СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Габдулла Тукай. Стихотворения "Родная деревня" и "Книга"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Родная деревня": история создания, композиция, тема и идея; "Книга": ассоциативный ряд, история создания, композиия, образ Книги, тема и идея

Просмотр содержимого документа
«Габдулла Тукай. Стихотворения "Родная деревня" и "Книга"»

Габдулла  Тукай  (1886 - 1913)

Габдулла Тукай (1886 - 1913)

Работа с учебником Прочитаем статью о поэте в учебнике. Что известно о детстве поэта? Где учился Габдулла Тукай? Как называется его крупная поэта, ставшае балетом? Кто и что вдохновляет поэта?

Работа с учебником

  • Прочитаем статью о поэте в учебнике.
  • Что известно о детстве поэта?
  • Где учился Габдулла Тукай?
  • Как называется его крупная поэта, ставшае балетом?
  • Кто и что вдохновляет поэта?
Стихотворение   «Родная деревня» История создания Стихотворение написано в 1909 году, посвящено деревне Кырлай , где Габдулла жил в семье простого крестьянин а Сагди с 1892 по 1895 г. Это был, пожалуй, самый светлый период в детстве будущего поэта. Мальчик приобщился к труду, научился ценить те небольшие радости, которые дарила незамысловатая крестьянская жизнь. Именно тогда Габдулла впервые осознал всю любовь к родной земле , единение со своим народом.

Стихотворение «Родная деревня»

История создания

  • Стихотворение написано в 1909 году, посвящено деревне Кырлай , где Габдулла жил в семье простого крестьянин а Сагди с 1892 по 1895 г. Это был, пожалуй, самый светлый период в детстве будущего поэта. Мальчик приобщился к труду, научился ценить те небольшие радости, которые дарила незамысловатая крестьянская жизнь. Именно тогда Габдулла впервые осознал всю любовь к родной земле , единение со своим народом.
Стихотворение   «Родная деревня» Словарная работа Значение каких слов вам не понятно? Коран –  Пророк –     Соха – священная книга мусульман. Слово «коран» происходит от арабского « чтение вслух », « назидание », « поучение » человек, заявляющий о том, что контактирует с божественными силами и служит посредником между ними и людьми; * здесь подразумевается пророк  Мухаммед – религиозный деятель ислама, пророк и посланник Бога, политик, ученый, человек, вошедший в историю как проповедник единобожия. тягловое ручное пахотное орудие для обработки почвы в лесной зоне.

Стихотворение «Родная деревня»

Словарная работа

  • Значение каких слов вам не понятно?

Коран

Пророк

Соха

священная книга мусульман. Слово «коран» происходит от арабского « чтение вслух », « назидание », « поучение »

человек, заявляющий о том, что контактирует с божественными силами и служит посредником между ними и людьми;

* здесь подразумевается пророк Мухаммед – религиозный деятель ислама, пророк и посланник Бога, политик, ученый, человек, вошедший в историю как проповедник единобожия.

тягловое ручное пахотное орудие для обработки почвы в лесной зоне.

Стихотворение   «Родная деревня» Композиция На сколько частей вы бы разделили стихотворение? Всё стихотворение можно разделить на 3 части: 1 часть:   2 часть:    3 часть: 1 строфа * лирический герой описывает свою деревню : «на горне некрутой» «родник подать рукой»; «всё вокруг отрадно», «люблю душой и телом» Что в ней? Какая она? Как выглядит? Какие эмоции вызывает? 2 и 3 строфы чему научился там лирический герой «свет увидел здесь» «молитвувпервые смог прочесть»; «шагал я за сохою вслед»; «памятна навеки», «нет времени счастливей» О чем они рассказывают? Чему же он научился? Какие эмоции испытывает, вспоминая? 4 строфа взгляд лирического героя в будущее : «жизнь длинна», «ждет меня  дорога не одна»; «ты в памяти и в сердце, родная сторона» Что слышится в финале стихотворения? Что же он видит в будущем? Почему герой не боится неизвестности?

