Тема. «Географическое положение. Исследование Африки».
Практическая работа «Определение географических координат
крайних точек Африки».
Класс 7
Цели: формировать умение определять географическое положение по алгоритму; изучить историю исследования материка; формировать знания о роли русских путешественников и учёных в исследовании Африки.
Задачи урока:
1) сформировать знания о физико-географическом положении материка, его влиянии на природу Африки;
2) развивающая - развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, творческих способностей, устной речи, географического мышления и зоркости, познавательного интереса к предмету;
3) воспитательная – формирование взаимосотрудничества, толератности.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок-беседа, урок-практикум.
Оборудование: учебник «География. 7 класс (А.И. Алексеев, В.В. Николина и др.) – М.: Просвещение, 2016. – 256 с. (Полярная звезда), географический атлас для 7 класса; контурные карты по географии для 7 класса;
Оформление кабинета: настенная карта «Физическая карта мира».
План урока
Ι. Организационный момент (2 мин.)
ΙΙ. Мотивация и актуализация знаний (3 мин)
ΙΙΙ. Работа по теме урока (25 мин.)
ΙV. Закрепление изученного материала (10 мин.)
V. Рефлексия (3 мин.)
VI. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Мотивация и актуализация знаний.
(Учитель или учащейся читает стихотворение.)
Африка
Где-то в джунглях, на лианах, где-то с южной стороны
Обитают обезьяны, и жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы цветом радуги летят.
Африка, Африка, сказочные страны,
Африка, Африка, жаркий небосвод,
Африка, Африка, сладкие бананы,
Потому что в Африке лето круглый год!
А. Чурилов
- Что мы знаем об Африке? (Высказывания учащихся.)
В качестве эпиграфа к уроку можно взять стихи Н. С. Гумилева «Вступление».
Оглушённая рёвом и тополем,
Облечённая в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы…
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древней Евразии
Исполинской висящая грушей.
- Почему поэт Николай Гумилев сравнивает Африку с исполинской грушей?
- А с чем бы вы могли сравнить Африку? Откуда возникло название «Африка»?
(Высказывание учащихся.)
3. Работа по теме урока.
План урока
-
Географическое положение.
-
Крайние точки материка, их координаты, протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток. Практическая работа «Определение географических координат крайних точек Африки».
-
В каких климатических поясах расположен материк?
-
Какие океаны и моря омывают материк?
-
Как расположен материк относительно других материков?
-
Исследование Африки.
Африка – самый жаркий материк Земли. По площади она занимает второе место после Евразии.
1) Географическое положение.
Изучение материка, как природного комплекса, производится по плану. С чего начинается изучение территории? (С географического положения.) Почему? (Географическое положение объясняет климат, природные зоны, воды, население материка.)
(Коллективная работа.)
- Составьте план описания географического положения материка. Проверьте свой план с планом, данным в учебнике.
(Работа с физической картой мира.)
- Определите, как расположен материк по отношению к экватору, тропикам, полярным кругам и нулевому меридиану.
Африка пересекается экватором посередине, большая по площади часть Африки находится в Северном полушарии.
Большая часть Африки находится между тропиками, в жарком тепловом поясе.
На западе Африку пересекает нулевой материк.
Вывод. Африка – самый жаркий материк, потому что большая её часть находится между тропиками.
2) Крайние точки материка, их координаты, протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
- Назовите крайние точки Африки. Определите широту этих точек. Вспомните правила определения координат.
- Какую карту мы будем использовать? (Физическую карту Африки.)
- Почему нельзя использовать карту мира или карту полушарий?
(Один ученик работает у доски.)
- Определите протяжённость Африки с севера на юг. Как это сделать, не пользуясь линейкой? (По градусам, используя широту крайних точек Африки – северной и южной.)
Крайние точки:
Протяжённость Африки в градусах с севера на юг составляет 37 + 35 = 72 градуса. В 1 градусе – 111 км. Определяем протяжённость: 111 * 72 = 7992 км.
- Определите максимальную протяжённость Африки с запада на восток.
Крайние точки:
В 1 градусе – 109, 6 км. 16 + 52 = 68 градусов; 109,6 68 = 7452,8 км.
