Современные исследователи о теориях гармонического и всестороннего развития личности.
Никитина А.В. учитель
ФКОУ Вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа №1
УФСИН по Московской области.
Гармоническое развитие личности провозглашалось главной целью воспитания в советской педагогике. Эта идея развивалась педагогами Европы, начиная с XVII века. Многие психологические школы ее поддерживают. Другие подвергают критике. Осторожную, но обоснованную критику этой идеи выдвигают, например психологи Дубровина И.В., Мотков О.И. и др.
Гармония - это оптимальная согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром. Признаки психологической гармоничности личности заключаются в согласии с собой и окружающим миром, в адаптивном, устойчивом, творческом развитии человека, а также в психологическом, физическом, и духовном здоровье.
Согласие с собой и миром – это оптимальная сбалансированность разнонаправленных мотиваций, положительных и отрицательных состояний, желаемого и реального, соразмерность стремлений и возможностей. Другими словами – это положительная « Я» - концепция.
Под устойчивым развитием понимается постепенное расширение возможностей, процесс успешной реализации базовых стремлений - без резких и долгих провалов в негативные состояния.
Весьма спорным представляется тезис о том, что самоцелью человеческого развития является игра: «Душа человека стремится творчески и радостно играть, а не нести долго и мучительно тяжелую ношу. Страдания могут лишь не очень долгое время сопутствовать творчеству. Они превращают творчество в каторгу и просто приостанавливают. Зачем творчество превращать в болезнь?».
Приводится определение понятия «здоровье» в трактовке Всемирной Организации Здравоохранения. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Многие авторы делают акцент на духовной составляющей здоровья, включающей в себя способность "к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, в частности..., способности к инновационному творчеству" (Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994, с.8).
Под духовным здоровьем понимают наличие у человека процесса выхода за рамки сиюминутных целей и предметов и обращение к вечным вопросам и ценностям. Религиозный аспект духовности принципиально не отличается , по нашему мнению, от изложенного. Это внутреннее движение к целостности, объединению с вечным, но путем веры в готовую, предлагаемую той или иной религией, картину мира.
Гармония, по мнению психологов этого направления - это и оптимальный баланс между оптимальными, гармоничными, и неоптимальными, дисгармоничными, “греховными” проявлениями человека. Изначальная двойственная природа человека указывает нам на то, что в человеке всегда должно быть и то, и это, и праведное, и греховное, и гармоничное и дисгармоничное.
Частными проявлениями гармоничной жизни человека являются следующие характеристики:
- преимущественно положительный и спокойный эмоциональный тон;
- хорошее физическое самочувствие, отсутствие серьезных телесных и психических заболеваний;
- позитивная Я-концепция, высокая уверенность в себе (но не очень слишком!);
- преобладание внутреннего локуса контроля, достаточная осознанность, гибкость и широта жизненных ориентаций;
- умеренность страстей и противоречивых желаний, высокий уровень выраженности общекультурных ценностей и навыков
- оптимальный процесс и уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения;
- соразмерность желаний и стремлений с возможностями и особенностями жизненной ситуации;
- реальное устойчивое развитие - жизнь как последовательное осуществление ряда интересных и полезных творческих проектов, своей игры, своей миссии;
- конструктивные, позитивные отношения с большинством людей;
- открытость, готовность откликнуться и помочь, участвовать в общем деле, ориентация на сотрудничество и диалог;
- чувство красоты, экологическая культура, готовность к жизни в диких природных условиях.
У такого гармоничного человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интереса к жизни. Он ставит себе сложные и подчас трудные задачи, но не сверхтрудные.
Гармоничный человек не ставит себе цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Он больше ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Хотя и достижения имеют для него достаточно важное значение
Максимальные достижения очень часто в конечном итоге оборачиваются "пирровой победой" - разрушают здоровье, нарушают хорошие отношения со значимыми и близкими людьми, фанатизируют личность, делают однобоким образ жизни человека и его личность в целом.
Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие. Жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед.
Таким образом, в данной трактовке гармоничное состояние личности - это самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.
Авторы этой теории считают стремление к максимальным достижениям в любой области и к полной самоактуализации дисгармоничным. Такого рода стремления в большей степени присущи западной цивилизации.
На Востоке много философско-религиозных подходов связано с признанием ценности каких-либо сторон гармоничной жизни.
В православной традиции значение построения своей жизни по законам всеобщей божественной гармонии подчеркивал Иоанн Кронштадтский: ”Видишь ты эту чудную гармонию или согласие, порядок тварей великих и малых во всей вселенной, чудный строй всего творения, установленый законами Творца... И ты будь в гармонии, в согласии с вечными, премудрыми и праведными законами всеблагого Творца...” (Кронштадтский И., 1992, с. 3).
Идеал "всестороннего развития личности", до недавних пор господствовавший в советской педагогике является утопичным. Авторы данной статьи критически оценивают и религиозные подходы к трактовке личностных идеалов, считая их жесткими и недостижимыми.
Гармоничность личности, человека в целом - это не абсолютное его совершенство, а относительное, оптимальное совершенство. Некоторый процент не очень страшных "греховных" поступков необходим гармонично живущей личности для поддержания мотивации к дальнейшему развитию и стремлению к самосовершенствованию.
Неверной стратегией является и ориентация педагогов и родителей на получение детьми только "пятерок" в школе или в вузе. Не выдерживают критики "красные" аттестаты и дипломы, все материальные и иные льготы, которые получают их обладатели. Все сверхвысокие учебные, спортивные, технические достижения являются “пирровыми победами”, за которые приходится расплачиваться слишком высокой ценой - здоровьем, разрушением семейных и прочих уз, завистью и ненавистью других, усталостью и опустошенностью. Ощущение счастья сопутствует чаще людям, ставящим себе средние и трудные задачи, но не легкие и сверхтрудные
Оптимальным, гармоничным распределением достижений разного уровня и неудач в жизни человека можно считать примерно следующее: умеренные , т.е. средние и высокие, достижения занимают 70 - 80% от всего объема жизнедеятельности; случаи явно низких достижений (неудач) - 10-15%; а случаи очень высоких достижений - также не более 10-15% от общего объема оценок результатов его действий. То есть, в поведении любого живого существа могут и должны присутствовать в небольшом объеме и крайние проявления, иначе монотония умеренности и непрерывно длящейся гармонии могут снижать свежесть восприятия, разнообразие жизни, тормозить развитие и дисгармонизировать жизнь человека.
Наша природа такова, что каждый в отпущенных ему пределах может научиться жить более гармонично.
Кронштадский И. Христианская философия. Изд. Моск. патриархата, 1992 (с. 3)
Мотков О.И. В гармонии с собой и миром. / Школьный психолог, № 21-22, июнь 1998, с. 8,9.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Ред. Дубровина И.В. М.: Академия, 1995