М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени».
Идейный замысел.
Композиция.
Фабула романа
Содержание
- История создания романа
- Замысел автора
- Жанр
- Композиция
- Система рассказчиков
- Отклики на роман
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.
В. Г. Белинский
Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.
Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.
Замысел Лермонтова
В предисловии ко второму изданию романа:
- « Герой Нашего Времени, , точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
- « Но не думайте, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!
В предисловии журналу Печорина:
- « История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. »
3
История создания
1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни.
1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами.
1837 – 1840 гг. – время написания романа.
1837 г. – наброски к повести «Тамань» (сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. )
1838 – 1840 г.г . – публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань»
1840 г. – «Герой нашего времени» (первоначальное название: «Один из героев нашего века»)
1841 г. -переиздание, введено предисловие
«С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -« Отечественные записки » (1840 г.)
«…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» - М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)
Жанр романа
романтическая новелла
путевой очерк
«Бэла»
«Максим Максимыч»
психологическая новелла
«Тамань»
авантюрная новелла
остросюжетная повесть
«Княжна Мери»
дневник
«светская» повесть
записки
романтическая новелла
«Фаталист»
социально-психологический
философский роман
Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени. В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет, развитие событий.
Композиция романа
ФАБУЛА
СЮЖЕТ
Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.
Фабула ( лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета
«Бэла»
«Тамань»
«Максим Максимыч»
«Фаталист»
Ж
у
р
н
а
л
П
е
ч
о
р
и
н
а
«Княжна Мери»
«Тамань»
«Бэла»
«Княжна Мери»
«Максим Максимыч»
«Фаталист»
Хронология событий
«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.
«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.
«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.
«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.
«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.
Отказ от хронологии обусловлен следующим:
- выбор наиболее значимых эпизодов
- особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий
- необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в
определенной последовательности
- выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу)
- композиция подчинена авторскому замыслу : всесторонне и глубоко раскрыть
образ героя, исследовать историю души.
Сюжет
Фабула
История жизни
История души
Система рассказчиков
ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Путешествующий
офицер
Печорин
Максим Максимыч
Человек, размышля-
ющий о смысле жизни,
о собственном назна-
чении. Сам себя судит
И казнит
Образованный офи-
цер, кое-что знает о
Печорине, о его стран-
ном и противоречи-
вом характере. Объ-
ективная оценка.
Человек чести, воин-
ского долга, дисцип-
лины; простодушен,
добр, искренен
КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ
Трагическая исповедь
героя. Искренен перед
читателем и самим
собой.
Психологический
Портрет героя. Попыт-
ка дать объяснение не-
которым поступкам.
конкретный и реалис-
тичный образ.
Печорин – таинствен-
ный и загадочный че-
ловек, его нельзя по-
нять, а его поступки
нельзя объяснить
Отклики на роман
Николай I – «отвратительный» роман
Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов
Консервативная критика – клевета на русскую действительность, «весь роман – эпиграмма»
В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин»
В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества». Печорина — «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги».
А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».