СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Галдаанай лама тухай

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Галдаанай лама тухай»


Министерство образования и науки РБ

Заиграевский район

МАОУ « Талецкая СОШ»

 Республиканская дистанционная научно-практическая

конференция учащихся 5-7 классов

«Серебряная альфа»

   



Номинация: История родного края

   

Тема: «Репрессии за веру и судьба Галдан ламы»

 

 





















Автор: Гармаева Дышигма , ученица

7 класса

Талецкой СОШ  Заиграевского района

Телефон:89085179434

Руководитель: Базарова Марина Батуевна

Телефон:89085971794

                                                  Email:[email protected]

 

г. Улан-Удэ

2021 г.


Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………..3

2.Основная часть…………………………………………………………........................4

2.1 Репрессивная политика Советского государства  в Бурят-Монгольской АССР………………………………………………………………………………………..5

2.3 Репрессированные за веру ламы Баргузинской долины…………………………..6-7

2.2 Судьба Аюшеева Галдан Абидуевича (Галдаанай абга)…………………………..8

3. Заключение……………………………………………………………………………..9

4.Список литературы……………………………………………………………………..10

5. Приложение……………………………………………………………………………11-12


























Введение


История – это память, а также опыт по изучению событий, за которыми стоят отдельные люди, семьи или целые династии. Знание своих корней всегда было и остается важным в жизни любого человека, потому что это твоя история, твоя гордость и опора в жизни. Каждый человек должен знать историю своего села, земляков. Потому что история любого человека – это частичка истории нашего народа, страны.

Политические репрессии - унесшая миллионы человеческих жизней, сломавшая миллионы судеб. И уже за партами сидят праправнуки тех, кто был раскулачен, кто был отправлен в ссылку, кто отдал свои жизни. Но об этом не перестанут помнить, говорить, и гордиться своими прадедами. Это вошло в историю навсегда останется память о тех годах.

Я, Гармаева Дышигма ученица Талецкой СОШ, Заиграевского района решила написать о политических репрессиях, именно о репрессиях за веру опираясь на судьбу своего земляка Галдана Аюшеева. Наше маленькое родное село Элэсун расположено в трехстах шестидесяти  километрах к востоку от столицы республики  города Улан – Удэ. До коллективизации элэсунцы жили недалеко друг от друга («хараани газарта») разбросанными одинокими юртами и домами, в основном в местности Арал, Буктэр, Буксыкен, Элысун, Туяа, Хахи. Точных данных о числе репрессированных этих маленьких улусов нет. Актуальность выбранной темы  заключается в том, чтобы показать, как важно не забывать о людях, которые вошли в историю, людей которые были невинно погублены.. История нашего края, района, села неотделима от истории нашей страны. Все, что происходило в России, всегда сказывалось и отзывалось на нашей малой Родине. Мы гордимся земляками, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. О них в музее нашей школе собран большой фактический материал. Но есть в нашей истории и трагические следы, связанные с репрессией.

Цель: изучить историю политических репрессии , рассказать о ламах Баргузинской долины, которые были подвергнуты репрессии, рассказать про судьбу своего односельчанина, чтобы сохранить память о жертвах политических репрессий.

Задачи: 
1.Изучить литературу, документы, о событиях 20-50-х годов XX века, связанные с историей политических репрессий.

2. Расспросить односельчан- репрессированного земляка о событиях тех лет. Собрать информацию и записать воспоминания. 

3 Систематизировать информацию из различных источников.

4. Изложить собранный материал в исследовательской работе.

Объектом работы является политические репрессии, а предметом судьба Галдаанай ламы.

Интересоваться данной темой я начала на уроках истории. И у меня возник вопрос были ли в нашей семье, в моем окружении прадеды которые подверглись этой системе. В ходе изучения данной темы провела анкетирование среди своих одноклассников. В ходе которого выяснилось ,что:

1) Многие узнали о репрессиях только на уроке истории.

