СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функционально-смысловые типы речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функционально-смысловые типы речи»

Урок на тему «Функционально-смысловые типы речи».

Цели: определение роли предлога в предложении как служебной части речи; различать смысловые оттенки значений предлогов.

Задачи:

- Систематизировать знания о функционально-смысловых типах речи.

- Развитие логического мышления, анализ различных типов речи.

-Воспитание патриотизма и уважения к родной культуре и языку.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Ход урока

    1. Организационный момент.

Приветствие, оформление записи числа в тетрадях.

2.Слово учителя.

В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя. Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.

Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.

Повествование

В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.

Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности. Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы. Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? Например:

Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки. Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы. Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).

Композиция повествования : завязка (начало действия); развитие действия; кульминация (самый острый, интересный момент); развязка (конец действия)

Повествование создают следующие языковые средства: преобладают глаголы и глагольные формы; глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида; простые и составные глагольные сказуемые; обстоятельства времени. Например:

Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг в запахи трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать. Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).

Описание

С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени. В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек? Например:

На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).

Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.

Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета. Разновидности текста с описанием: описание внешности человека (портрет); описание состояния человека; описание характера человека; описание окружающей среды (природы); описание места (города, села, местности); описание предмета и пр.

Композиция описания : общее впечатление от предмета речи; признаки предмета речи; авторская оценка описываемого.

В описании автор использует следующие языковые средства: преобладают имена существительные и прилагательные; глаголы в  форме настоящего времени несовершенного вида; составные именные сказуемые; обстоятельства места. Например:

Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г.Ветрова )

Рассуждение

Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности. В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это? Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению. Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. Например:

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый. Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное. Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни. Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря! Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет. Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

Композиция рассуждения: тезис (основная мысль); аргументы (доказательства или опровержение); вывод.

Особенности в использовании языковых средств: преобладает абстрактная лексика; имеются вводные слова; используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки; сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки. Например:

Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).  

3.Оформление записей учащихся в тетради.

4.Этап закрепления материала.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП РЕЧИ (ПАМЯТКА)
Функция речи (описание – описать; повествование – рассказать; рассуждение – доказать).
Смысловая основа типа речи (одновременность явлений, признаков - в описании; последовательность явлений, действий – в повествовании; причинно-следственная связь – в рассуждении).
Характер сообщения (перечисление одновременных, постоянных признаков, явлений – в описании; сообщение об изменяющихся, сменяющих друг друга действий – в повествовании; сообщение в виде вывода, доказательства – в рассуждении).
Характерные черты типа речи:
статичность – в описании;
динамизм – в повествовании;
наличие положения, которое нуждается в доказательстве.
Языковые признаки:
глаголы в одной форме времени, определения - в описании;
глаголы разных форм времени, наклонений - в повествовании;
вводные слова, союзы, безличные глаголы - в рассуждении.
Описание – ЧТО ТАКОЕ?
Повествование – ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Рассуждение – ТЕЗИС-ОБОСНОВАНИЕ-ВЫВОД

Создайте собственные тексты:

--повествование о чём-либо (вашем увлечении, событии в вашей жизни и т.д.)

--описание (предмета, знакомого, интерьера комнаты );

-- рассуждение (как лучше готовиться к выступлению, почему я выбрал какой –то вид спорта, за что можно уважать людей и т.д )



5.Домашнее задание: прочитайте в учебнике тему «Типы речи» (Русский язык:учебник для сред.проф.образования/Антонова Е.С.,Воителева Т.М.-М.:Академия,2014, стр.26-29); сделайте опорный конспект; выполните упражнение № 4.

.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!