СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетика. Драматические страницы в развитии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Генетика. Драматические страницы в развитии

Просмотр содержимого документа
«Генетика. Драматические страницы в развитии»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по Биологии

Тема: «Драматические страницы в истории развития генетики»





Выполнил: Галузинский Алексей

Студент 1 курса группы М-11

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Руководитель: Ракчеева Н.А.






Работа выполнена и

защищена с оценкой _____________ Дата защиты ___________

Подпись руководителя ________Ракчеева Н.А.











Ставрополь, 2018





Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. История развития генетики как науки……………………………….. 4

Глава 2. Зарождение и развитие генетики в СССР…………………………....10

Глава 3. Лысенковщина. Разгром и запрет генетики в СССР…….……....….12

Заключение………………………………………………………………..….….15

Список литературы……………………………………………………………...16





















































Введение

Генетика – наука о наследственности и ее изменчивости – получила развитие в начале XX в., после того как исследователи обратили внимание на законы Г. Менделя, открытые в 1865 г., но остававшиеся без внимания в течение 35 лет.

В короткий срок генетика выросла в разветвленную биологическую науку с широким кругом экспериментальных методов и направлений. Ее бурное развитие было обусловлено как запросами сельского хозяйства, нуждавшегося в детальной разработке проблем наследственности у растений и животных, так и успехами биологических дисциплин, таких, как морфология, эмбриология, цитология, физиология и биохимия, подготовивших почву для углубленного изучения законов наследственности и материальных носителей наследственных факторов.

Предмет исследования – генетика.

Объект исследования – этапы развития генетики. 

Цель исследования: рассмотреть драматические этапы в истории развития генетики

Задачи исследования:

- исследовать этапы развития генетики;

- выделить драматические этапы в развитии генетики;

- выявить политические и социальные стороны.

Гипотеза: доказать, что драматические страницы в развитии генетики связаны с политическими причинами, а не научными.

Для выполнения поставленных задач я использовал следующие методы:

  • изучение литературы по данной теме;

  • анализ собранного материала;

  • обобщение.

Практическая значимость  работы в том, что собранный мною материал может быть использован на занятиях биологии.








Глава 1.История развития генетики как науки


Зарождение хромосомной теории наследственности.

Попытки понять природу передачи признаков по наследству предпринимались ещё в древности. Размышления на эту тему встречаются в сочинениях Гиппократа, Аристотеля и других мыслителей.

В XVII -XVIII гг, когда биологи начали разбираться в процессе оплодотворения и искать, с каким началом - мужским или с женским - связанна тайна оплодотворения, споры о природе наследственности возобновились с новой силой.

В 1694 году Р.Я. Каммерариусом было обнаружено, что для завязывания плодов необходимо опыление. Тем самым к концу XVII в. была подготовлена научная почва для начала опытов по гибридизации растений. Первые успехи в этом направлении были достигнуты вначале XVIII в. Первый межвидовой гибрид получил англичанин Т. Фэйрчайлд при скрещивании гвоздик. В 1760 г. Кельрейтер начал первый тщательно продумывать опыты по изучению передачи признаков при скрещивании растении. В 1761 - 1766 гг., почти за четверть века до Л. Спалланцани, Кельрейтер в опытах с табаком и гвоздикой показал, что после переноса пыльцы одного растения на пестик отличающегося по своим морфологическим признакам растения образуются завязи и семена, дающие растения со свойствами, промежуточных по отношению к обоим родителям. Точный метод разработанный Кельрейтером, обусловил быстрый прогресс в изучении наследственной передачи признаков.

В конце XVIII -начала XIX в. английский селекционер - растениевод Т. Э. Найт, проводя скрещивание различных сортов, делает важный вывод. Важный вывод Найта явилось обнаружение неделимости мелких признаков при различных скрещиваниях. Дискретность наследственного материала, провозглашенная ещё в древности, получила в его исследованиях первое научное обоснование. Найту принадлежит заслуга открытия "элементарных наследственных признаков".

Дальнейшие существенные успехи в развитии методов скрещиваний связанны сО. Сажрэ и Ш. Нодэном.

