Мастер-класс.
Тема: «Использование триггеров в компьютерной презентации на примере составления кроссворда в программе Power Point по теме: «Вирусы»
(использование интерактивных методов обучения)
ГБПОУ СРМК, преподаватель информатики и ИТ Косторнова Л.Н.
Эпиграф. МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Не секрет, что преподавателям необходимо постоянно учиться - друг у друга, то есть обмениваться опытом работы: в колледже, повышать свое педагогическое мастерство на курсах и семинарах, посещать открытые уроки своих коллег. На мой взгляд, оптимальной формой профессионального взаимообмена является мастер-класс.
Давайте проведем небольшую педагогическую дискуссию и ответим на вопросы: «Что понимаете вы под термином «мастер класс»?, «Кто такой педагог-мастер»?
Что понимают под термином «мастер-класс»?
Поташник М.М. Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов, при котором мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство чаще всего – путем комментированного показа приемов работы.
Современная педагогическая литература. Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Тогда должен быть и человек, педагог, мастер, тьютор, проводящий мастер-класс.
Педагог–мастер – это кто?
Толковый словарь С.И. Ожегова. Педагог-мастер – это:
1. квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
2. руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области;
3. человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
4. специалист, достигший высокого искусства в своем деле;
5. высокое искусство в какой-нибудь отрасли.
Дистервег А. Педагог–мастер имеет познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания.
Макаренко А.С. Сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях.
Современная педагогическая литература. В характеристику понятия «педагогическое мастерство» включает следующие компоненты:
психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
профессиональные способности;
педагогическую технику;
качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
Чтобы узнать тему нашего мастер-класса, проведем игру «Домино».
Перед вами на слайде слова, расположенные по определенному признаку. Кошка играла с мышкой и перепутала все слова. Необходимо из них сложить предложение, которое будет названием темы нашего мастер-класса.
Действительно, тема нашего мастер-класса «Использование триггеров в компьютерной презентации на примере составления кроссворда в программе Power Point по теме: «Вирусы».
Почему я выбрала эту тему?
Во-первых, использование триггеров расширяет возможности программы Power Point. С их помощью можно создавать игры, викторины, тесты в презентациях, запрограммировать вход и выход объектов в произвольном порядке.
Во-вторых, в рамках учебной деятельности все студенты на учебных предметах Информатика, Информационные технологии и ИТПД изучают основные принципы работы в программе Power Point.
В-третьих, обучающиеся любят разгадывать загадки, ребусы, кроссворды, игры и обязанность педагога научить составлять их.
Что понимают под термином «триггер»?
Триггер - это интерактивное средство анимации, позволяющее выбрать действие для конкретного элемента презентации. Все заданные эффекты будут запускаться по щелчку и возможно управление презентацией непосредственно обучающимися.
На нашем мастер-классе мы составим алгоритм создания кроссворда, обменяемся опытом работы по использованию триггеров в компьютерной презентации, создадим кроссворд «Вирусы» в программе Power Point.
Цель мастер-класса. Поделиться опытом работы по использованию триггеров в программе Power Point на примере составления кроссворда по теме «Вирусы».
Задачи: познакомить коллег с возможностями программы PowerPoint; передать коллегам личный опыт по созданию интерактивного кроссворда с использованием триггера; подготовить Алгоритм создания кроссворда с использованием триггера в программе Power Point с использованием триггеров; приобрести опыт в области создания кроссворда в программе Power Point с использованием триггера.
Форма проведения мастер-класса:
с педагогами, без участия обучающихся;
беседа с элементами презентации +практическая работа.
Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к изучаемому материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме.
Разумеется, можно использовать печатные кроссворды, куда обучающиеся могут вставлять ответы. Например, текстовый кроссворд «Осторожно, вирусы».
С
амый простой вариант – кроссворд на основе таблицы. Выстраивается таблица и копируется на слайды по количеству слов в кроссворде. Без анимации, слова появляются при смене слайдов. Сколько слов, столько слайдов и создается.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Составить кроссворд по теме: «Вирус», состоящий из 6 слов.
Алгоритм создания кроссворда с использованием триггера:
Посчитайте количество строк и столбцов, необходимых для формирования сетки кроссворда.
Открыть программу Power Point.
Создать слайд Заголовок и объект.
Выбрать иконку Вставка таблицы.
Указать: число столбцов – 13; число строк – 12. Появится таблица.
Перейти во вкладку Конструктор, затем в пункт Заливка и выберите цвет, например, белый.
Выбрать пункт меню Граница, затем Все границы.
Измените, размер таблицы так, чтобы ячейки стали квадратными.
Используя пункт меню Граница уберите ненужные обрамления ячеек.
Запишите в сетку кроссворда все слова.
