СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетическая память.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможно, самой интересной областью биологии сейчас становятся нейронауки и когнитивные науки — исследования мозга и разума. Биологи 19 века считали генетическую память сплавом памяти и наследственности.  Но ещё в 1881 году Рибо считал, что психологическая память отличается от генетической тем, что она не взаимодействует с сознанием. 

Просмотр содержимого документа
«Генетическая память.»

Приходят ли мысли? Или все, что делаем мы сегодня, 
мы вспоминаем, потому что это было за миллионы лет, 
до нашего рождения, заложено в нас.

Возможно, самой интересной областью биологии сейчас становятся нейронауки и когнитивные науки — исследования мозга и разума.
Биологи 19 века считали генетическую память сплавом памяти и наследственности. Но ещё в 1881 году Рибо считал, что психологическая память отличается от генетической тем, что она не взаимодействует с сознанием. 

Если затронуть классификацию биологической памяти, то различают три её вида , появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса.
а) Генетическая память отображается в количество нейронов и их связи друг с другом. Мозг человека хранит массу наследственной информации, оставленной нам предками.
Это и объясняет, почему человек способен вспомнить и остро пережить (например, в состоянии гипноза) те события, которых не было в его жизни. В силу того, что память распределена по всему множеству нейронов, по их связям между собой, по их весовым коэффициентам, можно утверждать, что человек уже рождается «набитым неизвестными ему воспоминаниями».
В течение жизни эти воспоминания постепенно разрушаются новой информацией. Однако существуют специальные приемы (сновидения, гипноз, медитация), позволяющие отобразить активное сознание в еще не использованные структуры, хранящие генетическую память Чтобы жить, органическая система должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и функции Память о структурно-функциональной организации живой системы как представителя определённого биологического вида получила название генетической. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). 
б)  Иммунологическая память эволюционно возникает позже генетической и проявляется в способности иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и др.).
в)  Неврологическая, или нервная память появляется у животных, обладающих нервной системой Её можно определить как совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма . Убеждать любого из нас в том, что память имеет большое значение нет смысла, как сказал. Сергей Леонидович. Рубинштейн: "Не обладая памятью, мы были бы существами на час. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. Человек не смог бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом предшественников.

Генетическая память, что хранится в каждой клеточке нашего тела, словно клад, хранящийся в морских пучинах: «Ты знаешь, что он точно есть, но ты не можешь его отыскать, и открыть его, чтобы насладиться прелестями его внутреннего содержания.

Документально засвидетельствовано множество  фактов, которые доказывают существование феномена генетической памяти. Один из самых известных случаев произошел с англичанкой Дороти Идри. Воспоминания о прошлой жизни начали приходить к ней в возрасте трех лет. Повзрослев, она стала утверждать, что раньше была жрицей в Древнем Египте и ее звали Бентришети. Позже англичанка переселилась в Египет, где поразила историков осведомленностью о периоде царствования фараона Сети Первого. В частности, она точно указала местоположение сада храма в Абидосе, который еще не был раскопан к тому времени, а также помогла открыть знаменитую стену с барельефами и найти папирусы Наг Хаммади, признанные самыми древними документами христианства.
В научной литературе не существует четкого различия в использовании терминов «эффект» и «феномен». Феномен — необычное явление. Например дежавю. Пояснить данный феномен можно строками из стихотворения графа А. Толстого: «Мне кажется все так знакомо, / Хоть не был я здесь никогда».
Исследования показывают, что ощущение «дежавю» хотя бы раз в жизни испытывает до 97% человек. 
Феномен дежавю - явление, очень мало изученное современной наукой, несмотря на то, что впервые термин этот был использован еще в конце XIX века французским психологом Эмилем Буараком.
Исследования американских ученых установили, что за возникновение феномена «дежавю» отвечает определенная область головного мозга - гиппокамп. Именно здесь содержатся специфические белки, ответственные за моментальное распознавание образов. 
В этом исследовании даже определена структура клеток в головном мозге, которая содержит «своего рода «слепок» проекта любого нового места, в которое мы попадаем». Возникает вопрос - получается, что мозг запрограммировал все заранее? 
Явление «дежавю» относят к проявлениям ложной памяти - в работе мозга, вернее, в работе определенных его областей, происходит сбой, он начинает принимать неизвестное за известное. Для ложной памяти выделяют свои возрастные пики.