Крупнейшее достижение Саржэ явилось обнаружение феномена доминантности. При скрещивании сортов он нередко наблюдал подавление признака одного родителя признаком другого. Это явление в максимальной степени проявляется в первом поколении после скрещивания, а затем подавленные признаки снова выявлялись у части потомков следующего поколения. Тем самым Саржэ подтвердил, что элементарные наследственные признаки при скрещивании не исчезают. К этому выводу пришел и Нодэн в 1852 - 1869 гг. Но Нодэн пошел ещё дальше, приступив к количественному изучению пере комбинации наследственных задатков при скрещиваниях. Но на этом пути его ждало разочарование. Неверный методический прием - одновременно изучение большого количества признаков - привел к большой путанице в результатах, и он вынужден был отказаться от своих опытов. Недостатки присущие опытам Нодэна и его предшественников, были устранены в работе Г. Менделя.

Развитие практики гибридизации повело к дальнейшему накоплению сведений о природе скрещиваний. Практика требовала решения вопроса о сохранении неизменными свойств " хороших растении, а также выяснения способов сочетания в одном растении нужных признаков, присущих нескольким родителям. Экспериментально решить этот вопрос не представлялось ещё возможным. В таких условиях возникали различные умозрительные гипотезы о природе наследственности.

Открытие Г. Менделем законов наследования.

Честь открытия количественных закономерностей, сопровождающих формирование гибридов, принадлежит чешскому ботанику-любителю Иоганну Грегору Менделю. В своих работах, выполнявшихся в период с 1856 по 1863г., он раскрыл основы законов наследственности.

Первое его внимание было обращено на выбор объекта. Для своих исследований Мендель избрал горох. Основанием для такого выбора послужило, во-первых, то, что горох - строгий самоопылитель, и это резко снижало возможность заноса нежелательной пыльцы; во-вторых, в то время имелось достаточное число сортов гороха, различавшихся по нескольким наследуемым признакам.

Мендель получил от различных ферм 34 сорта гороха. После двух годовой проверки, сохраняют ли они свои признаки неизменными при размножении без скрещивания, он отобрал для экспериментов 22 сорта.

Мендель начал с опытов по скрещиванию сортов гороха, различающихся поодному признаку ( моногибридное скрещивание). Во всех опытах с 7 парами сортов было подтверждено явление доминирования в первом поколении гибридов, обнаруженное Сажрэ и Нодэном. Мендель ввел понятие доминантного и рецессивного признаков, определив доминантными признаки, которые переходят в гибридные растения совершенно неизменными или почти неизменными, а рецессивными те, которые становятся при гибридизации скрытыми. Затем Мендель впервые сумел дать количественную оценку частотам появления рецессивных форм среди общего числа потомков при скрещиваний.

Для дальнейшего анализа природы наследственности, Мендель изучил ещё несколько поколений гибридов, скрещиваемых между собой. В результате получили прочное научное обоснование следующие обобщения фундаментальной важности:

1. Явление неравнозначности наследственных признаков.

2. Явление расщепления признаков гибридных организмов в результате их последующих скрещиваний. Были установлены количественные закономерности расщепления.

3.Обнаружение не только количественных закономерностей расщепления по внешним, морфологическим признакам, но и определение соотношения доминантных и рецессивных задатков среди форм, с виду не отличных от доминантных, но являющимися смешанными по своей природе.

Таким образом, Мендель вплотную подошел к проблеме соотношения между наследственными задатками и определяемыми ими признаками организма. Засчет пере комбинации задатков( впоследствии эти задатки В. Иоганнсен назвал генами.), при скрещивании образуются зиготы, несущие новое сочетание задатков, чем и обусловливаются различия между индивидуумами. Это положение легло в основу фундаментального закона Менделя - закона чистоты гамет.

Экспериментальные исследования и теоретический анализ результатов скрещиваний, выполненные Менделем, определили развитие науки более чем на четверть века.

Развитие биометрических методов изучения наследственности.

Индивидуальные различия даже между близкородственными организмами вовсе не обязательно связаны с различием в генетической структуре этих особей; они могут быть связанны с неодинаковыми условиями жизни. Поэтому делать заключения о генетических различиях можно только на основании анализа большого числа особей. Первым, кто привлек внимание к математическим закономерностям в индивидуальной изменчивости, был бельгийский математик и антрополог А. Кэтлэ. Он явился одним из основателей статистики и теории вероятностей.

В то время важный вопрос был о возможности передачи по наследству уклонений от средней количественной характеристики признака, наблюдаемых у отдельных индивидуумов. Выяснением этого вопроса занялись несколько исследователей. По своей значимости выделились работы Гальтона, который собрал данные о наследовании роста у человека. Затем Гальтон изучил наследование величины венчика цветка у душистого горошка и пришел к выводу, что потомству передается лишь небольшая часть уклонений, наблюдаемых у родителей. Гальтон попытался придать своему наблюдению математическое выражение, положив начало большой серии работ по математико-статистическим основам наследования.

Последователь Гальтона К. Пирсон продолжил эту работу в более широких масштабах. Наиболее серьезное и ставшее классическим исследование вопросов, поднимавшихся Гальтоном и Пирсоном и их последователей, было выполнено в 1903 -1909 гг. В .Иоганнсеном, обратившим главное внимание на изучение генетически однородного материала. Исходя из полученных анализов, Иоганнсеном дал точное определение генотипа и фенотипа и заложил основы современного понимания роли индивидуальной изменчивости.

Цитологические основы генетики

В 70 - 80-х годах XIX в. были описаны митоз и поведение хромосом во время деления клетки, что навело на мысль, что эти структуры ответственны за передачу наследственных потенций от материнской клетки дочерним. Деление материала хромосом на две равные частицы свидетельствовало в пользу гипотезы, что именно в хромосомах сосредоточена генетическая память. Изучение хромосом у животных и растений привело к выводу, что каждый вид животных существ характеризуется строго определенным числом хромосом.

Открытый Э. ван Бенедоном (1883) факт, что число хромосом в клетках тела вдвое больше, чем в половых клетках, можно объяснить поскольку при оплодотворении ядра половых клеток сливаются и поскольку число хромосом в соматических клетках остается постоянным, то постоянному удвоению числа хромосом при последовательных оплодотворения должно противостоять процесс, приводящий к сокращению их числа в гаметах ровно вдвое.

В 1900 г. независимо друг от друга К. Корренс в Германии, Г. де Фриз в Голландии и Э. Чермак в Австрии обнаружили в своих опытах открытые ранее закономерности и, натолкнувшись на его работу, вновь опубликовали её в 1901 г. Эта публикация вызвала глубокий интерес к количественным закономерностям наследственности. Цитологи обнаружили материальные структуры, роль и поведение которых могли быть однозначно связаны с менделевскими закономерностями. Такую связь усмотрел в 1903 г. В. Сэттон - молодой сотрудник известного американского цитолога Э. Вильсона. Гипотетические представления о наследственных факторах, о наличии одинарного набора факторов в гаметах, и двойного - в зиготах получили обоснование в исследованиях хромосом. Т. Бовери (1902) представил доказательства в пользу участия хромосом в процессе наследственной передачи, показав, что нормальное развитие морского ежа возможно только при наличии всех хромосом.

Установлением того факта, что именно хромосомы несут наследственную информацию, Сэттом и Бровери положили начало новому направлению генетики - хромосомной теории наследственности.

Изучение генетических основ эволюции.

В 1904 г. К. Пирсон обосновал так называемый закон стабилизирующего скрещивания, согласно которому в условиях свободного скрещивания при любом исходном соотношении численности гомозиготных и гетерозиготных родительских форм в результате первого же скрещивания внутри сообщества устанавливается состояние равновесия.

В 1908 г. английский математик Г. Харди пришел к выводу, что в неограниченно больших популяциях при наличии свободного скрещивания, при отсутствии давления мутаций, миграция и отбор относительная численность гомозиготных (как доминантных, так и рецессивных) и гетерозиготных особей будет сохранятся постоянной при условии равенства произведения числа гомозиготных (как доминантных, так и рецессивных) особей квадрату половины числа гетерозиготных форм. Эти закономерности длительное время не были признаны биологами-эволюционистами.

