СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Генетическая с вязь между основными классами неорганических соединений»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 8 классе "«Генетическая с вязь между основными классами неорганических соединений».Урок проведен в рамках "Неделя химии".

Просмотр содержимого документа
««Генетическая с вязь между основными классами неорганических соединений»»

«Генетическая с вязь между основными классами неорганических соединений» Урок в 8 классе


Тип урока:

  • по дидактической цели: урок актуализации знаний;

  • по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

ЦЕЛИ УРОКА:

  • опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла;

  • закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

  • развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающая:

  • восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

  • сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

Развивающая;

  • развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

  • развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;

  • развивать экологическое мышление.

Воспитательная:

  • продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;

  • воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Технология обучения:

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные

Методы, используемые на уроке:

  • объяснительно-иллюстративные:
    – фронтальная беседа;
    – объяснение учителя.

  • средства наглядности:
    – компьютерная презентация;
    – образцы металлов, неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей;
    – схемы-таблицы,

  • практические:
    – составление схем превращений и их выполнение.

  • дедуктивные: 
    – от известного к неизвестному;
    – от простого к сложному.

Виды контроля:

  • текущий опрос,

  • работа по карточкам..

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  • презентация “Генетическая связь между классами неорганических соединений”;

  • образцы реактивов и минералов;

  • схемы (таблицы) для индивидуальной работы учащихся;

  • спиртовка, кальций, сера, ложечка для сжигания веществ, растворы гидроксида натрия, вода;

  • магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов.

Интернет ресурсы:

  • http;//experiment.edu.ru/catalog.asp Российский образовательный портал

План урока

 

План урока

Задачи

I

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

II

Актуализация опорных знаний

“Мозговой штурм”

(обзор изученного материала)

Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и для их устранения. Совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию нового материала.

III

Изучение нового материала:

  • генетическая связь;

  • генетический ряд металлов и его разновидности;

  • генетически ряд неметаллов и его разновидности.

Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать вывод.

Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию.

Развивать экологическое мышление.

Развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

IV

Закрепление полученных знаний

Повторение, воспроизведение усвоенного материала.

V

Подведение итогов урока

Восприятие чувства ответственности за полученные знания. Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.

VI

Домашнее задание

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.

Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”

Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний”

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

CaO

CO2

SO3

K2SO4

HNO3

H2SO4

LiOH

Сu(OH)2

KOH

H2SO4

NaCI

MgSO4

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя

Задание 2. “Назови и выбери нас”



Учащиеся дают определение выбранному классу по карточке и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

Дают название выбранному веществу.

(Учащиеся работают в парах, желающие у доски)

  • простые вещества: алюминий, водород, сера;

  • оксиды: оксид кальция, оксид железа(III), оксид углерода (IV);

  • кислоты: серная, фосфорная, соляная;

  • основания: гидроксид натрия, гидроксид меди (II);

  • соли: хлорид магния, карбонат кальция, нитрат натрия.

III. Изучение нового материала.

В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль.

Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов

Схема генетических рядов:

Ме

НеМе

МехОy

НеМеxОy

Меn(ОН)n

HxКО

Mex (КО)у

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).

Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).

? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки?(металл и неметалл).

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими.

Тема урока:
“Генетическая связь между классами 
неорганических соединений”
 
(запись на доске и в тетрадях.)

Вопрос: Что означает понятие “генетическая связь”?

  1. Превращение веществ одного класса соединений в вещества 
    других классов;

  2. Химические свойства веществ;

  3. Возможность получения сложных веществ из простых;

  4. Взаимосвязь простых и сложных веществ всех классов 
    неорганических соединений.

Генетической связью называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, то есть генезис веществ.

Ключевой момент урока – создание проблемной ситуации. Для этого использую проблемно-поисковую беседу, которая побуждает учащихся к предположениям, высказыванию своей точки зрения, вызывает столкновение идей, мнений, суждений.

Главная задача – указать учащимся на недостаточность их знаний об объекте познания, а также способов действий для выполнения предложенного им задания.

Задание 3.

В баночке с кислородом сожгли серу, после чего в полученное вещество добавили немного воды. Превращения, которые произошли с веществами, можно выразить схемой:

  1. S – SO– H2SO3

  2. H2SO3 – SO2 –S

  3. SO2 – SO3 – H2SO4

Выберите правильный ответ и составьте данную схему из выданных вам веществ.

Учащиеся составляют генетический ряд серы– неметалла

S – SO2 – H2SO3 – CaSO3

Задание 4.

Из выданных вам веществ составьте генетический ряд металла– кальция по усложнению состава, начиная с простого вещества.

Са – СаO – Са(OH)– СаCO3

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы кальция и серы, которые переходят из одного вещества в другое.

Напишем уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения, основываясь на химических свойствах и способах получения данных классов.

Химия – наука экспериментальная, поэтому давайте выполним некоторые превращения практически.

Предварительно напоминаю о правилах безопасности при работе в химическом кабинете.

Учащийся на кафедре проводит химическую реакцию – горение серы, второй учащийся записывает уравнение химической реакции на доске.

1) S + O= SO2 (реакция соединения)

Оксид cеры (IV)

2) SO2 + H2O = H2SO3 (реакция соединения)

сернистая кислота

3) H2SO3   + Сa(OH)2 = CaSO3 + H2O (реакция обмена) (Учащийся выполняет практически)

сульфит кальция

Проблемную ситуацию, созданную на уроке, завершает постановка учебной проблемы: “Как составить генетический ряд металла, которому соответствует нерастворимое основание, и осуществить эту цепочку превращений экспериментальным путем?”

Mg – MgO – MgCI2 – Mg(OН)2

Общий вывод:

Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд:

  1. Вещества разных классов;

  2. Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного элемента;

  3. Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

IV. Закрепление полученных знаний.

Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание.

Задание 5. “Попади в цель”

Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд натрия.

Н2 О Na CaO Na2O Mg NaOH Mg(OH)2 NaCl

Составьте уравнения реакций этих превращений.

V. Подведение итогов урока.

  1. Оценивается деятельность учащихся на уроке;

  2. Выставляются отметки.

VI. Домашнее задание.

  • Учебник §43,№5.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!