Егораева Г. Т. ЕГЭ 2018. 20 вариантов. Типовые тестовые задания
ВАРИАНТ 15
Часть 1
Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле- точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Не только политика, но и бытовые, семейные, человеческие связи пронизывали декабристские политические организации. (2)Если для последующих этапов общественного движения будут типичны разрывы дружбы, любви, многолетних привязанностей по соображениям идеологии и политики, то для декабристов характерно, что сама политическая организация облекается в формы непосредственно человеческой близости, дружбы, привязанности к человеку, а не только к его убеждениям. (3) все участники политической жизни были включены и в какие-либо прочные внеполитические связи: они были родственниками, однополчанами, товари- щами по учебным заведениям, участниками военных сражений.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Декабристы были родственниками, однополчанами, которых связывали только политика и идеология.
2) Политические организации эпохи декабристов отличало наличие тесных и нерушимых внеполитических связей.
3) Политическое движение может быть прочным только в том случае, если его представителей объединяют человеческие, семейные, товарищеские связи.
4) Разрывы любовных и дружеских связей по соображениям политики и идеологии были несвойственны и последующим общественным движениям.
5) Декабристские политические организации строились не только на идеологии, но и на прочной личной привязанности к человеку.
Ответ:_______________________________.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки этому / Именно поэтому / Хотя / Только / Даже
Ответ:_______________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СВЯЗЬ, -и; ж.
1. Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь. С. теории и практики. Причинная с.
2. Тесное общение между кем-чем-нибудь. Дружеская с. Укреплять международные с.
3. Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам такого сообщения (почта, телеграф, телефон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях. Служба с. Работники с.
4. Близкое знакомство с кем-нибудь, обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду. Иметь с. во влиятельных кругах. Большие с.
Ответ:_______________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
взялАсь / включИшь / бантОв / тУфля / накренИлась
Ответ:_______________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
За последние два года этот актёр стал очень ПОПУЛЯРНЫМ.
Одна из причин ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО травматизма — несоблюдение правил техники безопасности.
Черты ПРОСВЕЩЁННОГО абсолютизма в нашей стране воплотились в политике Екатерины И.
ПАМЯТЛИВЫЕ старейшины рода знали много сказаний о старинных временах.
Самба — это подвижный и РИТМИЧНЫЙ танец, который пришёл к нам из Бразилии.
Ответ:_______________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
детских ШОРТ / о ЧЕТЫРЁХСТАХ гвардейцах / песни ЦЫГАНОВ / договориться с НИМ
множество УВЕЧИЙ
Ответ:_______________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 1) Сократ говорил, что чем больше узнаёт людей, тем больше ценит мою собаку. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 2) Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них минеральных солей. |
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Гул орудий и грохот взрывов расплескался по осенней земле. |
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью | 4) Вслед за романом «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевский пишет роман «Идиот». |
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом | 5) Согласно римской легенды, Рим основали братья-близнецы Ромул и Рем, потомки троянского царя Энея. |
| 6) Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. |
| 7) Чехов утверждал, что он не знает языка лучше, чем у Лермонтова. |
| 8) Прочитанная лекция для школьников о новых достижениях в робототехнике вызвала большой интерес. |
| 9) Два солдата с котомками равнодушно глядели на окна поезда. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:_______________________________.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
усл..жнённая / м..ридиан / оздор..вление / прил..жение / р..скошная
Ответ:_______________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
меж..гровой, под..скать / на..стройка, о..дать / н..летел, п..ймал / пр..танцовывать, пр..мять
пр..родители, пр..верить
Ответ:_______________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
щеголеватый одол..вал назойл..вая охлад..вать гуж., вой
Ответ:_______________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
повал..нный / возненавид..в / намет..вший / бор..шься / наказу..мый
Ответ:_______________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В вашем рассказе, сударь, события обрисованы отнюдь (НЕ)ВЕРНО.
Его сразу охватило сложное, ни с чем (НЕ)СРАВНИМОЕ чувство великого восторга, азарта, волнения.
Солнце пекло (НЕ)ПО-ВЕСЕННЕМУ жарко.