Лишь в 1926 г. С.С Четвериковым была опубликована большая работа, привлекшая внимание к общебиологическому значению выкладок Пирсона и Харди. Четвериков подробно рассмотрел биолого-генетические основы эволюции и заложил основы новой научной дисциплины -популяционной генетики. Дальнейшее развитие популяционной генетики связано с работами С. Райта, Р. Фишера, Н.П.Дубининым и др.

Четвериков и его ученики Н.К. Беляев, С.М. Гершензон .П.Ф. Рокицкий и Д.Д. Ромашов впервые осуществили экспериментально-генетический анализ природных популяций дрозофилы, полностью подтвердивший их насыщенность рецессивными мутациями. Было также установлено, что сохранение и распространение мутаций в популяции определяется генетико-автоматическими процессами. Детальный анализ этих процессов был проведен Ромашовым (1931), Дубининым (1931) и Райтом (1921, 1931). Последний назвал их "явление дрейфа генов в популяции", а Четвериков - "генетико-стохастическими ", подчеркнув их вероятностно-статистическую природу. Статистический анализ, показал, что в результате генетико-автоматических процессов уничтожаются множество возникших мутации и лишь некоторые доводятся до уровня заметных концентраций. В силу вероятностной природы генетико-автоматичеких процессов они могут то устранять отдельные мутации, то поднимать их численность, позволяя отбору осуществлять механизм "проб и ошибок". Генетико-автоматические процессы постоянно выносят редкие мутации до уровня действия отбора и этим помогают последнему быстро "пересмотреть " новые варианты мутантов. Таким образом генетико-автоматичекие процессы ускоряют эволюцию новых мутаций за счет сокращения ранних этапов размножения вновь возникших мутации

Детальное изучение генетических структур природных популяций и скорости распространения мутаций в природе превратилось сейчас в область биологии, активно разрабатываемую на основе математических методов.

Проблема дробимости гена.

К началу 30-х годов XX в. сложились основы теории гена. Уже первые достижения гибридологического анализа поставили проблему дискретности наследственного материала. Считалось, что ген отвечает за развитие одного признака и передается при скрещиваниях как неделимое целое. Открытие мутации и кроссинговера( нарушения сцепления генов в результате обмена участками между хромосомами, названое так Морганом.) подтверждали неделимость генов. В результате обобщения всех данных определение гена получило следующую формулировку: ген - это элементарная единица наследственности, характеризующаяся вполне определенной функцией, мутирующая во время кроссинговера как целое. Иначе говоря, ген - единица генетической функции, мутации и кроссинговера.

В 1928 г. в лаборатории А.С. Серебровского в Биологическом институте им. К.А. Тимирязева Н.П. Дубинин начал исследовать действие рентгеновых лучей на дрозофил и обнаружил необычную мутацию. Образование щетинок на теле мухи контролируется особым геном sсute. Мутация гена sсute, впервые обнаруженная американским генетиком Пейном (1920), не раз возникала в экспериментах, и при её появлении подавлялось развитие девяти щетинок. Выявленная Дубининым мутация , подавляла развитие всего четырех щетинок. После дальнейших экспериментов стало ясно, что ген не является неделимой генетической структурой, представляет собой область хромосомы, отдельные участки которой могут мутировать независимо друг от друга. Это явление Серебровским ступенчатым аллеломорфизмом.

Одним из крупных достоинств работ по изучению ступенчатых аллеломорфов был количественный метод учета мутантов. Разработав систему, позволяющую количественно оценивать результат каждой мутации, Серебровский, Дубинин и другие авторы тогда же раскрыли явление дополнения одного мутантного гена другим. Это явление было впоследствии пере открыто на микроорганизмах и получило название комплементации. За цикл работ по хромосомной теории наследственности и теории мутаций Дубинин был удостоен в 1966 г. Ленинской премии.

Показав мутационную дробимость гена, Серебровский и другие сотрудники его лаборатории, тем не менее, долгое время не могли подтвердить дробимость гена при помощи кроссинговера. Чтобы обнаружить разрыв гена, требовалось проверить огромное число мух. Организовать такой эксперимент удалось только в 1938 г., когда Дубинин, Н.Н. Соколов и Г.Г. Тиняков смогли разорвать ген sсute и проверить свой результат цитологически на гигантских хромосомах слюнных желез дрозофилы. Окончательное решение вопроса, делим ли ген не только мутационно, но и механически, было достигнуто в работах М. Грина(1949), Э. Льюиса(1951) и Г. Понтекорво (1952). Было окончательно установлено, что считать ген неделимым неправильно. Далее требовалось разработать новую теорию гена, определив конкретные физические структуры, ответственные за реализацию различных генетических функций. Решить этот вопрос, на многоклеточных организмах, было невозможно. На помощь пришли микроорганизмы.