(Учителю следует напомнить, что параллели разные по длине; 0 градусов – 111,3 км; 10 градусов – 109, 6 км; 20 градусов – 104, 6 км; 30 градусов – 96,5 км; 40 градусов – 85, 4 км; 50 градусов – 71,7 км; 60 градусов – 55,8 км; 70 градусов – 38, 2 км; 80 градусов – 19,4 км.)
- На что по очертанию похожа Африка? ( Варианты ответов: вопросительный знак, груша и т.д.)
Практическая работа «Определение географических координат крайних точек Африки». Подпишите крайние точки и их координаты на контурной карте.
3) В каких климатических поясах расположен материк?
- Какую карту мы используем для ответа на этот вопрос? (Карту климатических поясов.)
Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном поясах, на севере и юге – в субтропических поясах?
- Почему, пересекая Африку, дважды попадаем в субэкваториальный и субтропический пояса? (Африка симметрично расположена по отношению к экватору.)
4. Какие океаны и моря омывают материк?
- Подпишите океаны и моря на контурной карте. (Атлантический, Индийский океан, Красное, Средиземное моря.)
- Какие течения влияют на климат Африки? ( Холодные: Канарское, Бенгельское, Сомалийское; тёплое – Мозамбикское.)
- Сделайте прогноз о влиянии этих течений на материк.
- Замерзают ли океаны и моря у берегов Африки? Почему?
5. Как расположен материк относительно других материков?
- Какой материк оказывает влияние на Африку? (Евразия ( сходство в растительном и животном мире).)
- Связана ли Африка с другими материками? (Она отделена от других материков океанами.)
- Что скажете о береговой линии материка (Слабо изрезана.)
- Найдите полуострова, заливы и подпишите их на контурной карте.
(Учитель напоминает правила работы с контурной картой.)
6. Исследование Африки
Европейцам издавна была известна только северная часть Африки.
- Перечислите известные вам древние государства Африки. (Карфаген, Египет, Ливия.)
- Почему, большая часть Африки оставалась загадочной? (Преградой для освоения Африки была пустыня Сахара, крутые берега, мало удобных бухт, заливов.)
(Работа с учебником, заслушивание сообщение о путешественниках, заполненние таблицы. Рекомендуется использование карты из атласа учебника (с.242.)
Исследование Африки
Путешественники и исследователи | Страна | Время исследования | Район исследования |
Древние греки | - | - | Исследовали северную часть Африки |
Египтяне | - | - | Заселялись и исследовали |
Бартоломеу Диаш | Португалия | 15 в. | Открыл мыс Доброй Надежды, проплыл вдоль западного побережья Африки |
Васко да Гама | Португалия | 1498 г. | Открыл морской путь в Индию |
Давид Ливингстон | Англия | 19 в. | Исследовал Южную Африку, исследовал р. Замбези, открыл вдп. Виктория, дал описание оз. Ньяго, исследовал верховья р. Конго |
Генри Стэнди | Англия | 19 в. | Открыл истоки Нила, р. Кагеру, массив Рувензори |
В. В. Юнкер | Россия | 19 в. | Изучал Центральную и Восточную Африку, проводил метеорологические и гидрологические работы |
Е. П. Ковалевсий | Россия | 19 в. | Изучал северо-восточные районы Африки |
Н. И. Вавилов | Россия (СССР) | 20 в. | Исследовал северо-восток Африки, изучал культурные растения |
4. Закрепление изученного материала (Работа по вариантам)
Вариант 1. Дайте описание географического положения Африки. Придерживайтесь плана описания географического положения материка. При описании показывайте объекты на карте Африки.
Вариант 2. Проверьте и оцените работу учащихся первого варианта.
Географический диктант
-
Этот путешественник открыл морской путь в Индию. (Васко да Гама)
-
Португальский мореплаватель доплыл до южной оконечности Африки. (Бартоломеу Диаш.)
-
Английский миссионер, гуманист открыл водопад Виктория на р. Замбези. (Давид Ливингстон.)
-
Русский исследователь в 19 в. исследовал северо-восточные районы Африки. ( В. В. Юнкер.)
-
Советский учёный исследовал растения в северо-восточной части Африки. ( Н. И. Вавилов)
( Самопроверка. Самооценка. )
5. Рефлексия учебной деятельности
6. Домашнее задание
-
Изучить параграф учебника.
-
Отметить на контурной карте выделенные шрифтом в тексте параграфа географические объекты.
-
Выполнить творческое задание: составить визитную карточку Африки (по желанию).