Создайте из автофигур номер вопроса. Для этого выберите Вставка, Фигуры, Выбрать фигуру, Выноска со стрелкой вправо, напишите цифру 1, измените размер и стиль автофигуры. Получится примерно так
Скопируйте фигуру с номером столько раз, сколько в кроссворде слов.
«
Перетащите» номера вопросов к словам и измените нумерацию. Если нужно измените направление Стрелки и текста
Выберите меню Вставка, затем Надпись и напишите содержание вопроса.
Настройте анимацию на Вход. Выделите поле с текстом, выберите меню Анимация, Настройка анимации, Добавить анимацию, Добавить эффект на вход. Я выбрала Уголки по щелчку, вправо-вверх, очень быстро.
Н
астройте триггер на Вход. Для этого: выделите надпись с вопросом; разверните команду Уголки; выберите команду Время; выполните щелчок по кнопке Переключатели; установите флажок Начать выполнение эффекта при щелчке; найдите название автофигуры с цифрой Стрелка вправо с вырезом 1:1-выделите щелчком, затем ОК. Вместо цифры появляется специальный значок, который нам и указывает на настройку триггера Настройте анимацию на Выход. Выделите поле с текстом, выберите меню Анимация, Настройка анимации, Добавить анимацию, Добавить эффект на выход. Я выбрала Вылет за край листа, направление – Вниз, Очень быстро
Настройте триггер на Выход. Для этого: выделите надпись с вопросом; разверните команду Вылет за край листа; выберите команду Время; выполните щелчок по кнопке Переключатели; установите флажок Начать выполнение эффекта при щелчке; найдите название автофигуры с цифрой Стрелка вправо с вырезом 1:1-выделите щелчком, затем ОК. Получается настройка двойного триггера – по первому щелчку по кнопке с номером вопроса появляется формулировка вопроса, а по второму щелчку – исчезает формулировка вопроса. На одну кнопку можно настраивать сколько угодно триггеров – главное не запутаться! Аналогично настраиваются и остальные триггеры на последующие вопросы. Вот так выглядит слайд в режиме редактирования с включенным полем Настройка анимации.
З акройте все введённые буквы в кроссворде. Для этого: создайте и выделите автофигуру Прямоугольник; залейте прямоугольник белым цветом или в тон цвета кроссворда; настройте анимацию на Выход; настройте Триггер на этот же прямоугольник. Таким образом, вы создали фигуру, при нажатии на которую она будет исчезать, открывая буквы в кроссворде.
Подгоните размер фигуры под клеточку кроссворда, установить фоновый цвет, «размножьте» готовую фигуру и распределить по клеткам кроссворда, закрывая каждую букву.
2 1. Закройте фигурами все слова. Вот так выглядит слайд в рабочем режиме.
А так выглядит кроссворд при отгадывании.
Можно составлять кроссворды с триггерами, настроенными на рисунки. Например, кроссворд по теме: «Устройства ввода информации».
Критерии оценивания созданного кроссворда:
Оценка 5 (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;
Оценка 4 (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.;
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.
Вывод. В первую очередь при составлении кроссворда, необходимо четко представлять, с какой дидактической целью и на каком этапе урока используется кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у обучающихся, какие умения сформированы и проверены.
Кроссворд можно использовать на любом этапе проведения учебного занятия:
на этапе проверки домашнего задания, вызвав обучающегося к доске. Кроссворд может заменить терминологический/cловарный диктант;
на этапе изучения новой темы. При подготовке к учебному занятию можно составить кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными, но тесно связанными с темой урока;
на завершающем этапе урока. Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у обучающихся повышения интереса к изучению предметной дисциплине.
при повторении и первичном закреплении изученного материала.
Создание кроссворда в презентации – дело кропотливое и долгое, но чаще всего эффект бывает незабываемым.
Удачного вам творчества и исполнения всех желаний!
Рефлексия. Оцените работу мастер-класса.
Какова эффективность проведения мастер-класса?
Что дало каждому из Вас участие в работе мастер-класса?
Придумайте слова, которые начинаются на предложенные буквы и отражающие Ваше отношение к проведенному мастер-классу
Использованная литература:
www.moi-universitet.ru АНОДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет"
https://docplayer.com/26337593-Oksana-borisovna-zhestovskaya-2015-el-adres-master-klass-sozdanie-krossvorda-v-powerpoint-s-triggerami-i-elementom-shtorka.html О.Б. Жестовская. Создание кроссворда в PowerPoint. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=компьютерная%20мышь%20для%20анимации%20в%20презентации&p=3&pos=152&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fbestgif.narod.ru%2Fjivotnie%2Fanimashki-49.gif Компьютерная мышь
http://pedsovet.su/news/2011-08-11-539 - Презентации победителей конкурса «Интерактивная мозаика»
http://seninvg07.narod.ru/003_trigger_plakat.htm Триггер в плакатах