Тема урока | Геологическое строение и рельеф Африки в теме: «Африка» - 2 урок. |
Тип урока: урок изучения нового материала. |
Технологии: ИКТ-технология, проблемно-деятельностный подход, обучение в сотрудничестве. |
Учебник: География. Материки и океаны. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва. «Русское слово». 2017. |
Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, проблемный. |
Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая. |
Средства обучения: учебник, физическая карта Африки, карта строения земной коры, атлас по географии материков и океанов |
Цель урока: усвоение знаний о рельефе и полезных ископаемых Африки (особенности рельефа и причины его обусловившие, основные виды полезных ископаемых и закономерности их размещения). |
Задачи урока: Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями геологического строения и рельефа Африки, особенностями залегания полезных ископаемых. Развивающие: способствовать развитию -географической культуры речи; - мыслительных функций анализа,синтеза, сравнения ,обобщения при решении познавательных задач; - общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, раздаточным материалом; - коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе). -способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока; -содействовать созданию условий для самостоятельной работы учащихся. Воспитательные: -содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета; -помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; -содействовать развитию у детей умений общаться; - воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать геологическую историю Африки, объяснять основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; показывать на физической карте основные формы рельефа Африки; объяснять размещение полезных ископаемых на материке. | Работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, работать с текстом, составлять логические цепочки, таблицы, схемы. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Эфиопское нагорье, нагорья Ахаггар, Тибести, Восточно-Африканское плоскогорье, Альпийско-Гималайский складчатый пояс, Атласские горы, Капские горы, Драконовы горы, вулкан Килиманджаро, вулкан Камерун, котловина Конго, впадина Ассаль, пустыня Сахара, пустыня Калахари, Восточно-Африканский разлом или Рифтовая долина; рельеф, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы, вулкан, нагорье, полезные ископаемые. |
Образовательные интернет-ресурсы | http://www.vokrugsveta.com/ http://nature.worldstreasure.com/ http://kenyawebcam.co/cam.pl?cam=kanzicam http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
Технологическая карта урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент 1 мин. | Приветствие учащихся, проверка рабочих мест Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность рабочего места |
2. Проверка знаний по ранее изученному материалу. Цель: определить уровень усвоения обучающимися ранее изученной темы. 10 мин. | Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительному континенту, по самому жаркому материку планеты – Африке. Но прежде чем отправиться в путешествие, я хочу узнать, какие уже знания у вас имеются по изучаемому материку. На магнитной доске: Задание 1. Две пары у доски Соотнести координаты крайних точек Африки. (Приложение 1.) Задание 2. (разрезные таблицы на парте) возможно несколько групп Соотнести имя путешественника и его вклад в изучение материка (Приложение 2.) Задание 3 (две пары, по атласу) определить протяженность материка по данным координатам Задание 4. проблемный вопрос -Как географическое положение влияет на природу материка? Задание 5. В) Проводится игра на закрепление полученных знаний: «Закончи предложение». - Африка посередине пересекается … - Нулевой меридиан пересекает Африку с … - Африку омывают океаны, их по количеству … - С севера материк омывается … - Восточной крайней точкой материка считается … - Дальше всех материков от Африки расположен … - Гвинейский залив расположен с … материка. - Самый большой остров близ берегов Африки… После комментария в журнал выставляются оценки | -
Обучающиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание, класс следит за правильностью выполнения. -
Дети в парах осуществляют взаимопроверку -
|
3. Актуализация знаний. Цель: создать условия мотивации знаний по теме. 3 мин. | Молодцы! Я вижу, что класс готов продолжить путешествие по Африке. Вспомните: 1. Что такое природа? 2. Как вы считаете, какой компонент природы наиболее важный? Почему? На доску вывешивается физическая карта Африки, карта строения земной коры. Диалог с учащимися: - Что называется рельефом? - Назовите главные формы рельефа. - Что называется горами, равнинами? - Для чего надо изучать рельеф? - Что такое полезные ископаемые? - Какие виды полезных ископаемых существуют? - Как связано размещение полезных ископаемых с формами рельефа? | Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, дополняют друг друга. |
4. Создание проблемной ситуации. Цель: создать условия для перехода к изучению нового материала. 3 мин. | А теперь из предложенных предложений выберите те, которые вы считаете, характеризуют Африку (слайд, или запись на доске): - занимает по площади второе место в мире; - омывается четырьмя океанами; - самый жаркий материк; - самый большой материк; - в рельефе преобладают равнины; - экватор пересекает материк почти посредине. Какое предложение об Африке вызвало затруднение? Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Итак, тема нашего урока «Геологическое строение и рельеф Африки» Запишите тему в тетрадь. | Обучающиеся выбирают правильные высказывания об Африке, называют их. Вступают в диалог с учителем, выявляют затруднение, проговаривают и осознают его. Высказывают свое мнение, формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь |
5. Целеполагание. Цель: постановка познавательной задачи для формирования рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием. 3 мин. | Посмотрите внимательно на физическую карту Африки: Как вы думаете, почему в Африке нет крупных горных хребтов? Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (диалог по определению последовательности действий, их направленности, определение цели и плана урока) (слайд или запись на доске) - Какие источники информации мы будем использовать? Как вы думаете, какие карты нам сегодня понадобятся? | Проявляют познавательную инициативу, осознают возникшие затруднения, дефицит знаний. Осознают цель предстоящей деятельности, осуществляют выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания. Фиксируют проблемный вопрос урока и цель урока в тетрадь. Физическая карта Африки, карта строения земной коры. |
6. Изучение нового учебного материала. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению. 16 мин. с физминуткой | Разнообразие природы Африки связано не только с её географическим положением, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка. Вспомните, частью какого древнего материка была Африка? Какие ещё материки образовались в результате раскола Гондваны? (слайд) карта с. 6-7 А теперь поработаем с картами. Откройте атлас на с.4-5. (слайд) Что лежит в основании материка? Обратимся к физической карте Африке, с. 24 атласа. Равномерно ли по территории материка размещаются различные формы рельефа? Какие формы рельефа преобладают в Африке? Какие виды равнин? Какова их высота? Покажите их на карте. Есть ли в Африке низменности? Есть ли в Африке горы? Назовите и покажите их. Определите, где на материке расположена самая высокая точка? Назовите и покажите её. (слайд) Определите точку с наименьшей высотой. Назовите и покажите её (слайд). Промежуточное закрепление: игра «Расставь географические объекты на карте» (Приложение 4.) Есть ли на материке такие же высокие горы как на территории Евразии? Назовите основную причину формирования различных форм рельефа на поверхности Земли. Если в Африке преобладают равнины, какой можно сделать вывод? На какие две части по преобладающим высотам можно разделить Африку? Сравнив тектоническую и физическую карты, сделайте вывод: какие формы рельефа соответствуют древним платформам, какие – складчатым областям? На основании этого вывода заполните в тетради таблицу, работая в парах (слайд) Проверим заполнение таблицы (слайд) Обратите внимание на то, что в восточной части материка складчатые структуры и водные бассейны – озера и реки (то есть углубления в земной поверхности) имеют меридианальное направление, то есть вытянуты с севера на юг. Как можно объяснить этот факт? Давайте проверим наши предположения и обратимся к учебнику, с. 158-159. ФИЗМИНУТКА Здравствуй, Африка!(машут руками) Чудная Африка! (поворачиваются др. к др., жмут руки)Видим слона, бегемота(поднимаются на носочки, потягиваются, поворач. в стороны)И дальше бежать нам охото(бег на месте).Но-стоп, Сахара, песок, сядим за парты, продолжим урок Африку по праву считают кладовой мира: в её недрах обнаружены промышленные залежи стольких металлов, что они могли бы заполнить всю таблицу Менделеева. Действительно ли так богата Африка полезными ископаемыми? Исследуя физическую карту Африки, определите месторождения полезных ископаемых осадочного, магматического происхождения, драгоценных металлов, алмазов. Заполните таблицу в вашей тетради. Вид полезных ископаемых | Место расположения | Тектоническая структура | Каменный уголь | | | Нефть | | | Природный газ | | | Железная руда | | | Медные руды | | | Золото | | | Алмазы | | | Какая взаимосвязь существует между расположением полезных ископаемых и рельефом? | Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, дополняют друг друга. Заполняют схему в тетради. Африкано-Аравийская платформа. Нет, южная и восточная части выше, а северная и западная – ниже. Равнины. Плоскогорья и нагорья. Территория бассейна реки Конго, на севере у побережья Средиземного моря, в районе озера Чад. Да, есть. вулкан Килиманджаро, 5895 м. оз. Ассаль, -157 м. Обучающиеся на карточках определяют местоположение географических объектов. Нет. Движение литосферных плит. Материк не испытывал активного движения литосферных плит. Северную и Западную – низкую Африку. Восточную и Южную – высокая Африка. Древние платформы – равнины, складчатые пояса – молодые и старые горы. Работают в парах, заполняя таблицу. Проверяют правильность заполнения. Обучающиеся выдвигают свои предположения. Работают с учебником, делают вывод (учебник «География. Материки и океаны» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, в двух частях. – М., «Русское слово», 2017) Слушают учителя. Определяют месторождения, фиксируя результаты в тетради. Равнины – осадочные, складчатые области – магматические. |
7. Закрепление учебного материала – применение нового знания. Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний. 5 мин | А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу №10 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых» (слайд) Перед выполнением работы вспомним основные требования по заполнению контурной карты, необходимые именно для этой работы (слайд) повторение | Слушают учителя, выполняют практическую работу. |
8. Рефлексия (итог урока) Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. 2 мин | Учитель предлагает вспомнить тему и цель урока, проблемный вопрос урока Как мы поработали на уроке? Справились с поставленной целью? Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Почему в Африке нет крупных горных хребтов? С каким настроением вы сегодня уходите с урока? Нарисуйте смайлик на полях тетради. Учитель благодарит всех за работу, поощряет активных учащихся. Выставление оценок за урок в журнал. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Отвечают на проблемный вопрос урока. Высказывают оценочные суждения, отмечают успешные ответы. |
9. Домашнее задание. Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения познавательных интересов. 2 мин. | Учитель предлагает записать домашнее задание в дневник, конкретизируя его, чтобы оно было понятно всем учащимся * Провести заочное путешествие по параллели – 100 с.ш. или меридиану – 100 в.д. Описать рельеф и полезные ископаемые, которые встретятся на пути. И в заключении хочу сказать, Что лучше географии предмета не сыскать. Мир географии огромен, Стремитесь вы его познать. Урок окончен. До свидания. | Записывают домашнее задание в дневник. |