путешествие по стране сказок

Блок «Математическая грамотность»:

  • Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.

  • Про козу, козлят и капусты.

  • Про петушка и жерновцы

  • Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.

  • Про наливные яблочки.

  • Про Машу и трёх медведей.

  • Про старика, старуху, волка и лисичку.

  • Про медведя, лису и мишкин мёд.

  • Математическая викторина

Блок «Финансовая грамотность»:

  • За покупками.

  • Находчивый Колобок.

  • День рождения Мухи-Цокотухи.

  • Буратино и карманные деньги.

  • Кот Василий продаёт молоко.

  • Лесной банк.

  • Как мужик и медведь прибыль делили.

  • Как мужик золото менял.

Ролевая игра «Чёрная пятница»

Блок «Естественно-научная грамотность»:

  • Как Иванушка хотел попить водицы.

  • Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.

  • Про репку и другие корнеплоды.

  • Плывёт, плывёт кораблик.

  • Про Снегурочку и превращения воды.

  • Как делили апельсин.

Форма проведения занятий: практическое занятие с игровыми элементами, викторина, игра,

Путешествие.

Тематическое планирование




Раздел (модуль)/тема

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Блок «Читательская грамотность»




9

https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43-bank-zadanij-pisa

2

Блок «Математическая грамотность»

9

https://ru.docs.wps.com/view/l/sIIKq5OkfkqHliQY

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


3

Блок «Финансовая грамотность»


9

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti


4

Блок «Естественно-научная грамотность»

6 часов

https://resh.edu.ru/subject/4/

























Календарно-тематическое планирование


Планируемая

дата

Дата фактическая

Тема

Вид деятельности

Кол-во часов


6

«Лис и мышонок» Виталий Бианки


- определять жанр произведения; - называть героев сказки; - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;

- давать характеристику героям; - определять последовательность событий и рассказывать сказку;

- составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; - различать научно-познавательный текст и художественный;

- определять, чему учит сказка.

1


13

«Мороз и заяц» русская народная сказка


- определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке сказки; - отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

- давать характеристику героям; - делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

- объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);

- устанавливать истинность и ложность высказываний;

- подбирать из текста слова на заданную тему; - определять, чему нужно учиться у героев сказки; - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1


20

«Живые грибы» Владимир Сутеев


- давать характеристику героям; - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;

- определять последовательность событий и рассказывать сказку;

- составлять вопросы по содержанию сказки; - на основе научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.

1


27

«Петушок и солнышко» Геннадий Цыферов

.

- определять вид сказки; - назвать героев сказки, находить среди них главного героя;

- определять принадлежность реплик персонажей сказки (без опоры на текст); - определять последовательность событий сказки; - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; - находить необходимую информацию в тексте; - определять, чему учит сказка

1


4

«Урок дружбы» Михаил Пляцковский


- определять жанр произведения; - называть героев сказки; - определять по рисунку содержание отрывка из текста; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - фантазировать и придумывать продолжение сказки.

1


11

«Лев и заяц» грузинская сказка


- определять жанр произведения; - называть героев сказки; - выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; - давать характеристику персонажам сказки; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

1


18

«Как лиса училась летать» русская народная сказка


- давать характеристики героям; - определять по рисунку содержание отрывка из текста; - соединять части предложений; - задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки; - дополнять отзыв на прочитанное произведение.

1


25

«Четыре брата» Евгений Пермяк


- определять жанр произведения; - называть героев сказки; - находить в тексте образные сравнения; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - рассказать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

1


8

Путешествие по стране сказок


- называть героев сказки; - находить в тексте образные сравнения; - отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- дополнять отзыв на прочитанное произведение

1


15

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.


- определять количество предметов при счёте; - составлять и решать выражения с ответом 5; - решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц; - соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; - решать задачу в два действия.

1

22


Про козу, козлят и капусты.


- определять количество предметов при счёте; - образовывать число 8; - решать задачу в два действия; - составлять и решать выражения с ответом 9; - находить остаток числа; - соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.

