СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геополитические сценарии славяно-тюркского союза

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

За свою долгую тысячелетнюю историю взаимодействия славянские и тюркские народы России выработали естественную для них евразийскую цивилизационную модель развития, которая характеризуется комплементарностью и осознанием уникальности каждого народа в этом общем историческом развитии.

Славянские и тюркские народы Российской Федерации осознают свою общую историческую роль в развитии евразийской культуры, имеют общую историческую судьбу и перспективу будущего. Евразийский имидж России сложившийся в силу конкретно-исторических географических и социально-экономических условий развития, является визитной карточкой многонационального народа Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Геополитические сценарии славяно-тюркского союза»

Геополитические сценарии славяно-тюркского союза


Евразийский сценарий. За свою долгую тысячелетнюю историю взаимодействия славянские и тюркские народы России выработали естественную для них евразийскую цивилизационную модель развития, которая характеризуется комплементарностью и осознанием уникальности каждого народа в этом общем историческом развитии.

Славянские и тюркские народы Российской Федерации осознают свою общую историческую роль в развитии евразийской культуры, имеют общую историческую судьбу и перспективу будущего. Евразийский имидж России сложившийся в силу конкретно-исторических географических и социально-экономических условий развития, является визитной карточкой многонационального народа Российской Федерации.

Евразийский сценарий развития славяно-тюркского союза предполагает усиление дальнейшей симфонии коренных народов России и полную реализацию их этнокультурного потенциала. Этот сценарий наиболее адекватен в отношении имеющегося потенциала развития многонационального народа России и предполагает сохранение цивилизационной самобытности союза всех народов и сохранение их традиционных ценностей, укрепление культурного суверенитета России.

Евразийская интеграция народов России, таким образом, – это естественный исторический вариант развития, не предполагающий модернизации и слома исторически сложившихся взаимоотношений народов. Евразийский сценарий носит признаки геокультурного проекта, лишенного политической ангажированности и идей превосходства культур друг перед другом. Евразийская культурная интеграция способствует приумножению и сохранению культуры равновеликих народов России и является адекватным общим ответом на вызовы глобализации, стирающей культурные идентичности.

Тенденции глобализации (релятивизм, массовая потребительская культура, мультикультурализм, постмодернизм) губительно сказываются на развитии славянских и тюркских народов России, фактически приводят их к моральному разложению и маргинализации, ломке культурных форм идентичностей. Это, по сути, противоречит сложившемуся императиву единства в многообразии евразийской общности народов в России.

Евразийский путь развития народов предполагает взаимодействие славянских и тюркских народов на основе равноправия, уважения, презумпции полноценности и уникальности культур. Эти принципы взаимодействия работали как в имперский, так и в советский период жизни российского государства, несмотря на этноконфессиональные различия народов. Данные принципы позволяли избегать как излишнего религиозного и национального экстремизма, так и полной ассимиляции народов. Альтернативные геополитические сценарии развития связаны с высокими степенями риска и приводят к радикализации общества, потере культурной идентичности народов, модернизации общества на основе слома традиционных ценностей.

Евразийская интеграция тюркских и славянских народов является важным механизмом в развитии постсоветских республик в рамках Евразийского экономического союза государств. Она способствует их дальнейшему экономическому и политическому росту, увеличению геополитической значимости. Экономическая часть интеграции является в этом смысле ведомой, по отношению к культурному и историческому единству народов. Уникальность геополитического сценария славяно-тюркского союза заключается в том, что он обеспечивает широкую вовлеченность всех народов России в общий процесс социокультурного развития, понятный и естественный народам, он является универсальным примером для других цивилизаций, имеющих сходные проблемы в силу глобализационных тенденций мирового развития.

Таким образом, евразийский путь цивилизационного развития является единственно возможным позитивным сценарием развития многонационального народа России. Этот сценарий является наиболее позитивным для укрепления славяно-тюркского союза России и единства российской нации. Поскольку он укрепляет общенациональное единство и многокультурное величие России, он вызывает наибольшую критику как на Западе, так и на Востоке, у геополитических оппонентов России.

Из негативных сценариев отметим следующие: националистический (автохтонный), основанный на культурно-политической изоляции народа, на чувстве национального превосходства; пантюркистский сценарий, предполагающий объединение всех тюркских культур Евразии в одно целое геополитическое пространство и в перспективе – в сверхдержаву; атлантистский сценарий, вхождение тюрков в мировую западную цивилизацию как ее обезличенная часть; панисламисткий сценарий, потеря тюрками своей национальной самобытности в рамках наднациональной, но фактически арабской, исламской цивилизации. Данные сценарии приводят к нивелированию и фактически разобщению славяно-тюркского союза в России и Евразии.