По весенней, ещё (НЕ)ПРОСОХШЕЙ дороге мы ехали на беговых дрожках.
Поэт настоящий вздувает заранее из искры (НЕ)ЯСНОЙ — ясное знание.
Ответ:_______________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Мне кажется, повторись всё (С)НАЧАЛА, я поступил бы ТАК(ЖЕ).
(ПО)ТОМУ мосту ехать было нельзя, и мы (ТОТ)ЧАС отправились в объезд.
(НЕ)СМОТРЯ на сильные морозы река не замерзала (В)ТЕЧЕНИЕ недели.
Молодой адвокат не имел практики (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ (ПОЛУ)ГОДА.
(В)РОДЕ (НА)СЧЁТ земли и охоты, знаешь ли, особые разговоры будут.
Ответ:_______________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В такие дни, как этот, мне соверше(1)о осозна(2)о начинает казаться, что у природы издавна есть своя уединё(3)ая жизнь, таинстве(4)ая и особе(5)ая.
Ответ:_______________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
2) Тихо и синева повисла между ещё зелёными деревьями.
3) Сверкнуло и ударило над самым холмом.
4) Пустые и холодные залы угнетали и наводили уныние.
5) С Гиляровским дружили не только писатели но и многие актеры и художники.
Ответ:_______________________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам.
Ответ:_______________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4)вряд ли (5) большая новость.
Ответ:_______________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.
Ответ:_______________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Оба моих проводника объяснили мне (1) что (2) если во время штиля туман вдруг перестаёт моросить и начинает подниматься кверху (3) и если при этом раскатистое эхо исчезает (4) надо ждать весьма сильного дождя.
Ответ:_______________________________.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Коренные аборигены Австралии, также иногда называемые «австралийскими бушменами», в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира.
Ответ:_______________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 21—26.
(1)До сих пор среди жителей Бреста и ближних деревень ходят удивительные рассказы о том, что даже несколько месяцев спустя, после того как гитлеровцы полностью овладели крепостью, отдельные советские бойцы и командиры скрывались в крепостных подземельях и по ночам на развалинах ещё иногда раздавались выстрелы. (2)Кое-кто из местного населения вспоминает, что зимой 1942 года, когда немцы сгоняли людей в крепость разбирать развалины, они порой видели перебегающие от подземелья к подземелью фигуры в изодранной красноармейской одежде. (3)И, если чья-то рука хоть изредка писала на полуразрушенных крепостных стенах грозные слова: «Смерть немецким оккупантам!», местное население верило, что нашу армию нельзя победить.
(4)Ещё более удивительную историю мы услышали от участника обороны крепости Александра Дурасова.
(5)Старшина Дурасов, раненный в боях за крепость, попал в плен и находился несколько месяцев в гитлеровском лагере под Брестом. (6)Когда рана его зажила, он был послан в город и зачислен в рабочую команду, которая обслуживала немецкий госпиталь.
(7)Вместе с военнопленными в этой команде работала и группа евреев из созданного фашистами гетто. (8)В составе группы из гетто был один музыкант-скрипач. (9)Однажды — это было, как вспоминает Дурасов, в апреле 1942 года — опоздал часа на два на работу и, когда пришёл, с волнением рассказал товарищам о том, что с ним случилось. (10)Когда он шёл по дороге, направляясь к госпиталю, его обогнала немецкая военная машина, в которой сидел какой-то офицер. (11)Машина резко затормозила впереди него, и гитлеровец подозвал скрипача.
(12)— Садись! — приказал он скрипачу, открывая дверцу.
(13)Едва музыкант сел, автомобиль помчался в крепость. (14)Там, среди развалин, в земле была пробита широкая дыра, которая уходила глубоко вниз. (15)Вокруг неё с автоматами наготове стояла группа немецких солдат.
(16)— Спускайся туда! — приказал скрипачу офицер. (17)— Там, в подземелье, до сих пор скрывается один русский. (18)Поскольку он не хочет сдаваться и стоит насмерть, ты должен уговорить его выйти наверх и сложить оружие. (19)Если ты не уговоришь его, можешь не возвращаться, потому что я застрелю тебя.