Переход к генетическим исследованиям на микроорганизмах явился крупнейшим шагом вперед в изучении генетических проблем. С развитием экспериментов на микроорганизмах генетика перешла на молекулярный уровень исследований.






























Глава 2. Зарождение и развитие генетики в СССР

После повторного открытия законов Менделя проверка их применимости к разным организмам активно шла в течение первого десятилетия XX в. Однако не следует думать, что все биологи сразу согласились со справедливостью этих результатов. Так же и в России работы по проверке законов Менделя не сразу были признаны. Они были переведены на русский язык и стали излагаться в вузах в основном после 1910 г. С этого же времени русские ученые приняли участие в общем научном процессе. Например, выдающийся ученый Николай Иванович Вавилов в 1913 г. работал в Англии в лаборатории Бэтсона. В том же году Ю.А. Филипченко начинает читать первый в России курс по генетике в Петербургском университете; им же в 1916 г. был издан первый русский учебник по генетике.

У истоков молодой науки стояли корифеи традиционной сравнительной морфологии и экспериментальной биологии. Некоторые авторы говорят о появлении генетики в России как о результате слияния двух влиятельных направлений русской зоологии - натуралистического (систематики и фаунистики) и экспериментального (экспериментальной морфологии).

Это время было очень трудным для российской науки. В 1914 г. началась первая мировая война; за ней последовали революция и гражданская война. Российские ученые оказались в значительной мере оторванными от мировой науки. Однако сразу же после окончания гражданской войны генетика в России начала интенсивно развиваться и в 20-30-е годы XX в. достигла значительного успеха.

Началось стремительное организационное развитие науки. Советские ученые внесли важный вклад в разработку хромосомной теории наследственности, включившись в мировой поток наиболее важных генетических исследований. Вклад советских биологов в развитие генетики был столь существенен, что биология занимала самые передовые позиции в науке молодого советского государства.

В СССР издавали переводы трудов иностранных генетиков. В 1921 г. Н.И. Вавилов присутствовал на съезде генетиков в США, несколько дней он провел в лаборатории Моргана в Нью-Йорке. На обратном пути он побывал в Англии в гостях у Бэтсона и Пеннета, в Голландии у де Фриза и в Германии, где встречался с Корренсом и Бауром. Вавилов всюду договорился о том, чтобы в Россию присылали оттиски статей и научные журналы, которых давно не имели наши ученые. В 1922 г. отечественная наука получила все новинки генетической литературы.

Ряд генетиков участвовали в международных программах научного обмена. Американский генетик Г. Мёллер работал в СССР (1934-1937), советские генетики работали за границей. Н.В. Тимофеев-Ресовский - в Германии (с1925 г.), Ф.Г. Добржанский - в США (с 1927 г.).

К числу наиболее крупных достижений этого периода следует отнести работы Н.И. Вавилова, прежде всего открытие им закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, который не только сыграл огромную роль в изучении эволюции и систематики культурных растений, но и открыл новые пути для селекции возделываемых культур. Н.И. Вавилов разработал также теорию происхождения культурных растений и собрал уникальную коллекцию растений, создав основу для дальнейшей селекционной работы. Надо подчеркнуть, что многочисленные экспедиции Н.И. Вавилова для сбора коллекций вовсе не были чисто ботаническим мероприятием. Это была работа, без которой не могли дальше развиваться полноценно ни фундаментальная биология, ни прикладная ботаника и селекция.

Вслед за Н.И. Вавиловым надо упомянуть С.С. Четверикова. Его трудами было положено начало современной эволюционной и популяционной генетики. В 1925 г. он делает первый доклад по генетике популяций. Предложенные им идеи позволили тесно связать генетику и теорию эволюции. В свете этих идей в СССР были начаты работы по изучению мутаций в природных популяциях дрозофил. Работы по эволюционной генетике прославили советскую генетическую науку.

