Ге́ндерная иденти́чность — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории, связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола. Гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают — трансгендерными.
Во многих человеческих обществах есть набор гендерных категорий, которые могут служить основой для формирования у человека социальной идентичности по отношению к другим членам общества.
Одним из основоположников теории гендерной идентичности был сексолог Джон Уильям Мани.
В западном обществе долгое время действовала бинарная гендерная система — способ организации общества, при котором люди разделяются на две категории: мужчин и женщин, — и предполагается соответствие между приписанным при рождении полом, гендерной идентичностью, гендерным выражением и сексуальностью. Однако за последние несколько десятилетий, все большее распространение и признание на официальном уровне получают люди с небинарной гендерной идентичностью. Это происходит в США, Австралии, Великобритании и европейских странах, изменения в сторону признания небинарных персон касаются в том числе юридических документов[1][2][3].
Во многих других обществах традиционные гендерные системы небинарны: они включают в себя более двух гендерных категорий и предусматривают возможность отсутствия зависимости между приписанным при рождении полом и гендерной идентичностью[4][5][6][7].
Содержание
1Гендерная идентичность, гендерное выражение и сексуальная ориентация
2Гендерная идентичность и психический пол
3Формирование гендерной идентичности
3.1Изменение гендерной идентичности
3.2Небинарная гендерная идентичность
4Примечания
5См. также
6Ссылки
Гендерная идентичность, гендерное выражение и сексуальная ориентация[править | править код] Современные исследователи различают три ключевых понятия для описания гендера и сексуальности человека[8]:
гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человека;
гендерное выражение — способы поведения, при помощи которых человек сообщает о своём гендере в данной культуре: в частности, через одежду, манеру общения и интересы. Гендерное выражение человека может соответствовать или не соответствовать предписываемым гендерным ролям, а также отражать или не отражать его гендерную идентичность[8]. Например, нередко трансгендерные люди не рискуют одеваться в соответствии со своей гендерной идентичностью, чтобы избежать оскорблений, насилия и других социальных санкций[9].
сексуальная ориентация — пол или гендер тех, к кому человек испытывает сексуальное или романтическое влечение.
Бинарная гендерная система предполагает, что гендерная идентичность, гендерное выражение и сексуальная ориентация должны находиться в соответствии между собой, а также с приписанным при рождении полом — например, от человека с приписанным при рождении мужским полом ожидается, что он будет определять себя как мужчину, проявлять маскулинное поведение и испытывать гетеросексуальное влечение к женщинам, — но иногда это не так.
Гендерная идентичность и психический пол[править | править код] В русскоязычной науке используется понятие психического или психологического пола, которое иногда употребляется как синоним понятия «гендерная идентичность»[10]. При этом в советской и постсоветской науке не было выработано единой концепции психологического пола[11]. Понятия психического или психологического пола, а также полового самосознания, как правило, используются в контексте обсуждения «нормы», под которой понимается совпадение психического пола с приписанным при рождении, и «патологии», под которой понимается транссексуальность[11][12].
В отличие от понятия психического или психологического пола, понятие «гендерная идентичность» широко используется в рамках гендерных исследований. Такой научный подход подразумевает, в частности, что представления об обязательности и нормальности совпадения приписанного при рождении пола и внутреннего самоощущения человека не принимаются как аксиома, а рассматриваются критически с точки зрения антропологии, философии и других дисциплин. По мнению ведущих современных специалистов в области здоровья трансгендерных людей, несовпадение гендерной идентичности и приписанного при рождении пола — это вопрос разнообразия, а не патологии, а гендерная неконформность не может считаться негативным или болезненным по своей сути явлением[13].
Широкое использование термина «гендерная идентичность» в литературе по психологии в значении обозначения уровня соответствия стереотипам о маскулинном, фемининном и андрогинном, а не осознания себя лицом определённого гендера было подвергнуто критике психиатром Д. Д. Исаевым. С его точки зрения, в таких случаях происходит подмена гендерной идентичности гендерной ролью[14].