2) У 9 человек в семье были прадеды подвергшиеся этой политической системе.

3) 5 человек отказались пройти анкетирование, потому что неинтересно.

4) 7 человек ответили, что родители не знают.

















Основная часть

2.1 Репрессивная политика Советского государства  в Бурят-Монгольской АССР.

С образованием Бурят-Монгольской АССР в 1923 г. эти же процессы начались в республике. В 1924 году  в областном отделе ОГПУ БМАССР создано Восточное направление, главной задачей  которого стала борьба  с ламством. Для решения этой проблемы начинается целенаправленный  набор сотрудников из числа бурят.

Кроме  лам отделение занималось разработкой  бывших ноенов, национальной интеллигенции, мусульманского населения и взаимоотношений бурятского населения  с бурятской эмиграцией в Монголии. Однако органы Советской власти в этот период  искали формы  репрессивной политики в отношении  буддийской конфессии. Это обуславливалось большим количеством  верующих и священнослужителей, а также наличием  устойчивых связей с зарубежными буддийскими центрами. 

30 июля 1937 года был подписан документ, в котором указывались лимиты на 258 950 человек. Этот документ был рассмотрен и подписан партийно-государственным руководством страны. В соответствии с этим документом, 258 950 человек должны были быть осуждены. Статьи должны были назначаться в соответствии с первой и второй категорией приговоров. Первая категория – расстрел, вторая категория – 10 лет в лагерях. Этот лимит был принят для всех областей нашей великой страны.

В Бурятии мало семей, которые обошли репрессии. В республике было репрессировано около 20 тысяч человек, их них 6 тысяч были расстреляны в 1937 - 1938 годах по обвинению в предательстве Родины.

По данным архива ФСБ РФ по Республике Бурятия, репрессиям подверглось 1883 служителя религиозного культа, в том числе 1 710 буддистов, 61 служитель православной церкви и 25 старообрядцев. В архивах управления хранится около 11 тысяч уголовных дел. Двадцать тысяч человек проходят по ним в качестве так называемых «врагов народа». 

Со времени подписания лимита, по Бурятии прокатилась волна, которая подмяла под себя и рабочих, и колхозников, и партийное руководство и представителей духовенства. В период с 1937 по 1938 годы в Бурятии было расстреляно 2483 человек. 2424 человека были осуждены, и приговорены к различным мерам лишения свободы. За весь период не было вынесено ни одного оправдательного приговора. Под статьи попадали не только люди различного социального статуса, но и женщины, старики, дети.

Многие из тех, кто попали в лагеря, не выжили. Но те, кто вернулись, были реабилитированы, и им вернули их честные имена.

2.2. Репрессированные за веру ламы Баргузинской долины.

В «Книге памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия» изданной в Улан-Удэ в 2008 году указаны имена лам Баргузинского дацана репрессированных в 1932 – 1938 годах. Некоторые приговорены к высшей мере, то есть к расстрелу, некоторые умерли в Баргузинской тюрьме, некоторые приговорены к 10 годам. Все они были реабилитированы в 1957, 1962 годах.

В 2006 году на частные пожертвования на месте разрушенного в 30-е годы Баргузинского дацана, возле священной горы Бархаан, была возведена ступа. ( см в приложении 1. ) В основание ступы, помимо священных реликвий, заложена земля со всех мест, где в XIX- XX вв. располагался Баргузинский дацан. Эта ступа посвящена памяти всех лам Баргузинского дацана безвинно пострадавших в годы сталинских репрессий.

Ниже приводятся некоторые данные из архивов Бурятского отделения Комитета госбезопасности отражённые в Книге памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия:

 Ахитаев Шоймпол, 1873 г.р., Агинский, образование высшее тибетское. Проживал: БМАССР, Баргузинский район, улус Харгана. Арестован 20.02.1932 г., дело рассмотрено ПП ОГПУВСК 19.08.1932 г. по статье 58-2, 58-10. Решение по делу: прекращено в связи со смертью. Реабилитирован 20.11.1992 г.