В 1931-1932 гг. важный вклад в это направление внесли Д.Д. Ромашов и Н.П. Дубинин, которые изучили вопрос о том, как влияют на гены в популяции при изменении ее численности случайные процессы. Н.И. Вавилов создает теорию происхождения культурных растений.

Принципиальны и достижения ученых в области физико-химической биологии. Н.К. Кольцов выдвигает идею матричного копирования вещества наследственности. В это время советские ученые занимают ведущее положение и в изучении мутагенов

В 1925 г. Г.А. Надсон и Г.С. Филиппов показали возможность искусственного получения мутаций (что в дальнейшем было блестяще подтверждено американским генетиком Г. Меллером, получившим за свои работы Нобелевскую премию). Значительный вклад в изучение мутационных процессов внесли С.С. Четвериков, Н.В. Тимофеев-Ресовский и другие.

Г.А. Левитский в начале 30-х годов изучает хромосомы множества видов растений. Он показывает, что при облучении клеток рентгеновскими лучами от хромосом могут отламываться кусочки, которые теряются при дальнейших делениях клеток или «прилипают» к другим хромосомам.

Г.Д. Карпеченко - молодой талантливый ученик Н.И. Вавилова - начал успешные исследования по отдаленной гибридизации и получению полиплоидных форм растений. Получение им межродового полиплоидного капустно-редечного гибрида было открытием выдающегося теоретического и практического значения.

Важные исследования по цитогенетике партеногенеза (Н.К. Кольцов) и радиационному мутагенезу (Б.Л. Астауров) получили в дальнейшем развитие в работах по искусственному партеногенезу, в частности по регулированию пола у тутового шелкопряда, что обеспечивало резкое повышение производства шелка.

Еще одна далеко опережающая науку гипотеза была высказана в 1928 г. Н.К. Кольцовым. Он предсказал матричный механизм репродуцирования генов и биосинтеза белков. Лишь в 1953 г. эта идея получила окончательное подтверждение в работах Д. Уотсона и Ф. Крика, создавших знаменитую «двойную спираль» - модель молекулы ДНК и разработавших принципы процессов репликации.

Ряд фундаментальных понятий современной генетики («кариотип», «генофонд», «микро-» и «макроэволюция») были введены советскими учеными. Описанные Н.П. Дубининым «генетико-автоматические процессы» впоследствии вошли в науку под названием «дрейф генов», предложенным С. Райтом.



























Глава 3. Лысенковщина. Разгром и запрет генетики в СССР


В конце 1920-х гг. одной из ключевых проблем в советской биологии была проблема наследственности, которую пытались решить ученые уже несколько лет. Их работе мешала идеологизация естественных наук, запрет использовать практику и наработки зарубежных биологов и генетиков. Тех, кто выступал против официальной науки, преследовали.

Инакомыслие не допускалось в научной среде, поэтому многие выдающиеся специалисты стали жертвами репрессий, попали в группу врагов народа. Любые научные дискуссии запрещались, а биологов уничтожали. В частности, были убиты Г. Надсон, Я. Парнас, А. Чаянов, Н. Кондратьев, А. Кизель.

Свое открытие агроном Т. Лысенко сделал в 1928 г., что перевернуло сельскохозяйственное производство и технологии выращивания. Лысенковщина в своем развитии прошла несколько этапов, начавшись в конце 1920-х гг., продолжаясь до середины 1960-х гг.:

В странах Европы и Америки подобная технология применялась с середины 19 в., где такой способ изучался и совершенствовался. Результаты исследования Лысенко поддержали всемирно известные ученые, в частности Мичурин, Вавилов и Холдейн, посвятившие яровизации несколько научных публикаций. Поддержали Лысенко и первые лица государства – Сталин, народный комиссар земледелия А. Шлихтер, любимчики вождя – университетские профессора Максимов и Писарев.