Стихотворение «Родная деревня»

Композиция

  • На сколько частей вы бы разделили стихотворение?

Всё стихотворение можно разделить на 3 части:

1 часть:

2 часть:

3 часть:

1 строфа *

лирический герой описывает свою деревню :

«на горне некрутой» «родник подать рукой»;

«всё вокруг отрадно», «люблю душой и телом»

Что в ней?

Какая она? Как выглядит?

Какие эмоции вызывает?

2 и 3 строфы

чему научился там лирический герой

«свет увидел здесь» «молитвувпервые смог прочесть»; «шагал я за сохою вслед»;

«памятна навеки», «нет времени счастливей»

О чем они рассказывают?

Чему же он научился?

Какие эмоции испытывает, вспоминая?

4 строфа

взгляд лирического героя в будущее :

«жизнь длинна», «ждет меня дорога не одна»;

«ты в памяти и в сердце, родная сторона»

Что слышится в финале стихотворения?

Что же он видит в будущем?

Почему герой не боится неизвестности?

Стихотворение   «Родная деревня» Тема и идея О чем это стихотворение? Какова его тема? Тема:  Что своим стихотворение утверждает автор? Какова его идея (основная мысль)? Идея:    малая родина / родная сторона У каждого человека есть место, которое он вспоминает с особой теплотой . Это его малая родина – родная деревня, город, где прошли детские и юношеские годы. Это место, где человек был особенно счастлив , где познавал жизнь во всём её разнообразии, учился дружить, любить, верить. И то, чему он там научился, что осознал, он пронесет через всю жизнь .

Стихотворение «Родная деревня»

Тема и идея

  • О чем это стихотворение? Какова его тема?

Тема:

  • Что своим стихотворение утверждает автор? Какова его идея (основная мысль)?

Идея:

малая родина / родная сторона

У каждого человека есть место, которое он вспоминает с особой теплотой . Это его малая родина – родная деревня, город, где прошли детские и юношеские годы. Это место, где человек был особенно счастлив , где познавал жизнь во всём её разнообразии, учился дружить, любить, верить. И то, чему он там научился, что осознал, он пронесет через всю жизнь .

Стихотворение   «Книга» История создания Стихотворение так же написано в 1909 году. Габдулла Тукай в то время увлекся Революционными идеями: стал думать о значении и роли татарского народа, о значении образования в стране и пр. Сам Тукай в детстве был любознательным ребёнком, любил читать и уже тогда понял, какую неоценимую пользу приносят книги , как основного источника знаний. С чем у вас ассоциируется слово КНИГА? литература знания чтение мудрость учение Книга Жизни Священная книга (Библия, Коран) интрига

Стихотворение «Книга»

История создания

  • Стихотворение так же написано в 1909 году. Габдулла Тукай в то время увлекся Революционными идеями: стал думать о значении и роли татарского народа, о значении образования в стране и пр. Сам Тукай в детстве был любознательным ребёнком, любил читать и уже тогда понял, какую неоценимую пользу приносят книги , как основного источника знаний.

С чем у вас ассоциируется слово КНИГА?

литература

знания

чтение

мудрость

учение

Книга Жизни

Священная книга

(Библия, Коран)

интрига

Стихотворение   «Книга» Композиция На сколько частей вы бы разделили стихотворение? Всё стихотворение можно разделить на 2 части: 1 часть : 2 часть:   ПОСЛЕ обращения к книге ДО обращения к книге О чем каждая часть? К  О  Н  Т  Р  А  С  Т «исцелен», «счастлив», « живу » «душа измучена » Что испытывает герой? « противен сам себе» « отрада из отрад» «места в мире не найду » « бесстрашно сердце» « радостна душа» « проклятья шлю судьбе» «суета вседневная чужда » «за горем – горе » «день неясной тьмы темней» «рожденный чистою мечтой » «белый свет не мил » « верою в себя» « не станет сил в душе моей» «гляжу с надеждою святой»     Какой композиционный прием * положен в основу сопоставления частей ?