Васильев Лудуп, 1890 г.р., уроженец БМАССР, Баргузинский район, улус Харгана, бурят, малограмотный, беспартийный, лама-гэбши, проживал БМАССР, Баргузинский район, улус Саранхур. Арестован 12.12.37. Дело рассмотрено Тройкой НКВД БМАССР 13.03.38 по статьям 58-2, 58-7, 58-9, 58-11. Решение: высшая мера наказания.

Будаев Жамба Батуевич, 1904 г.р., уроженец БМАССР, Баргузинский район, улус Улюн, бурят, грамотный средне по-монгольски, средне по-тибетски, проживал улус Аргада. Арестован 18.02.38. Дело рассмотрено тройкой НКВД БМАССР 16.03.38 по статье 58-10. Решение: 10 лет лишения свободы. Реабилитирован 18.08.62.

Анганов Ринчин Анганович,1870 г.р., уроженец БМАССР, Баргузинского района, улус Буксыкен. Бурят, грамотный, Баргузинский дацан. Арестован 15.03.1938, дело рассмотрено Районным Отделом НКВД 02.03.1939 по статье 58-10. Решение по делу: прекращено в связи со смертью. Реабилитирован 09.091992 г. Уголовное дело № 3107

 Аюшиев Галдан Абидуевич,1880 г.р., проживал улус Буксыкен, бурят, образование высшее тибетское. Арестован 14.06.38., дело рассмотрено Верховным Судом БМАССР 05.08.39 по статье 58-2, 58-10 ч.1., 58-11. Решение 10 лет лишения свободы. Реабилитирован Верховным Судом РСФСР 03.12.57.

2.3 Судьба Галдана Абидуева. ( Галдаанай абга)

Галдан Абидуев родился в 1898 году в местности Буксыкен , рядом с.селом Элысун Баргузинского района (ныне Курумканского) в семье бедняка Абидуева Аюши  из рода Оторшо Шоно. Всего в семье было 10 детей – 5 мальчиков: Радна, Хурган, Эрдыни, Галсан, Галдан и 5 девочек: старшая дочь умерла в младенчестве, Дулжид, Пэльжид, Лайжид, Бундир. Как и все дети, Галдан  с детства до 18 лет работал в индивидуальном хозяйстве отца: ходил за скотом, косил сено, заготавливал дрова.

    Настоятель Баргузинского дацана великий лама Цыден Содоев был Галдану дядей по материнской линии. Известные  ламы Баргузинской долины Хайдаб  Зоноев, Шагжи Сангунаев (учитель Содой ламы) приходились Галдану Абидуеву дядями по отцовской линии. В год смерти Цыден Содоева в 1916 году Шагжи гэбшэ привел 18-летнего любознательного племянника  в Баргузинский дацан и отдал в хувараки.  

 Будучи  в преклонном возрасте об этом периоде своей жизни он рассказывал своим родным: «В моем 18-летнем возрасте очень трудно было учиться на ламу. Но наша мама Бундир научила нас быть терпеливыми, преодолевать любые трудности, добиваться цели». Потом став гэбшэ ламой, Галдан Абидуев исполнял обязанности ламы в Баргузинском дацане в Сагаан-Нуре. Кроме этого он практиковал тибетскую медицину, лечил травами.

  В начале XX века Баргузинский дацан был откочеван на Барагханский целебный источник. Во вновь отстроенном мощном комплексе дацана были построены дома ламам, в том числе и Галдаанай ламе. В 1930 году, когда закрывались и уничтожались дацаны, здания лам были разобраны и перенесены в другие места. Ламы были репрессированы. Галданай лама не стал исключением. В течение 10 лет в он отбывал ссылку на Колыме. Из рассказа односельчанина Галсанова Б.Е: « Я слышал , что во время отбывания наказания на Колыме он вылечил от недуга ребенка начальника лагеря или тюремного надзирателя( точно не помнит). Благодаря этому случаю его перевели в более щадящие условия для работы. « Поэтому, я выжил» - говорил Галдаанай лама».