Трофим Лысенко стал героем, гением, народным достоянием, что превратило бывшего агронома во влиятельную особу. Зная об абсурдности подобного «открытия», многие советские биологи боялись выступить против Лысенко и его результатов. Хотя некоторые старались вступать в научные дискуссии о вреде или бесполезности яровизации. Но сталинский режим с такими доводами не мирился, поэтому ученые становились жертвами репрессий, ссылок, арестов.

«Открытие» Лысенко привело к тому, что генетика, как наука была запрещена, инакомыслие каралось, эксперименты стали поводом для арестов. Такое положение дел продолжалось во время Второй мировой войны и после ее завершения. Сталин всячески поддерживал народного академика и его деятельность, веря, что страна займет лидирующие позиции в мире по производству и экспорту пшеницы.

Лысенко создал собственную теорию, которая строилась на идеологических принципах И. Презента. Вместе они работали над выращиванием новых сортов пшеницы и животных. Например, именно им удалось убедить вождя нации скрестить в больших масштабах различные породы крупного рогатого скота.

После смерти Сталина положение Лысенко не изменилось. Хрущев поддерживал его работу, но у других ученых появился шанс на опровержение его «открытий». Проводились дискуссии, инициированные властями, что позволило противникам Лысенко добиться признания и последовательно опровергать его достижения. Генетика вышла «из подземелья», получив второй шанс на развитие.

Политическое табу на науку было отменено в 1964 г., когда Хрущев ушел с занимаемого поста. Лысенко тут же убрали с руководящих должностей, который продолжал и дальше выступать против генетики и ее открытий.



































Заключение

Таким образом, мы видим, что проблема драматических страниц в развитии генетики тесно связано с политическим режимом, существовавшим в нашей стране.

Основная причина драматических страниц- развитие явления Лысенковщина, на определенном периоде существования нашего государства.

Явление Лысенковщина, занимая доминирующее положение в науке, сумела диктовать ход развития науки в целом государстве.

Опираясь на данное явление, мы можем говорить о том, какой вред может принести лженаука, пользуясь политической поддержкой и малой образованностью в данной сфере. Значит, драматические страницы связаны с политической и социальной стороной, следовательно, будущее генетики зависит от состояния нашей культуры и образования.

Таким образом, на основе выше изложенных фактов, я доказал что драматические страницы в развитии генетики связаны с политическими причинами, а не научными.

В результате работы над данным проектом были решены поставленные задачи:

- исследованы этапы развития генетики;

- выделены драматические этапы в развитии генетики;

- выявлены политические и социальные стороны.

Следовательно, цель исследования: «рассмотреть драматические этапы в истории развития генетики» достигнута.











Список использованной литературы


1.Акифьев АП.,Дубинина Л. Г. Очерк научной биографии академика Н.П.Дубинина.// В кн. Н.П. Дубинин. «Избранные труды». Т.1. - М.: Наука, 2000. С. 10-56.

2.Берг Р.Л. «Суховей: Воспоминания генетика». 2 изд. - М.: Памятники исторической мысли, 2003. 527 с.

3 Дмитрий Константинович Беляев: Книга воспоминаний. /Отв. ред. В.К.Шум-ный и др. - Новосибирск: Изд. СО РАН, Филиал «Гео», 2002. 284 с.

4.Захаров И.А Генетика в XX веке. Очерки по истории. - М.: Наука, 2003. 77 с.

5.Н.Н. Зоз. Экзамен без шпаргалки. - М.: Агроконсалт, 2003. 112 с.

6.Ростовцева Т.С. Путь в науку или называя фамилии (воспоминания). - Коломна. Без изд., 2002. 79 с.

7. Сойфер В.Н. Власть и наука. История разгрома генетики в СССР. - М: Лазурь, 1993. 706 с.

8.Степушин А.Е. Лысенковщина глазами очевидца. - М.: Колос. 1997. 232 с.

9.Суд палача. Николай Вавилов в застенках НКВД. Биографический очерк. Документы. /Сост. Я.Г. Рокитянский, Ю.Н. Вавилов, В.А. Гончаров. Изд. 2. - М.: Асаdemi, 2000. 552 с.

10.Шноль С.Э. Герои и злодеи российской науки. - М.: Крон-пресс, 1997. 464с.

11.Шноль С.Э. Герои, злодеи, конформисты российской науки. - М.: Крон-пресс, 2001. 874 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!