Габдулла Тукай (1886 - 1913)
Работа с учебником
- Прочитаем статью о поэте в учебнике.
- Что известно о детстве поэта?
- Где учился Габдулла Тукай?
- Как называется его крупная поэта, ставшае балетом?
- Кто и что вдохновляет поэта?
Стихотворение «Родная деревня»
История создания
- Стихотворение написано в 1909 году, посвящено деревне Кырлай , где Габдулла жил в семье простого крестьянин а Сагди с 1892 по 1895 г. Это был, пожалуй, самый светлый период в детстве будущего поэта. Мальчик приобщился к труду, научился ценить те небольшие радости, которые дарила незамысловатая крестьянская жизнь. Именно тогда Габдулла впервые осознал всю любовь к родной земле , единение со своим народом.
Стихотворение «Родная деревня»
Словарная работа
- Значение каких слов вам не понятно?
Коран –
Пророк –
Соха –
священная книга мусульман. Слово «коран» происходит от арабского « чтение вслух », « назидание », « поучение »
человек, заявляющий о том, что контактирует с божественными силами и служит посредником между ними и людьми;
* здесь подразумевается пророк Мухаммед – религиозный деятель ислама, пророк и посланник Бога, политик, ученый, человек, вошедший в историю как проповедник единобожия.
тягловое ручное пахотное орудие для обработки почвы в лесной зоне.
Стихотворение «Родная деревня»
Композиция
- На сколько частей вы бы разделили стихотворение?
Всё стихотворение можно разделить на 3 части:
1 часть:
2 часть:
3 часть:
1 строфа *
лирический герой описывает свою деревню :
«на горне некрутой» «родник подать рукой»;
«всё вокруг отрадно», «люблю душой и телом»
Что в ней?
Какая она? Как выглядит?
Какие эмоции вызывает?
2 и 3 строфы
чему научился там лирический герой
«свет увидел здесь» «молитвувпервые смог прочесть»; «шагал я за сохою вслед»;
«памятна навеки», «нет времени счастливей»
О чем они рассказывают?
Чему же он научился?
Какие эмоции испытывает, вспоминая?
4 строфа
взгляд лирического героя в будущее :
«жизнь длинна», «ждет меня дорога не одна»;
«ты в памяти и в сердце, родная сторона»
Что слышится в финале стихотворения?
Что же он видит в будущем?
Почему герой не боится неизвестности?
Стихотворение «Родная деревня»
Тема и идея
- О чем это стихотворение? Какова его тема?
Тема:
- Что своим стихотворение утверждает автор? Какова его идея (основная мысль)?
Идея:
малая родина / родная сторона
У каждого человека есть место, которое он вспоминает с особой теплотой . Это его малая родина – родная деревня, город, где прошли детские и юношеские годы. Это место, где человек был особенно счастлив , где познавал жизнь во всём её разнообразии, учился дружить, любить, верить. И то, чему он там научился, что осознал, он пронесет через всю жизнь .
Стихотворение «Книга»
История создания
- Стихотворение так же написано в 1909 году. Габдулла Тукай в то время увлекся Революционными идеями: стал думать о значении и роли татарского народа, о значении образования в стране и пр. Сам Тукай в детстве был любознательным ребёнком, любил читать и уже тогда понял, какую неоценимую пользу приносят книги , как основного источника знаний.
С чем у вас ассоциируется слово КНИГА?
литература
знания
чтение
мудрость
учение
Книга Жизни
Священная книга
(Библия, Коран)
интрига
Стихотворение «Книга»
Композиция
- На сколько частей вы бы разделили стихотворение?
Всё стихотворение можно разделить на 2 части:
1 часть : 2 часть:
ПОСЛЕ обращения к книге
ДО обращения к книге
О чем каждая часть?
К О Н Т Р А С Т
«исцелен», «счастлив», « живу »
«душа измучена »
Что испытывает герой?
« противен сам себе»
« отрада из отрад»
«места в мире не найду »
« бесстрашно сердце»
« радостна душа»
« проклятья шлю судьбе»
«суета вседневная чужда »
«за горем – горе »
«день неясной тьмы темней»
«рожденный чистою мечтой »
«белый свет не мил »
« верою в себя»
« не станет сил в душе моей»
«гляжу с надеждою святой»
Какой композиционный прием * положен в основу сопоставления частей ?
Стихотворение «Книга»
Языковые средства
- Какие особенности в построении стихотворения вы увидели? Как называется эти стилистическая фигура * ?
- Анафора (единоначатие): повторение слова «Когда…» в начале строк 1 -й и 2 -й строфы. С какой целью используется анафора?
- Найдите в тексте фразеологизмы * . Дайте его толкование.
- «белый свет не мил» – ничто не радует , всё угнетает, раздражает кого-либо;
«путеводная звезда» – некий ориентир в жизни.
«места в мире не найду» («не находить себе места») – находиться в неком тревожном состоянии
Какова роль этих фразеологизмов?
Стихотворение «Книга»
Образ Книги
- Какой рисует Книга лирический герой? Какие изобразительно-выразительные средства используем автор в её «портрете»?
Эпитет:
«нетленные страницы»
Метафора:
«отрада из отрад»
«пью* тебя»
Сравнение:
«слово встает, как путеводная звезда»
* Олицетворение:
«спасибо» говорю я книге той»
Градация:
«Я исцелен, я счастлив, я живу»
Стихотворение «Книга»
Тема и идея
- О какой книге, по-вашему, говорил лирический герой. И почему обращение к ней помогает духовно?
- Книга – все те Знания (искусство, наука и пр), накопленные человеком лично и всем человечеством. Обращаясь к её « нетленным страницам » - Жизненным Истинам , человек осознает свое место в мире, ощущает свою связь с Миром , с Историей, с Человечеством.
- Такое толкование очень многогранно , у каждого свой взгляд и мнение. Поэтому поделитесь, как бы вы определи тему и идею стихотворения ?