1

29


Про петушка и жерновцы


- раскладывать число 9 на два слагаемых; - отвечать на вопросы на основе условия задачи; - анализировать данные и отвечать на вопросы; - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

- работать в группе.

1

6


Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.


- раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; - раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; - раскладывать число 10 на три слагаемых; - раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

1

13


Про наливные яблочки.


- преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; - находить недостающие данные при решении задач; - складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; - выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; - определять истинность/ложность высказываний

1

20


Про Машу и трёх медведей.


- раскладывать числа9. 10, 11 на три слагаемых; - решать задачи на нахождение суммы; - овладеть практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; - читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; - устанавливать закономерность

1

27


Про старика, старуху, волка и лисичку.


- раскладывать число 12 на несколько слагаемых; - решать задачи на нахождение части числа; - читать таблицы; - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; - практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; - сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; - находить прямоугольники на рисунке.

1

10


Про медведя, лису и мишкин мёд.


- решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; - читать таблицы; - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; - раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; - читать простейшие чертежи.

1

17


Математическая викторина


практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы. - анализировать данные и отвечать на вопросы; - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; - работать

1

24


За покупками.


- наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; - анализировать информацию и объяснить, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; - рассуждать об умении экономно тратить деньги.

- работать в группе.

1

31


Находчивый Колобок.


- наблюдать над понятиями: товар и услуга; - определять необходимые продукты и их цены; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

1

7


День рождения Мухи-Цокотухи.


- наблюдать над различием цены и стоимости; - определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; - определять стоимость покупки; - анализировать информацию и делать соответствующие выводы; - объяснять смысл пословиц.

1

14


Буратино и карманные деньги.


- наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; - выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;

- анализировать информацию и делать соответствующие выводы; - рассуждать о правильности принятого решения.

1

28


Кот Василий продаёт молоко.


- наблюдать над понятием «реклама»; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; - делать выбор на основе предложенной информации; - называть различные виды рекламы.

1

6.03


Лесной банк.


- наблюдать над понятием «банк»; - объяснить значение понятий на доступном для первоклассника уровне; - анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1

13


Как мужик и медведь прибыль делили.


- наблюдать над понятием «сделка»; - объяснять, что такое доход, затраты и как получать прибыль; - понимать, почему оптом можно купить дешевле; - выбрать товар для покупки на определённую сумму; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1

20


Как мужик золото менял.


- различать платную и бесплатную услугу; - наблюдать над понятие «равноценный обмен»; - объяснять, что такое бартер; - формулировать правила обмена; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1



Ролевая игра «Чёрная пятница»


понимать, почему оптом можно купить дешевле; - выбрать товар для покупки на определённую сумму; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1



Как Иванушка хотел попить водицы.


- наблюдать за свойством воды – прозрачность; - определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода с сахаром; - определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; - объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; - использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды; - определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

1



Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.


- доказать, что внутри шарика находиться воздух, который легче воды; - показать, что шарик можно наполнять водой; - объяснить, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; - рассказать о свойствах шарике плавать на поверхности воды; - объяснить, почему шарик не тонет в воде; - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

1



Про репку и другие корнеплоды.


- описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; - осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; - контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

1



Плывёт,плывёт кораблик.

.

- определять плавучесть металлических предметов; - объяснять, плавучесть предметов зависит от формы; - понимать, что внутри плавучих предметов находиться воздух; - объяснять, почему случаются кораблекрушения;

- объяснять, что такое ватерлиния; - определять направление ветра

1

  1. 1



Про Снегурочку и превращения воды.


- объяснять, что такое снег и лёд; - объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрепит;

- наблюдать за переходом воды из одного состояние в другое;

- наблюдать над формой и строением снежинок; - составлять кластер; - проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; - высказывать предложения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

1



Как делили апельсин.


- объяснять, почему лопается надутый воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; - объяснять, почему не тонет кожура апельсина; - объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; - определять в каком из апельсинов больше сока; - познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты

1

Итого

33 часа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!