СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.03.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые задания Русский язык Вариант 15

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный вариант из пособия Егораевой полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые задания Русский язык Вариант 15»

Егораева Г. Т. ЕГЭ 2018. 20 вариантов. Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 15

Часть 1

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последова­тельность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле- точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


(1)Не только политика, но и бытовые, семейные, человеческие связи пронизывали декабрист­ские политические организации. (2)Если для последующих этапов общественного движения будут типичны разрывы дружбы, любви, многолетних привязанностей по соображениям идео­логии и политики, то для декабристов характерно, что сама политическая организация облека­ется в формы непосредственно человеческой близости, дружбы, привязанности к человеку, а не только к его убеждениям. (3) все участники политической жизни были включены и в ка­кие-либо прочные внеполитические связи: они были родственниками, однополчанами, товари- щами по учебным заведениям, участниками военных сражений.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содер­жащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Декабристы были родственниками, однополчанами, которых связывали только по­литика и идеология.

2) Политические организации эпохи декабристов отличало наличие тесных и неруши­мых внеполитических связей.

3) Политическое движение может быть прочным только в том случае, если его пред­ставителей объединяют человеческие, семейные, товарищеские связи.

4) Разрывы любовных и дружеских связей по соображениям политики и идеологии были несвойственны и последующим общественным движениям.

5) Декабристские политические организации строились не только на идеологии, но и на прочной личной привязанности к человеку.

Ответ:_______________________________.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому / Именно поэтому / Хотя / Только / Даже

Ответ:_______________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении тек­ста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЯЗЬ, -и; ж.

1. Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь. С. теории и практики. Причинная с.

2. Тесное общение между кем-чем-нибудь. Дружеская с. Укреплять международ­ные с.

3. Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам такого сообщения (почта, телеграф, телефон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях. Служба с. Работники с.

4. Близкое знакомство с кем-нибудь, обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду. Иметь с. во влиятельных кругах. Большие с.

Ответ:_______________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

взялАсь / включИшь / бантОв / тУфля / накренИлась

Ответ:_______________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

За последние два года этот актёр стал очень ПОПУЛЯРНЫМ.

Одна из причин ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО травматизма — несоблюдение правил техники безопасности.

Черты ПРОСВЕЩЁННОГО абсолютизма в нашей стране воплотились в политике Екате­рины И.

ПАМЯТЛИВЫЕ старейшины рода знали много сказаний о старинных временах.

Самба — это подвижный и РИТМИЧНЫЙ танец, который пришёл к нам из Бразилии.

Ответ:_______________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

детских ШОРТ / о ЧЕТЫРЁХСТАХ гвардейцах / песни ЦЫГАНОВ / договориться с НИМ

множество УВЕЧИЙ

Ответ:_______________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматически­ми ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Сократ говорил, что чем больше узнаёт людей, тем больше ценит мою собаку.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них мине­ральных солей.

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Гул орудий и грохот взрывов рас­плескался по осенней земле.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

4) Вслед за романом «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевский пишет роман «Идиот».

Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом

5) Согласно римской легенды, Рим основали братья-близнецы Ромул и Рем, потомки троянского царя Энея.


6) Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь рас­пускающийся цвет всей его духов­ной жизни.


7) Чехов утверждал, что он не зна­ет языка лучше, чем у Лермон­това.


8) Прочитанная лекция для школь­ников о новых достижениях в ро­бототехнике вызвала большой ин­терес.


9) Два солдата с котомками равно­душно глядели на окна поезда.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:_______________________________.

А

Б

В

Г

Д






8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Вы­пишите это слово, вставив пропущенную букву.

усл..жнённая / м..ридиан / оздор..вление / прил..жение / р..скошная

Ответ:_______________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

меж..гровой, под..скать / на..стройка, о..дать / н..летел, п..ймал / пр..танцовывать, пр..мять

пр..родители, пр..верить

Ответ:_______________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

щеголеватый одол..вал назойл..вая охлад..вать гуж., вой

Ответ:_______________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

повал..нный / возненавид..в / намет..вший / бор..шься / наказу..мый

Ответ:_______________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В вашем рассказе, сударь, события обрисованы отнюдь (НЕ)ВЕРНО.

Его сразу охватило сложное, ни с чем (НЕ)СРАВНИМОЕ чувство великого восторга, азарта, волнения.

Солнце пекло (НЕ)ПО-ВЕСЕННЕМУ жарко.

По весенней, ещё (НЕ)ПРОСОХШЕЙ дороге мы ехали на беговых дрожках.

Поэт настоящий вздувает заранее из искры (НЕ)ЯСНОЙ — ясное знание.

Ответ:_______________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите эти два слова.

Мне кажется, повторись всё (С)НАЧАЛА, я поступил бы ТАК(ЖЕ).

(ПО)ТОМУ мосту ехать было нельзя, и мы (ТОТ)ЧАС отправились в объезд.

(НЕ)СМОТРЯ на сильные морозы река не замерзала (В)ТЕЧЕНИЕ недели.

Молодой адвокат не имел практики (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ (ПОЛУ)ГОДА.

(В)РОДЕ (НА)СЧЁТ земли и охоты, знаешь ли, особые разговоры будут.

Ответ:_______________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В такие дни, как этот, мне соверше(1)о осозна(2)о начинает казаться, что у природы издавна есть своя уединё(3)ая жизнь, таинстве(4)ая и особе(5)ая.

Ответ:_______________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.

2) Тихо и синева повисла между ещё зелёными деревьями.

3) Сверкнуло и ударило над самым холмом.

4) Пустые и холодные залы угнетали и наводили уныние.

5) С Гиляровским дружили не только писатели но и многие актеры и художники.

Ответ:_______________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам.

Ответ:_______________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4)вряд ли (5) большая но­вость.

Ответ:_______________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широко­го поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.

Ответ:_______________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Оба моих проводника объяснили мне (1) что (2) если во время штиля туман вдруг перестаёт моросить и начинает подниматься кверху (3) и если при этом раскатистое эхо исчезает (4) надо ждать весьма сильного дождя.

Ответ:_______________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее сло­во. Выпишите это слово.

Коренные аборигены Австралии, также иногда называемые «австралийскими буш­менами», в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира.

Ответ:_______________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21—26.

(1)До сих пор среди жителей Бреста и ближних деревень ходят удивительные рассказы о том, что даже несколько месяцев спустя, после того как гитлеровцы полностью овладели крепостью, отдельные советские бойцы и командиры скрывались в крепостных подземельях и по ночам на развалинах ещё иногда раздавались выстрелы. (2)Кое-кто из местного населе­ния вспоминает, что зимой 1942 года, когда немцы сгоняли людей в крепость разбирать раз­валины, они порой видели перебегающие от подземелья к подземелью фигуры в изодранной красноармейской одежде. (3)И, если чья-то рука хоть изредка писала на полуразрушенных крепостных стенах грозные слова: «Смерть немецким оккупантам!», местное население ве­рило, что нашу армию нельзя победить.

(4)Ещё более удивительную историю мы услышали от участника обороны крепости Александра Дурасова.

(5)Старшина Дурасов, раненный в боях за крепость, попал в плен и находился несколь­ко месяцев в гитлеровском лагере под Брестом. (6)Когда рана его зажила, он был послан в город и зачислен в рабочую команду, которая обслуживала немецкий госпиталь.

(7)Вместе с военнопленными в этой команде работала и группа евреев из созданного фашистами гетто. (8)В составе группы из гетто был один музыкант-скрипач. (9)Однажды — это было, как вспоминает Дурасов, в апреле 1942 года — опоздал часа на два на работу и, когда пришёл, с волнением рассказал товарищам о том, что с ним случилось. (10)Когда он шёл по дороге, направляясь к госпиталю, его обогнала немецкая военная машина, в которой сидел какой-то офицер. (11)Машина резко затормозила впереди него, и гитлеровец подозвал скрипача.

(12)— Садись! — приказал он скрипачу, открывая дверцу.

(13)Едва музыкант сел, автомобиль помчался в крепость. (14)Там, среди развалин, в земле была пробита широкая дыра, которая уходила глубоко вниз. (15)Вокруг неё с автома­тами наготове стояла группа немецких солдат.

(16)— Спускайся туда! — приказал скрипачу офицер. (17)— Там, в подземелье, до сих пор скрывается один русский. (18)Поскольку он не хочет сдаваться и стоит насмерть, ты должен уговорить его выйти наверх и сложить оружие. (19)Если ты не уговоришь его, мо­жешь не возвращаться, потому что я застрелю тебя.

(20)Музыкант двинулся по проходу, боясь, чтобы неизвестный не застрелил его, всё время громко повторял, кто он и зачем идёт.

(21)Внезапно гулко ударил выстрел, и, когда перепуганный скрипач упал ничком на сырой пол подземелья, он услышал слабый голос.

(22)— Не бойся, иди сюда, — говорил неизвестный. (23)— Я и сам решил выйти. (24) Это был мой последний патрон, и у меня уже давно кончился запас пищи. (25)Иди и помоги мне.

(26)Скрипач двинулся вперёд и вскоре наткнулся на человека, который сидел у стены. (27)Когда они кое-как выкарабкались наверх, последние силы оставили незнакомца, и он изнеможённо опустился на развалины.

(28)Гитлеровцы молча, с любопытством смотрели на него. (29)Перед ними сидел неве­роятно исхудавший человек, возраст которого сейчас было невозможно определить. (30)Нельзя было также догадаться, кто он — боец это или командир, ибо вся одежда на нём висела лохмотьями.

(31)Видимо, не желая показать врагам свою слабость, неизвестный сделал усилие, что­бы встать, но тут же упал на камни. (32)Солдаты поставили перед ним открытую банку с консервами и печенье, но он не притронулся ни к чему. (33)Тогда офицер спросил его, есть ли ещё русские там, в подземелье.

(34)— Нет, — ответил неизвестный. (35)— Я был один, и я вышел только для того, чтобы своими глазами увидеть ваш смертный час здесь, в России.

(36)После того как музыкант перевёл офицеру эти слова пленного, немец, обращаясь к своим солдатам, сказал:

(37)— Этот человек — настоящий герой. (38)Учитесь у него, как нужно любить и за­щищать свою землю.

(39)Офицер приказал одному из солдат вывести музыканта за пределы крепости, и дальнейшая судьба пленного так и осталась неизвестной.

(40)Но тайна эта полна той же величавой трагической героики, что и вся похожая на легенду оборона Брестской крепости, открывающей перед нами свои волнующие загадки. (По С. Смирнову*)

*Сергей Сергеевич Смирнов — русский советский писатель, историк, радио- и телеве­дущий, общественный деятель.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) К зиме 1942 года гитлеровцы так и не смогли овладеть Брестской крепостью.

2) Надпись «Смерть немецким оккупантам!» на полуразрушенных стенах крепости все­ляла в местное население веру в непобедимость нашей армии.

3) Старшина Дурасов, раненный в боях за крепость, попал в гетто, созданное фаши­стами.

4) В подземелье, откуда вышел неизвестный солдат, ещё оставались защитники Брест­ской крепости.

5) Гитлеровский офицер отдал должное патриотизму, силе воли и мужеству неизвест­ного солдата.

Ответ:_______________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 32 иллюстрирует содержание предложения 31.

2) Предложения 28 и 29 противопоставлены по содержанию.

3) В предложениях 11-14 представлено повествование.

4) В предложении 24 содержится указание на причину того, о чём говорится в предло­жении 23.

5) В предложениях 37-38 представлено рассуждение.

Ответ:_______________________________.

23. Из предложений 5-7 выпишите слово со значением «особые городские кварталы, за пределами которых не имеют права селиться представители дискриминируемых расо­вых или религиозных групп».

Ответ:_______________________________.

24. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 5 связано с предыду­щим.

Ответ:_______________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, ис­пользованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соот­ветствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответст­вующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, на­чиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25. «Троп(А)___(«удивительная история», предложение 4) передаёт автор­ ское отношение к непокорённой Брестской крепости, которая жила и не сдавалась. Та­кое синтаксическое средство, как (Б)___(предложение 9)и приём (В)___(предложение 3) помогают понять, как долго оборонялись пограничники. Героизм одного из них подчёркнут в речи фашистского офицера лекси­ческим средством (Г)___(предложение 18)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) вводная конструкция

3) сравнительный оборот

4) термины

5) эпитет

6) анафора

7) олицетворение

8) фразеологизм

9) цитирование

А

Б

В

Г






Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией

по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М 2.

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два приме­ра-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для по­нимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргу­ментируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оцени­вается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписан­ный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!