Националистический (автохтонный) сценарий. Данный сценарий основан на государственном национальном эгоизме народов, сломе естественного интернационального образа жизни советских народов, замыкание в узких культурно-языковых нишах развития, раздробление культурного суверенитета, принижение не титульных этносов в националистическом государстве. Ложно понятая «свобода» тюркских государств и культур приводит к их цивилизационному коллапсу – разрушению естественного исторического единства, не только евразийского, но и общетюрского. Этот сценарий противоречит общему тренду развития государств в мире – глобализации, универсализации общей мировой экономики и культуре, а также историческому евразийскому единству народов. Национальные государства тюрков (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан и др.) не смогли реализовать свою автохтонность в отрыве от России и Запада. Историческое развитие приводит их к цивилизационному выбору – к евразийской интеграции.

Как пишет ученый Р.Р. Вахитов: «Автохтонная теория, первоначально проявившаяся как естественная реакция на идеи пантюркизма, стала идеологической основой для обособления истории каждого тюркского народа, увязки исторических событий с ныне занимаемыми каждым народом территориями» 1.

Тюркские народы стали мифологизировать свою историю, отделяться друг от друга, искать свое отличие, своих национальных «героев», боровшихся за независимость и отделение народов. Данные этнические стереотипы мешают развитию исторически сложившегося многонационального сознания народов России, не адекватны их историческому прошлому. Древняя история тюркских народов сакрализируется в националистической исторической науке и идеологизируется. Как отмечает тюрколог С.Г. Кляшторный: «Историческая традиция, к которой обращены националистические концепции автохтонизма, имеют глубокие корни, играющие весьма существенную роль в этнической самоидентификации. Последнее обстоятельство заставляет нас, хотя бы в самом общем виде, обратиться к ранним этапам этнополитической истории тюркских народов. Характерной чертой этногенетических процессов в Великой Степи был их дислокальный характер, высокая степень подвижности населявших её племён. Общей особенностью тюркоязычных племенных объединений древности и средневековья была их неустойчивость, мобильность, способность легко вливаться в состав вновь возникавших племенных группировок. Только в рамках этнополитических объединений, созданных той или иной родоплеменной группой (династией), казалось бы, хаотические миграции приобретали определённую направленность. И только в пределах обширных хронологических периодов заметно, что эти миграции подчинялись общей закономерности – смещению тюркоязычных групп с востока на запад»2 .

Таким образом, утопичность данного националистического (автохтонного) сценария очевидна, она не соответствует высокой интернациональной миссии евразийских народов, ломает их цивилизационные императивы развития, противоречит объективной геокультурной жизни и национальным интересам народов, является инструментом политических манипуляций «национальных» элит.

Пантюркистский сценарий. Сторонники данного сценария убеждены, что все тюркские народы произошли из одной пра-родины – «Турана», все тюркские наречия составляют единый могучий язык, все народы тюрков – одну семью и призваны быть одной тюркской нацией в составе сверхдержавы, имеющей мировое значение. Пантуранизм как национально-политическая консолидация тюрок на основе этнокультурной и языковой общности явился альтернативой иранскому универсализму и панславянизму.

Основателем теории пантюркизма явились татарский просветитель Измайл бек Гаспринский3 (1851 – 1914) и турецкий учёный Зия Гёкалп4 (1876 – 1924), популярность идей которых особенно видна в современной Турции и Азербайджане.

После распада СССР в 1991 г. и появлением независимых государств – Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Кыргызстана, – были созданы условия для восстановления пантюркского движения. В 1991 г. в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов, где идеология пантюркизма лежит в основе национального движения. Политизация тюркского фактора способствовала радикальным тенденциям в созданных государствах и стала разрушительно воздействовать на сложившееся взаимопонимание и дружбу между евразийскими народами.

Поскольку тюркские народы в постсоветских государствах представлены неравномерно, как этническое меньшинство, так и этническое большинство, в некоторых из них, то акцентирование внимания на тюркской политической интеграции сразу приводит к росту национального радикализма и экстремизма, нарушает региональную и международную безопасность евразийских государств. В условиях неразвитости институтов гражданского общества в постсоветских государствах данная идеология пантюркизма губительно опасна и приводит к тяжким социальным и политическим последствиям.

В советский период ученые давали идеологическое определение пантюркизму, как «агрессивной расистской доктрине, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое, простирающееся от Балкан до Сибири государство Туран»5. Поскольку в государствах – России, Китае, Иране Болгарии, Греции, Афганистане имеются тюркские меньшинства, то пантюркизм, в этих странах рассматривается как геополитическая угроза их территориальной целостности. Также пантюркизм как национальное течение противоречит идеологии панисламизма, цивилизационного единства всех мусульман6.

