СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГЕОполитика 11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ГЕОполитика 11 класс»

Геополитика. Задания. Дата:_______Учителя:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа. Сравнительная характеристика геополитического потенциала и политико - географического положения стран мира (на примере Франции и Индии)

Цель: формирование умений составлять сравнительную характеристику, на основе самостоятельного отбора факторов, определяющих геополитическое положение стран.

Вспомните:

- Что такое геополитика, и какими факторами определяется геополитическое положение страны?

- Может ли меняться геополитическое положение страны?

- Что изучает политическая география?

- Что такое политико – географическое положение?

Ход работы

1. Вспомните содержание лекции и материалы в учебнике (§ 24 «Геополитический образ мира»).

2. Выделите важнейшие, на ваш взгляд, элементы, характеризующие геополитическое положение страны. Запишите их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Изучите материал таблицы 1.

Таблица 1. Геополитический потенциал Франции и Индии (2015 г.)

Показатели

Франция

Индия

ВВП (трлн. долл.)

2,6

8,0

Вооружённые силы (млн. чел.)

0,2

1,3

Военный бюджет (млрд. долл.)

51

51

Ядерные боеголовки (шт.)

380

100

ИЧР (место в мире)

22

130

Природно – ресурсный потенциал*



Внутриполитическая стабильность*



Политическое влияние в мире*





4. Определите показатели, помеченные *, по условной 5 – балльной шкале. Внесите их в таблицу 1.

5. Используя материалы учебника, географический атлас, другие источники информации, составьте сравнительную характеристику политико - географического положения Франции и Индии. Заполните таблицу 2.


Таблица 2. Сравнительная характеристика политико - географического положения Франции и Индии


Элементы характеристики

Франция

Индия

Участие в международных военных и экономических организациях.



”Горячие точки” в близлежащих районах, угрожающие безопасности страны.



Соседние страны:

-уровень их развития,

-отношения с ними (союзники, противники масштаб и уровень экономических отношений с ними и пр.).





Другие:








6. Как нам известно, политико - географическое положение страны может изменяться (и весьма существенно) на разных этапах исторического развития. По этой причине географы считают политико - географическое положение страны категорией исторической.



Проиллюстрируйте это утверждение на примере двух стран – Германии и Японии. Как и почему менялось во времени политико - географическое положение этих стран на протяжении ХХ века? Запишите ваши заключения в таблицу 3 и сделайте выводы.

Таблица 3. Изменение политико - географическое положения Германии и Японии на протяжении ХХ века

Период времени

Германия

Япония

Начало ХХ в.




Первая мировая война;

1920-30 гг.



Вторая мировая война;

1950-е гг.




1960 – 80 гг.






Конец ХХ –начало XXI вв.






Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Информация к размышлению и дискуссии. Согласно исследованиям проведенными российскими учеными (изучалось 192 страны), Россия занимает по потенциалу международного влияния 7-место (впереди нас -США Китай, Япония, Германия, Франция, Великобритания, позади - Индия, Италия).

  1. Согласны ли вы с этими выводами?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведите аргументы «за» и «против».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Косово и Южная Осетия – разные судьбы, или…?

  1. К какому типу стран они относятся?

  2. Когда и почему провозгласили свой суверенитет?

  3. Почему одну из них признали более 100 стран мира, а другую – всего лишь несколько стран. Ю. Осетия признана 4 государствами — членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой и Науру (до 2014 года признавалась Тувалу) и Приднестровьем.

  4. Каково отношение России к суверенитету этих стран?

  5. Каковы перспективы их суверенного развития?

Мнения и суждения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С.Переслегин: эктотектоническая модель мира

Современный российский геополитик Сергей Переслегин, опираясь на теорию дрейфа материков А. Вегенера, предложил этнотектоническую модель мира. В ней этнокультурные плиты (или государства) перемещаются, сталкиваются или наползают, надвигаются одна на другую, увеличивая свое и уменьшая «чужое» этнокультурное пространство. Конфликты при надвиге, согласно этой модели, могут происходить как в семантическом, так и в физическом пространстве и принимать формы культурной или торговой войны. Конфликты при столкновении этнокультурных плит обычно сопровождаются вооруженной борьбой. Эта модель все же ближе к многополюсной. Галактическая модель современного мироустройства. Мы можем уподобить человечество некой космической вселенной, точнее, Метагалактике, в которой существуют несколько галактик-цивилизаций. Каждая цивилизация развивается по галактическим законам «большого взрыва». Энергия взрыва может быть уподоблена культуре цивилизации, под которой мы понимаем все искусственно созданные материальные и идеальные творения человека. При благоприятных внешних и внутренних условиях своего развития одни народы опережают в культурном соревновании другие народы.

http://online-studies.ru/geopoliticheskie-modeli-miroustrojstva-sovremennye-modeli/

Выделите три «ключевых» понятия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте план статьи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте тезисы к статье.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Читая периодику

"За десять лет высоких нефтяных цен огромная Россия построила всего один завод по сжижению газа на Сахалине, а крошечный Катар строит их чуть ли не каждый год", - недоумевает менеджер одной из японских энергетических корпораций ("Коммерсант", 29.11.2011 г.)

«Природные ресурсы и географическое положение между высокоразвитой Европой и модернизирующейся Азией предоставило нам возможности зарабатывать на собственное развитие не только продажей сырья по наиболее выгодным ценам нескольким потребителям, но и за счет транспортировки их продукции. Арабские страны занимаются этим уже несколько десятилетий, а в последние годы, особенно Саудовская Аравия и Арабские эмираты, усиленно развивают другие отрасли, в первую очередь нефтепереработку и нефтехимию, вкладывая в это миллиарды и миллиарды долларов ежегодно. Мы же пока занимаемся строительством трубопроводов. Правда, в отличие от СССР теперь можем делать их из труб собственного производства. Прогресс, но явно недостаточный для XXI столетия и, главное, для социально-экономического развития России».

Ю.К. Шафраник  — Председатель Совета директоров Института энергетической стратегии

http://ia-centr.ru/expert/12348/

  1. Сформулируйте одну ключевую идею этих материалов.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите ключевые слова.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опишите свои эмоциональные ощущения, возникшие после прочтения этих материалов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!