«Генетическая с вязь между основными классами неорганических соединений» Урок в 8 классе
Тип урока:
по дидактической цели: урок актуализации знаний;
по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).
ЦЕЛИ УРОКА:
опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла;
закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;
развивать представления о причинно-следственных связях явлений.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающая:
восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;
сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
Развивающая;
развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
развивать экологическое мышление.
Воспитательная:
продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;
воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Технология обучения:
Методы, используемые на уроке:
средства наглядности:
– компьютерная презентация;
– образцы металлов, неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей;
– схемы-таблицы,
Виды контроля:
текущий опрос,
работа по карточкам..
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, экран;
презентация “Генетическая связь между классами неорганических соединений”;
образцы реактивов и минералов;
схемы (таблицы) для индивидуальной работы учащихся;
спиртовка, кальций, сера, ложечка для сжигания веществ, растворы гидроксида натрия, вода;
магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов.
Интернет ресурсы:
План урока
| План урока | Задачи |
I | Организационный момент | Подготовить учащихся к работе на уроке. |
II | Актуализация опорных знаний “Мозговой штурм” (обзор изученного материала) | Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и для их устранения. Совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию нового материала. |
III | Изучение нового материала: генетическая связь; генетический ряд металлов и его разновидности; генетически ряд неметаллов и его разновидности. | Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать вывод. Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию. Развивать экологическое мышление. Развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения. |
IV | Закрепление полученных знаний | Повторение, воспроизведение усвоенного материала. |
V | Подведение итогов урока | Восприятие чувства ответственности за полученные знания. Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок. |
VI | Домашнее задание | |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.
На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.
Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”
Работа по карточкам
Задание 1. “Третий лишний”
Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя
CaO | CO2 | SO3 |
K2SO4 | HNO3 | H2SO4 |
LiOH | Сu(OH)2 | KOH |
H2SO4 | NaCI | MgSO4 |
Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя
Задание 2. “Назови и выбери нас”
Учащиеся дают определение выбранному классу по карточке и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.
Дают название выбранному веществу.
(Учащиеся работают в парах, желающие у доски)
простые вещества: алюминий, водород, сера;
оксиды: оксид кальция, оксид железа(III), оксид углерода (IV);
кислоты: серная, фосфорная, соляная;
основания: гидроксид натрия, гидроксид меди (II);
соли: хлорид магния, карбонат кальция, нитрат натрия.
III. Изучение нового материала.
В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль.
Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.
Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов
Схема генетических рядов:
Ме | НеМе |
МехОy | НеМеxОy |
Меn(ОН)n | HxКО |
Mex (КО)у |
Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).
? Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).
? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки?(металл и неметалл).
Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими.
Тема урока:
“Генетическая связь между классами
неорганических соединений”
(запись на доске и в тетрадях.)
Вопрос: Что означает понятие “генетическая связь”?
Превращение веществ одного класса соединений в вещества
других классов;
Химические свойства веществ;
Возможность получения сложных веществ из простых;
Взаимосвязь простых и сложных веществ всех классов
неорганических соединений.
Генетической связью называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, то есть генезис веществ.
Ключевой момент урока – создание проблемной ситуации. Для этого использую проблемно-поисковую беседу, которая побуждает учащихся к предположениям, высказыванию своей точки зрения, вызывает столкновение идей, мнений, суждений.
Главная задача – указать учащимся на недостаточность их знаний об объекте познания, а также способов действий для выполнения предложенного им задания.
Задание 3.
В баночке с кислородом сожгли серу, после чего в полученное вещество добавили немного воды. Превращения, которые произошли с веществами, можно выразить схемой:
S – SO2 – H2SO3
H2SO3 – SO2 –S
SO2 – SO3 – H2SO4
Выберите правильный ответ и составьте данную схему из выданных вам веществ.
Учащиеся составляют генетический ряд серы– неметалла
S – SO2 – H2SO3 – CaSO3
Задание 4.
Из выданных вам веществ составьте генетический ряд металла– кальция по усложнению состава, начиная с простого вещества.
Са – СаO – Са(OH)2 – СаCO3
Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы кальция и серы, которые переходят из одного вещества в другое.
Напишем уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения, основываясь на химических свойствах и способах получения данных классов.
Химия – наука экспериментальная, поэтому давайте выполним некоторые превращения практически.
Предварительно напоминаю о правилах безопасности при работе в химическом кабинете.
Учащийся на кафедре проводит химическую реакцию – горение серы, второй учащийся записывает уравнение химической реакции на доске.
1) S + O2 = SO2 (реакция соединения)
Оксид cеры (IV)
2) SO2 + H2O = H2SO3 (реакция соединения)
сернистая кислота
3) H2SO3 + Сa(OH)2 = CaSO3 + H2O (реакция обмена) (Учащийся выполняет практически)
сульфит кальция
Проблемную ситуацию, созданную на уроке, завершает постановка учебной проблемы: “Как составить генетический ряд металла, которому соответствует нерастворимое основание, и осуществить эту цепочку превращений экспериментальным путем?”
Mg – MgO – MgCI2 – Mg(OН)2
Общий вывод:
Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд:
Вещества разных классов;
Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного элемента;
Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.
IV. Закрепление полученных знаний.
Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание.
Задание 5. “Попади в цель”
Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд натрия.
Н2 О Na CaO Na2O Mg NaOH Mg(OH)2 NaCl
Составьте уравнения реакций этих превращений.
V. Подведение итогов урока.
Оценивается деятельность учащихся на уроке;
Выставляются отметки.
VI. Домашнее задание.