Поэтому, если рассматривать движение пантюркизм как межкультурный проект тюркских государств, то он вполне жизнеспособен в силу общих угроз экспансии массовой культуры Запада. Политизация этого движения, гегемония Турции как центра глобальной культуры тюркского мира приводит к обратному – к дезинтеграции тюркских культур и всетюркского единства. Современный мир предполагает полилог культур, равноправие в межкультурном сотрудничестве. Поэтому автохтонная тенденция на взаимную изоляцию тюркских культур, в силу политических и географических факторов, так и пантюркизм, насильная национализация тюркских народов Евразии, являются опасными сценариями развития. Евразийская интеграция предполагает продуктивное взаимодействие и обмен опытом тюркских культур. Такой сценарий является приоритетным на постсоветском пространстве, поскольку отображает культурное многообразие Евразии, которая объективно в силу культурно-исторических причин развивалась как толерантный и высококультурный организм7. Перспективы славяно-тюркского союза остаются проблематичными при данном сценарии и очень велики риски славяно-тюркского конфликта.

Атлантистский сценарий. Данный сценарий у космополитической элиты тюркских государств является основным. Например, вхождение Турции в европейский Союз. Атлантистский сценарий предполагает отход тюркских народов из зоны геополитического и культурного влияния России, секулярную политику государств. Если радикальные атлантисты принимают релятивную идею относительности культурных идентичностей и выступают за растворение тюрков в постиндустриальном цифровом «открытом обществе», с потерей данных идентичностей, то умеренные космополиты, выстраивают линию сохранения тюркской идентичности в современном мире, подчиняясь мировой либеральной идеологии. Тюркская молодежь, выросшая в городах, англоговорящая и почитающая американизированную масс-культуру и потребительский стандарт, считающая все «тюркское» «отсталым» и архаичным, а Россию – своим оппонентом и «колонизатором», является основой этого движения. В этом сценарии возникает острый ценностный конфликт, поскольку ценности современного западного общества, в основном англо-саксонские и либеральные, далеки от традиционных тюркских ценностей. Эти ценности, как коллективизм, патриархальность в семейных отношениях, признание авторитета старшего поколения, религиозность приходят в противоречие с индивидуализмом, секулярностью, материализму западной культуры. Принятие ценностной западной парадигмы фактически ведет к практическому отказу от ислама, от традиций собственной тюркской культуры. Такая вестернизация тюрков приводит фактически к комплексу национальной неполноценности и к концу истории тюрок. Перспективы развития славяно-тюркского союза в данном сценарии не входят в планы атлантистов. Разделние целостной Евразии на враждующие анклавы является мечтой атлантистов8.

Панисламистский сценарий. Согласно данному сценарию тюркские народы Евразии объединяются в единую мусульманскую цивилизацию, образуют «исламскую сверхдержаву», наподобие ранней истории мусульман.

От атлантистов сторонников пансиламизма отличает больший политический и религиозный радикализм, антимодернизм, антиамериканизм, русофобия, отрицание межрелигиозного (христианско-исламского) и межнационального (евразийского) диалога. Искусственное воссоединение мусульманских стран в исламскую сверхдержаву, с большим количеством не-мусульман на этой территории, приведет к коллапсу Евразии и потере международной безопасности. Национальным центром в этой сверхдержаве будут арабы, чуть ниже персы и турки, а бывшим русским тюркам уготовано третьесортное гетто. Ваххабистская, крайне культурно примитивная идеология Саудовской Аравии, станет не менее, а может и более страшным искушением для тюрок Евразии, чем американская масс-культура. Для евразийского славяно-тюркского союза данный сценарий губителен, поскольку к национальным предрассудкам и ксенофобии добавляются и радикально-религиозные. Внутриконтинентальный разрыв Евразии в данном случае становится неизбежным.

Таким образом, из всех геополитических сценариев развития тюркских народов Евразии наиболее оптимальным и перспективным сценарием для славяно-тюркского союза является евразийский цивилизационный сценарий.




1 Вахитов Р.Р. Тюрки Евразии: анализ сценариев геополитического развития. URL: http://tatar-history.narod.ru/tyrks_evraziya.htm (дата обращения: 02.01.17).

2 Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб: 2006. – С. 292.

3 Гаспринский И. Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания. – Бахчисарай, 1896.

4 Произведения Зии Гёкальпа: Kızılema (1914); Yeni Hayat (1918); Altın Işık (1923); Doğru yol (1923); Fıkra nedir? (1947).

5 Марунов Ю. В., Пантюркизм – орудие антисоветской политики американского империализма// Против фальсификации истории Востока. М., 1961. – С. 23.

6 Червонная Светлана. Пантюркизм и панисламизм в российской истории // Отечественные записки. – 2003. – № 5. – С. 152 – 166.

7 Титова Ю.В. Взаимодействие национальных культур на постсоветском пространстве: проблемы и тенденции: на примере региона Центральной Азии: диссертация ... канд. социол. наук : 22.00.06. – Москва, 2009. – 179 с.

8 Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Междунар. отношения, 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!