Первый всплеск приходится на подростковый период и объясняется эмоциональной выраженностью, способностью очень остро и драматично реагировать на события, отсутствием жизненного опыта.
Второй пик- от 35 до 40 лет также приходится на переломный возраст - это уже так называемый кризис среднего возраста. Но в этот период моменты «дежавю» - это моменты ностальгии, сожаления о прошлом, желания вернуться на 20 лет назад.

Но вернёмся к нашему основному вопросу.  То, что лежит за гранью человеческого понимания, всегда пугает нас. Объяснение сводится к отождествлению нового факта с ка­ким-то хранящимся в памяти фактом прошлой жизни. 

Например, в одной из семей   близнецы с раннего детства разговаривали друг с другом на каком-то непонятном языке. Ученые считали, что дети выдумали этот язык для общения, изучали феномен языка близнецов, защищали диссертации о способности близнецов придумывать языки, пока какой-то случайный ученый не сказал, что дети говорят на древне арамейском наречии, на котором говорили во времена Христа. Услышать этот язык где-то и запомнить его близнецы, конечно, просто не могли. Так  ученым поневоле пришлось признать наличие подтвержденных фактов и  заняться исследованиями генетической памяти.

Так как генетическая память закладывается задолго до рождения человека и является одной из особенностей его психики, ее проявления видны в раннем детстве до  4 лет. Она проявляется в особенностях произношения различных звуков, манере двигаться, игровых предпочтениях. Со временем человек получает огромное количество информации. Его мозг формирует сознание, опираясь на новые полученные знания, вытесняет генетическую память на уровень подсознания. Что же или кто же является главным управляющим генетической памяти?

"Ген - элементарная единица наследственности. Представляющая отрезок молекулы ДНК. Каждый ген определяет признак или свойства организма. Совокупность генов - генотип- несёт генетическую информацию обо всех видовых и индивидуальных особенностях организма. При изменении структуры гена нарушаются определённые биохимические процессы в клетках, что ведёт к усилению, ослаблению или выпадению ранее существовавших реакций или признаков".

 И, следовательно, ген должен нести в себе информацию о прошлом, настоящем и даже будущим, а потому ген должен обладать памятью.     

Таким образом, в самом общем случае генная память можно  характеризовать, как "способность клетки  длительно хранить информацию,  позволяющую при определенных условиях  воспроизводить прошлый опыт и прогнозировать по определенным алгоритмам будущие события и  состояния.  

Механизм генетической памяти по своей сути напоминает алгоритм извлечения и записи информации в ячейки компьютера, используя списковые структуры:

Каждая клетка имеет ссылки назад и вперед, ссылки назад характеризуют возврат в прошлое. Этот процесс в физике известен как распад частиц, хотя по своему смыслу это возрождение частицы в ее прошлом облике.

 Ссылка вперед характеризует наличие "пустой" ссылки, которая может быть реализована в процессе индивидуальной жизни и накопленного опыта. Уже известно, что нейроны в человеческом мозгу интенсивно рождаются

до тех пор, пока зародыш находится в чреве матери, да и то это длится только в течение нескольких месяцев. К тому времени, когда человек рождается на свет, нейроны только гибнут, и с каждым прожитым годом все более интенсивно. Не зря говорится, что человек начинает умирать, еще не родившись. Гибель нейронов означает начало процесса обучения, поэтому ребёнока не помнит первых своих минут жизни.

Думаю, на наш проект обратят внимание люди, которым это не безразлично то, что в каждой клеточке нашего тела, хранится необъёмная информация, которую в результате тренировок головного мозга, можно будет приоткрыть . Человеческая память представляется неограниченной, в том смысле, что в неё можно записать сколько угодно информации. Данная модель идёт дальше: информация в человеческую память вносится безостановочно

Непрерывная фиксация всей информации определяет неизбежную небратимость биологических процессов. Смерть обусловливается не исчерпанием памяти, а её перенасыщением. 

Феномен памяти - тема до конца не изученная и не раскрытая, поэтому учёным и нам с Вами открывается огромный простор в области её исследования, эта тема чрезвычайно актуальна в наше время потому, что позволяет достигнуть новых ступеней эволюции.

Мы надеемся, что через некоторое время узнаем все тайны и загадки нашей памяти, и они помогут нам в дальнейшем развитии человечества.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!