После освобождения Галдаанай лама не сразу вернулся домой, боясь быть опять изгнанным он поехал в Читинскую область. Там он прожил несколько лет, бедствовал. Из воспоминаний односельчанина Бадмаева Е. « Мой отец в те годы был в Чите проездом и встретил там своего земляка Галдаанай лама. Они долго беседовали. Отец посоветовал ему вернуться на малую Родину так, как наступили спокойные времена». Точная дата возвращения домой неизвестна.

Вернувщись в родные края Галданай лама жил в с. Элысун. Дом его находился на окраине села . В советское время по просьбе местных верующих в тайне, в ночное время, проводил ритуалы, читал священные книги. Галданай лама никому не отказывал, помогал всем нуждающимся.Из слов односельчанина Галсанова Э.Р « Он  никогда не садился в машину, всегда ходил пешком.  В  своем неизменном  дождевике носил ритуальные принадлежности . В народе, на селе его звали Галдаанай абга. « Абга» в переводе с бурятского дядя по отцовской линии.»

Из воспоминаний односельчанина Галсанова Ю.Р: « Галданай абга помню. Я был в то время еще маленьким. Он ходил всегда в длинном дождевике в котором хранил свои буддийские атрибуты. Мы с ребятами всегда обращали на него внимание, потому что он был высоким и голос у него был громким».

При жизни пользовался большим уважением в народе. Его отличали скромность, доброта, терпимость. В 60-х годах на Барагханском источнике Галданай лама  с помощью Сабаева Санги, Едошкина Галсана на месте своего разобранного в 30-ые годы дома построил новый. Сейчас этот дом находится на Барагханском аршане возле столовой (Галданай абгайн гэр гэжэ хэлсэдэг).



































Заключение.

Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались в те страшные годы.

Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и, по существу, прекратилось во второй половине 60-х годов.

Сегодня еще не подняты тысячи судебных дел. И когда мы искали информацию про земляков на сайтах, в статьях , то информация либо скрыта или мало. Отсюда сделали вывод, что данная тема не изучена до конца. Пятно несправедливости до сих пор не снято с некоторых людей, невинно пострадавших во время репрессии, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы.

Лично же мое мнение по этой теме крайне отрицательно, так как насилие порождает насилие. И наверно никогда не понять того, для чего же все-таки это делалось? В каких целях?! Поэтому, я хочу продолжить изучать данную тему, искать материалы, информацию, для того чтобы наше поколение знали историю своих предков. Приходится лишь догадываться, и смотреть в будущее и думать, что такого ужаса мы и наши дети никогда не испытают.



Список литературы

1.Базаров Б.В., Шагдуров Ю.П., Курас JI.B. Политика репрессий в Бурятии (20-30-е годы) // Проблемы истории Бурятии. Тезисы и доклады научной конференции. Улан-Удэ, 1993. - С. 95-98.

2. Базаров Б.В. Общественно-политическая жизнь 1920-1950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СОО РАН, 1995.

3.Гущин Н.Я. «Раскулачивание» в Сибири (1928-1934 гг.): методы, этапы,Чсоциально-экономические и демографические последствия. -^ ф Новосибирск: ЭКОР, 1996.

4. Книга жертв политических репрессий

5. Сайт « Открытые страницы»

6. Статьи АрамхиевойС. С.

7. Статьи Раднаевой А.Н














































Приложение

Приложение 1. Галдаанай Лама











Приложение 2 с Элысун

Приложение 3. Ступа на Барагханском аршане памяти репрессированных лам.









Приложение 4. Место ,где стоял дом Галданай ламы.









14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!