(20)Музыкант двинулся по проходу, боясь, чтобы неизвестный не застрелил его, всё время громко повторял, кто он и зачем идёт.
(21)Внезапно гулко ударил выстрел, и, когда перепуганный скрипач упал ничком на сырой пол подземелья, он услышал слабый голос.
(22)— Не бойся, иди сюда, — говорил неизвестный. (23)— Я и сам решил выйти. (24) Это был мой последний патрон, и у меня уже давно кончился запас пищи. (25)Иди и помоги мне.
(26)Скрипач двинулся вперёд и вскоре наткнулся на человека, который сидел у стены. (27)Когда они кое-как выкарабкались наверх, последние силы оставили незнакомца, и он изнеможённо опустился на развалины.
(28)Гитлеровцы молча, с любопытством смотрели на него. (29)Перед ними сидел невероятно исхудавший человек, возраст которого сейчас было невозможно определить. (30)Нельзя было также догадаться, кто он — боец это или командир, ибо вся одежда на нём висела лохмотьями.
(31)Видимо, не желая показать врагам свою слабость, неизвестный сделал усилие, чтобы встать, но тут же упал на камни. (32)Солдаты поставили перед ним открытую банку с консервами и печенье, но он не притронулся ни к чему. (33)Тогда офицер спросил его, есть ли ещё русские там, в подземелье.
(34)— Нет, — ответил неизвестный. (35)— Я был один, и я вышел только для того, чтобы своими глазами увидеть ваш смертный час здесь, в России.
(36)После того как музыкант перевёл офицеру эти слова пленного, немец, обращаясь к своим солдатам, сказал:
(37)— Этот человек — настоящий герой. (38)Учитесь у него, как нужно любить и защищать свою землю.
(39)Офицер приказал одному из солдат вывести музыканта за пределы крепости, и дальнейшая судьба пленного так и осталась неизвестной.
(40)Но тайна эта полна той же величавой трагической героики, что и вся похожая на легенду оборона Брестской крепости, открывающей перед нами свои волнующие загадки. (По С. Смирнову*)
*Сергей Сергеевич Смирнов — русский советский писатель, историк, радио- и телеведущий, общественный деятель.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) К зиме 1942 года гитлеровцы так и не смогли овладеть Брестской крепостью.
2) Надпись «Смерть немецким оккупантам!» на полуразрушенных стенах крепости вселяла в местное население веру в непобедимость нашей армии.
3) Старшина Дурасов, раненный в боях за крепость, попал в гетто, созданное фашистами.
4) В подземелье, откуда вышел неизвестный солдат, ещё оставались защитники Брестской крепости.
5) Гитлеровский офицер отдал должное патриотизму, силе воли и мужеству неизвестного солдата.
Ответ:_______________________________.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 32 иллюстрирует содержание предложения 31.
2) Предложения 28 и 29 противопоставлены по содержанию.
3) В предложениях 11-14 представлено повествование.
4) В предложении 24 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 23.
5) В предложениях 37-38 представлено рассуждение.
Ответ:_______________________________.
23. Из предложений 5-7 выпишите слово со значением «особые городские кварталы, за пределами которых не имеют права селиться представители дискриминируемых расовых или религиозных групп».
Ответ:_______________________________.
24. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 5 связано с предыдущим.
Ответ:_______________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
25. «Троп(А)___(«удивительная история», предложение 4) передаёт автор ское отношение к непокорённой Брестской крепости, которая жила и не сдавалась. Такое синтаксическое средство, как (Б)___(предложение 9)и приём (В)___(предложение 3) помогают понять, как долго оборонялись пограничники. Героизм одного из них подчёркнут в речи фашистского офицера лексическим средством (Г)___(предложение 18)».
Список терминов:
1) парцелляция
2) вводная конструкция
3) сравнительный оборот
4) термины
5) эпитет
6) анафора
7) олицетворение
8) фразеологизм
9) цитирование
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией
по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М 2.
26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
8