Стихотворение «Книга»

Композиция

  • На сколько частей вы бы разделили стихотворение?

Всё стихотворение можно разделить на 2 части:

1 часть : 2 часть:

ПОСЛЕ обращения к книге

ДО обращения к книге

О чем каждая часть?

К О Н Т Р А С Т

«исцелен», «счастлив», « живу »

«душа измучена »

Что испытывает герой?

« противен сам себе»

« отрада из отрад»

«места в мире не найду »

« бесстрашно сердце»

« радостна душа»

« проклятья шлю судьбе»

«суета вседневная чужда »

«за горем – горе »

«день неясной тьмы темней»

«рожденный чистою мечтой »

«белый свет не мил »

« верою в себя»

« не станет сил в душе моей»

«гляжу с надеждою святой»

Какой композиционный прием * положен в основу сопоставления частей ?

Стихотворение   «Книга» Языковые средства Какие особенности в построении стихотворения вы увидели? Как называется эти стилистическая фигура * ? Анафора (единоначатие): повторение слова «Когда…» в начале строк 1 -й и 2 -й строфы. С какой целью используется анафора? Найдите в тексте фразеологизмы * . Дайте его толкование. «белый свет не мил» – ничто не радует , всё угнетает, раздражает кого-либо; «путеводная звезда» – некий ориентир в жизни. «места в мире не найду» («не находить себе места») – находиться в неком тревожном состоянии Какова роль этих фразеологизмов?

Стихотворение «Книга»

Языковые средства

  • Какие особенности в построении стихотворения вы увидели? Как называется эти стилистическая фигура * ?
  • Анафора (единоначатие): повторение слова «Когда…» в начале строк 1 -й и 2 -й строфы. С какой целью используется анафора?
  • Найдите в тексте фразеологизмы * . Дайте его толкование.
  • «белый свет не мил»ничто не радует , всё угнетает, раздражает кого-либо;

«путеводная звезда» – некий ориентир в жизни.

«места в мире не найду» («не находить себе места») – находиться в неком тревожном состоянии

Какова роль этих фразеологизмов?

Стихотворение   «Книга» Образ Книги Какой рисует Книга лирический герой? Какие изобразительно-выразительные средства используем автор в её «портрете»?    Эпитет:  «нетленные страницы» Метафора: «отрада из отрад» «пью* тебя» Сравнение: «слово  встает, как путеводная звезда» * Олицетворение: «спасибо» говорю я книге той» Градация: «Я исцелен, я счастлив, я живу»

Стихотворение «Книга»

Образ Книги

  • Какой рисует Книга лирический герой? Какие изобразительно-выразительные средства используем автор в её «портрете»?

Эпитет:

«нетленные страницы»

Метафора:

«отрада из отрад»

«пью* тебя»

Сравнение:

«слово встает, как путеводная звезда»

* Олицетворение:

«спасибо» говорю я книге той»

Градация:

«Я исцелен, я счастлив, я живу»

Стихотворение   «Книга» Тема и идея О какой книге, по-вашему, говорил лирический герой. И почему обращение к ней помогает духовно? Книга – все те Знания (искусство, наука и пр), накопленные человеком лично и всем человечеством. Обращаясь к её « нетленным страницам » - Жизненным  Истинам , человек осознает свое место в мире, ощущает свою связь с Миром , с Историей, с Человечеством. Такое толкование очень многогранно , у каждого свой взгляд и мнение. Поэтому поделитесь, как бы вы определи тему и идею стихотворения ?

Стихотворение «Книга»

Тема и идея

  • О какой книге, по-вашему, говорил лирический герой. И почему обращение к ней помогает духовно?
  • Книга – все те Знания (искусство, наука и пр), накопленные человеком лично и всем человечеством. Обращаясь к её « нетленным страницам » - Жизненным Истинам , человек осознает свое место в мире, ощущает свою связь с Миром , с Историей, с Человечеством.
  • Такое толкование очень многогранно , у каждого свой взгляд и мнение. Поэтому поделитесь, как бы вы определи тему и идею стихотворения ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя