СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г.Р. Державин – гражданин и поэт. «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Г.Р. Державин – гражданин и поэт. «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи».»

Урок литературы в 7 классе

Урок№10

Дата:


Тема: Г.Р. Державин – гражданин и поэт. «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи».

Цель: первое знакомство с личностью и поэзией Г.Р.Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности.


Задачи:

обучающие: показать утверждение необходимости свободы творчества в произведениях автора. Проанализировать размышления Г.Р. Державина о смысле жизни, о судьбе;

развивающие: развивать навыки анализа лирических произведений, развивать самостоятельность мышления учащихся, расширять кругозор;

воспитательные: воспитывать любовь к Родине и интерес к творчеству поэта.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответ­ственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравствен­ного поведения, ответственного отношения к своим поступкам;

метапредметные: умение работать индивидуально и в парах, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказыва­ниях.

Ход урока.

I. Чтение стихов Державина, приведенных в учебнике.

После каждого стихотворения — ком­ментарий, истолкование слов и выражений. 1. В стихотворении «Признание» Ум и сердце человечье Были гением моим.

- В каком значении использовано слово «гений»? Ученикам предлагается ознакомиться со статьей в словаре Оже­гова СИ., Шведовой Н.Ю. М., 2001-2003.

Гений— 1. Высшая творческая способность. Литературный ге­ний Толстого.

2.Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев.

3. В древнеримской мифологии — покровитель челове­ка, позже олицетворение добрых или злых сил.

- Как вы понимаете слова и выражения: «важным саном на­дуваться», «философа брать вид», «чистосердечье», «бли­стал восторгом», «перелить в потомки», «быть сердцем беспристрастным», «коль».

- Какова главная мысль, идея стихотворения?

2. «На птичку».

— О чем; по-вашему это короткое стихотворение?

3. «Река времен в своем стремленьи...»

— Как вы понимаете слова и выражения: «река времен», «зву­ки лиры и трубы», «вечности жерло».

— Можно ли это стихотворение назвать итогом размышлений поэта, некоторым итоговым выводом? Почему?

II. Аналитическая работа.

- Ребята, заметили ли вы, как отличаются стихотворения Г.Р. Державина от стихотворений М. В. Ломоносова?

(Говорит о себе, содержание более понятно, трудно отнести тек­сты к какому-либо из «штилей»)

- Из прочитанных текстов приведите примеры разговорной лексики и «высокой», торжественной.

(«Притворяться», «надуваться», «брякнуть», «брось камень», «и ну сжимать ее рукой» «пожрется» —разг.

«Блистать», «лирымоея», «обольщен», «забвенья» — торжеств.)

- Каково главное отличие в принципах работы Державина от Ломоносова?

(Смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля» и жанров, и слов.)

Именно в этом и состояло новаторство Г.Р. Державина в по­эзии. А по какой причине и какой целью это делал поэт, мы узнаем из двух последних абзацев статьи учебника. Прочтите его.

- Какова причина и цель новых приемов в поэзии, приме­ненных Державиным?

(Причина в том, что жизнь требовала более точно изображать жизнь, она не умещалась в рамки теорий, так для изображения монар­ха уже мало было только торжественных красок, да и «низкие» жан­ры все более завоевывают популярность; а цель — добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык поэзии к живой речи людей.)

III. Знакомство с биографией Державина.

Великий поэт Г. Р. Державин сделал огромный шаг в развитии русской поэзии. А.С. Пушкин писал о самом волнующем событии в своей лицейской жизни:

Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил...

На репродукции мы видим тот момент, когда уже престарелый Державин слушает стихотворение юного Пушкина на выпускном лицейском экзамене и выражает восторг. Для Пушкина эта оценка стала своего рода напутствием. Творчество Пушкина, нашего вели­чайшего гения, станет темой наших следующих уроков.

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение Державина.

2. Подготовить краткий пересказ статьи учебника о Державине.

3.Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Ломоносов и Державин — великие поэты XVIII столетия», пользуясь ма­териалами пособия «Читаем, думам, спорим...» и дополни­тельной литературой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя