СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герой нашего времени – Магомедов Магомед Раджабович»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военные события  - это катастрофа для человечества, потому что она несет огромные человеческие потери. Помнить о тех, кто воевал, кто отдавал свои жизни за наше счастливое будущее - святая обязанность любого человека.

Просмотр содержимого документа
«Герой нашего времени – Магомедов Магомед Раджабович»»

Министерство науки и образования Республики Дагестан.



МКОУ СОШ №3 Республиканский Мичурина 12 конкурс «Юный краевед»

на тему: « Мои земляки -

участники Афганской

войны», посвященного

30 – летию со дня вывода

войск из Афганистана.



Тема:

«Герой нашего времени – Магомедов Магомед Раджабович»





Выполнила:

Таймазова Женнет Арслановна

Ученица 10 а класса

89886557001

Проверила:

Курбанова Умият Магомедовна

Учитель истории и обществознания

89064499048





Избербаш 2019г.

Содержание работы:

  1. Введение.

  2. История афганской войны.

  3. Из жизни Магомедова Магомеда Раджабовича.

  4. Интервью с участником Афганской войны Магомедом Раджабовичем.

  5. Мини – опрос «Афганская война».

  6. Заключение.

  7. Список литературы.

  8. Приложения.











































Актуальность:

Военные события - это катастрофа для человечества, потому что она несет огромные человеческие потери. Помнить о тех, кто воевал, кто отдавал свои жизни за наше счастливое будущее - святая обязанность любого человека.

Моя исследовательская работа по теме: «Герой нашего времени – Магомедов Магомед Раджабович» посвящена боевой службе в Афганистане моего земляка Магомедова Магомеда Раджабовича. Этой работой я хочу дать дань уважения патриотизму, проявленному героем моего исследования Магомедом Раджабовичем. Сохранение памяти о тех, кто отстаивал свободу и независимость государства во времена разных войн – актуальная проблема нашего общества.

Цель:

Целью данной работы является сохранение памяти о наших земляках, воинах-интернационалистах, осмысление воспоминаний воинов-интернационалистов об Афганистане. Знакомство с историей этой войны, с очевидцем, принимавшим в ней непосредственное участие, воспитание патриотических чувств у современной молодёжи.

Задачи:

1. Собрать устный материал и документальные сведения об участнике войны в Афганистане;

2. Изучить теоретический материал о войне;

3. Провести поиск информации в фондах городского краеведческого музея города Избербаш ;

4. Изучить биографию моего земляка, участника Афганской войны Магомедова Магомеда Раджабовича.

Методы исследования, которые были использованы мной:

1. описательно-аналитический метод (изучение и анализ документов, писем, фотографий с целью получения достоверных сведений)

2. социологические методы: беседа, анкетирование.

Новизна работы заключается в том, что изучение исторического события «Геройнашего времени – Магомедов Магомед Раджабович» осуществляется не столько на использование учебных пособии, но и на воспоминаниях воинов – очевидцев.









Введение.

Моя исследовательская работа рассказывает о яркой жизни, о мужестве и преданности Родине солдата, вернувшегося после войны в Афганистане в город Избербаш. Со страниц моей работы на нас смотрит веселый, никогда не унывающий советский солдат. Он носитель живой истории страны, ее самых трагических и героических страниц. В биографии Магомеда Раджабовича можно найти эпизоды способные вдохновить нас, подрастающее поколение, беззаветной преданности Родине. Каждого ветерана можно по праву считать живой легендой. Он там, где требуется его профессиональный опыт, товарищеское плечо, мудрый совет, человеческое слово. Он и сегодня в строю за счастье своей Родины.

Магомедов Магомед Раджабович родился в 1959 г. в селении Джурмачи Дахадаевского района. Учился в школах с.Трисанчи и г.Дербанта, в школе – интернате пос. Ахтырский Краснодарского края. Окончил СШ №8 г. Избербаша. После учебы в Махачкалинском строительном техникуме проходил воинскую службу в СА в Германии, а затем, с 1980 г. по 1981г. – в Афганистане. После армии работал в Махачкале инженером – строителем.

С 1985 года на заводе «Полет» в должностях инженера ОВК, ОМТС и строительного цеха.С 1988 года работал в школах города организатором, военруком и учителем истории в городе Избербаш.В 1990 году избирался депутатом городского Совета г. Избербаша от ГК ВЛКСМ и воинов – интернационалистов. Является членом Совета ветеранов войны.

Магомед Раджабович, историк – краевед, профессиональный строитель, является автором книги « Наш Избербаш». Я внимательно прочитала книгу моего героя. Она очень интересная и познавательная особенно для подрастающего поколения. В этой книге мы можем найти немало интересных материалов, которые рассказывают о жизни, культуре и быте наших предков. Важно не забыть обо всем этом, а, запомнив и сохранив, своим потомкам.

Наш общий долг – заботливо сохранить свою историю, запечатлеть память и рассказы своих предков о прошлой жизни, и взяв оттуда самое ценное и достойное, как великое наследие, пронести по жизни сегодняшней. Это и есть главная идея жизни моего героя Магомедова Магомеда Раджабовича, которую он пытается донести до нас в своей книге.

Магомедов Магомед Раджабович – мой земляк, которому довелось нести воинскую службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Он проявил верность интернациональному долгу, мужество и стойкость при исполнении заданий командования. В данное время он продолжает работать в городском краеведческом музее. А одна из главных целей его жизни - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Я горжусь тем, что лично знакома с Магомедом Раджабовичем и мне предоставилась возможность взять у него интервью и посвятить свою исследовательскую работу человеку, который действительно заслуживает уважения и признания у подрастающего поколения.

История Афганской войны.



Для того чтобы понять, как и почему определённы часть афганцев взялась за оружие, необходимо понять мотивы действий, понять, как они оказались по ту сторону баррикады



Преобладающей части афганского населения были неведомы статьи советско-афганского договора от 1978 г. или те пункты Устава ООН, ссылаясь на которые пытались юридически обосновать факт отправки советских войск в Афганистан. Большинство афганцев вообще не знало об этих документах. Да и вопрос, кто конкретно просил Советский Союз о военной помощи в виде отправки войск и в каких размерах, остался тайной для многих, а не только для афганцев.

Естественно, появление советских войск в Афганистане, пусть даже и с благими намерениями, не нашло единодушной поддержки у населения. А когда «ограниченный контингент» втянулся в активные боевые действия, то лозунг о советской агрессии, выдвинутый оппозицией, встретил понимание у многих жителей, особенно в сельской местности. Оппозиция в данном случае сыграла на национализме афганца, вызвав к жизни вооруженные формы этого явления.

Другая причина, побудившая простого афганца взяться за оружие, заключалась в исламе. Суть мировоззрения, образ жизни афганца – это ислам, и когда, по мнению афганца, его религии стала грозить опасность со стороны неверных, т. е. членов НДПА, пришедшей к власти, а затем и русских, которых позвали в страну свои собственные неверные, афганец начал джихад –  борьбу за защиту ислама.

В Афганистане во многих районах сохранялся обычай кровной мести, поэтому родственники убитых должны были отомстить обидчикам, что на практике приводило к  увеличению численности вооруженных оппозиционеров.  Никогда насилие не оставалось без ответа,  кровь взывала к пролитию новой крови, и Афганистан не стал исключением.

Три основные причины названы. Однако этот список был бы неполным, если бы была забыта ещё одна причина – причина экономического, материального порядка. Сами афганцы, порой шутя, говорили, что в их стране всё продаётся и покупается. В такой шутке есть немалая доля истины.

Всем членам вооруженной оппозиции платили за боевые действия хорошо. Платили за выполнение каждого конкретного задания.

Для многих мужчин – афганцев война превратилась в источник существования их многочисленных родных. Заработок боевика был сравним с заработком среднего предпринимателя или торговца. Война стала выгодной.

Таковы основные причины, побудившие часть афганцев взяться за оружие и в течение более девяти лет вести боевые действия против правительственных войск и ОКСВ, которые все эти трудные годы защищали афганский народ от его врагов.









Мыслями и воспоминаниями по поводу Афганской войны со мной поделился ветеран тех боевых действий Магомедов Магомед Раджабович, член Совета ветеранов войны, сотрудник Городского краеведческого музея города Избербаш.



Вопросы для интервью с участником Афганской войны Магомедовым Магомедом Раджабовичем.

1.  - Если считаете возможным, укажите свои биографические данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения)

- Магомедов Магомед Раджабович. Родился в селении Джурмачи Дахадаевского района в 1959 г.

2.  - Участником какой войны вы являетесь?

- Афганской войны.

3.  - Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)

- Закончил Махачкалинский строительный техникум.

4.  - В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?

- В 21 год, по призыву.

5.  - Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности?

- Служил с 1980 по 1981 в Афганистане. Звание – ефрейтор.

6.  - В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять?

- Выполнял боевые операции

7.  - Ваше отношение к войне на разных ее этапах: С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения?



- Я не знаю, может, масштабы терроризма сегодня во всём мире были бы другие, если бы не было Афганской войны. Сейчас пытаются опять преподнести, что там ошибка была, что мы потеряли там миллиарды, что зря погибли 15 тысяч наших ребят. Не зря. Они погибли как герои за Отечество. И ребята, которые там получили ранения, получили их, защищая интересы страны, интересы Родины.

- Кто бы там что ни говорил, но законность пребывания советских войск в Афганистане существует хотя бы потому, что афганское правительство обращалось к нам с этой просьбой более 20 раз. Все законодательные акты ввода войск в Афганистан были соблюдены.

8.  - Какие чувства вы испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?)

- Советские солдаты, офицеры, генералы в этих сложных климатических, природных условиях, условиях молчаливой войны, когда о ней никто ничего не говорил, и как бы и её и не было, с честью, достоинством выполнили все задачи, которые перед ними стояли.

9. - Магомед Раджабович, кого-то из убитых вы помните?
Я хочу ответить на твой вопрос строками из стихотворения

- Я помню только первого из них.
 В бою том мы не ждали помощь:
 Или они тебя убьют, или ты их….
 …Мы с ним столкнулись неожиданно, мгновенно,
 Мой палец на курке весь бой лежал.
 Это спасло меня, ведь лишь одно мгновенье
 Нас разделяло. Я успел, а он упал.


10.  - Ваше мнение о союзниках, если они были.

- С каким уважением до сих пор там относятся к советским солдатам! Мы встречались с руководителями тех группировок, что когда-то противостояли нам. То есть это такие ребята, которые по-другому смотрели на ту жизнь и на устройство Афганистана. Но они были честными солдатами, которые воевали за свои убеждения. И вот они говорили, что склоняют головы перед советскими солдатами. И они благодарны им до сих пор.

11.  - Отношения с местным населением.

- Наши солдаты отдавали местным свои пайки. Мы никогда не смотрели на афганцев свысока. Солдаты Афганской армии и представители дружественных племен.

12.  - Боевая техника (оружие) — свое и противника: на равных шла борьба или нет? Особенности партизанской войны. Система взаимоотношений „человек и техника“; чем было для вас личное оружие?

- Американская армия за 10 лет войны во Вьетнаме потеряла 56 тысяч человек. Мы потеряли чуть более 15 тысяч человек за те же 10 лет. Это в первую очередь говорит о том, что была правильно выстроена тактика действий, и командиры заботились о том, чтобы их подчинённые не погибали.

13.  - Солдатский быт. Трудности. Случаи на войне.

- Мы трое суток преследовал банду моджахедов. В совершенно незнакомом нам ущелье. Шли за добычей. Не ели и не пили ничего. Бандиты думали, что в устроенной ими засаде на горной дороге погибли весь экипаж и пассажиры машины-радиостанции, а мы вот, контуженные и раненные осколками мины, все-таки выжили. На моих руках умер лучший друг. …Спустя неделю, едва мы объявились в расположении воинской части, нас сразу же отправили в медицинский батальон. Не только потому, что мы имели ужасный вид и очень ослабли.

14. Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги?

- Знак «Воина-интернационалиста», медаль с гравировкой «От благодарного афганского народа»

15. Какие письма вы писали домой с войны? Какие письма получали из дома?

- В основном писали родным и близким. Спрашивали : «Что там на гражданке?» Особенно ждали письма от родителей. Эти письма до сих пор хранятся в потертых конвертах и вовсе без них, местами с едва читаемыми словами.

16.  - Как вы относитесь ко всему этому теперь, спустя столько лет? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого?

- Да, есть параллели между тем, как выполняли задачи и с кем мы боролись в Афганистане, и тем, как ребята сейчас борются в Сирии. Тут параллель очень большая. Всё это взаимосвязанные вещи. Борьба с терроризмом началась в Афганистане. Пока мы там стояли, не было террористов. Мы на 10 лет, воюя там, сдержали развитие терроризма.









Мини – опрос «Афганская война»

Мне хотелось провести социологический опрос среди учащихся моей школы, а также и среди жителей моего города.

Материалы по социологическому опросу с жителями и учащимися МКОУ СОШ №3 г.Избербаш я собирала с января 2019 по март 2019г.

Результаты социологического опроса показали:

С жителями:

  1. Ввод советских войск в Афганистан - это ошибка власти или нет?

  • Ошибка - 80%

  • Нет, это преступление – 10%

  • Другие ответы – 4%

  • Это не ошибка, время было такое – 6%

Проанализировав все ответы, я могу сделать вывод, что это была ошибка.

2.Нужно ли было вводить советские войска в Афганистан? – жители города Избербаш ответили:

  • Нет – 91%

  • Да – 9%

3.Какой же итог Афганской войны? жители города Избербаш ответили:

  • Покалеченные судьбы, израненные души – 30%

  • Слезы матерей и горе в семьях, миллионы вдов и детей – сирот – 55%

  • Не знаю – 15%

Учащиеся 5-11 классов МКОУ СОШ №3 г.Избербаш ответили на вопросы так: 

  1. Нужна ли была Афганская война?

  • Нет – 35%

  • Война всегда плохо – 55%

  • Не знаю – 10%

2.Знаешь ли ты земляков- участников афганской войны?

  • Знаю, но не всех – 67%

  • Не знаю – 33%



Проанализировав ответы учащихся своей школы и жителей города Избербаш, стало ясно, они многое знают об Афганской войне. В этом в нашей школе были проведены открытые уроки, классные часы, внеклассные мероприятия с 5 по 11 класса приуроченные к выводу войск из Афганистана. Также была проведена общешкольная торжественная линейка «События Афганской войны».

Заключение.

Итогом войны стало политическое поражение СССР: вывод советских войск из Афганистана, ОКСВ (ограниченный контингент советских войск в Афганистане) не разгромил вооруженную оппозицию моджахедов, Гражданская война возобновилась. Войска СССР потеряли за годы войны 15 051 погибших, 53 753 раненых и 417 пропавших без вести. Потерь среди афганского народа ( и с той и другой стороны) были гораздо больше: около 500 тыс. - 1 млн. человек.

В результате проведенного мною интервью с участником Афганской войны Магомедовым Магомедом Раджабовичем был получен интересный и обширный материал. Тематически он гораздо шире, чем круг вопросов, рассматриваемых в настоящем исследовании. Поэтому в моей работе используются ответы только на часть вопросов обследования, касающихся освещения следующих проблем: психологических феноменов, возникающих в связи с тем, что война является экстремальной ситуацией; формирования образа врага и отношения к нему; особенностей фронтового быта; выхода из войны и постгравматического синдрома. В ходе опроса Магомед Раджабович дал весьма полезную и очень интересную информацию.

Моя исследовательская работа  посвящена участнику афганской войны. Воспитание патриотизма основано на изучении великой истории России, истории русского народа. Патриотические чувства помогают воспитать настоящего гражданина, порядочного человека, способного ценить и свою Родину, и свой дом, и своих близких. Поэтому, любая страница по изучению истории России является значимой.

Самое страшное, что та физическая нагрузка, те климатические условия, через которые наши солдаты и офицеры там прошли, очень сильно отразились на здоровье. Думаю, что уже одной трети ребят, которые прошли Афганистан, нет в живых. Число тех ребят, которые ушли из жизни после войны, уже намного превысило те потери, которые понесла Советская Армия в Афганистане. И вот это старение организмов ветеранов Афганистана происходит просто катастрофически. И надо успеть героев назвать героями, пока они живы.

Свою исследовательскую работу я бы хотела завершить стихотворением моего земляка – Виктора Полунина. Заслуженный учитель Дагестана, поэт и композитор Виктор Полунин - знаменитость города Избербаш. Сюда русский мальчик переехал с мамой во время Великой Отечественной. С тех пор Дагестан - вторая родина, а даргинский - второй родной язык.

Нет, не забудут ветераны

Военных лет своих дорог.

О прошлом им напомнят раны,

Что ноют ночи напролет.

В.Полунин







Использованная литература:

  1. Магомед Раджабла «Наш Избербаш» Махачкала 2000г.

  2. М.В.Сулейманов « Боевая слава Избербашцев» Махачкала 2005г.

  3. Алексеева В. «Война начиналась так»

  4. Артемова В. «Афганский излом».

  5. Газеты, журналы, школьного и городского краеведческого музея города Избербаш.

































































Приложение

Магомедов Магомед Раджабович – участник Афганской войны.



Я на экскурсии в городском краеведческом музее города Избербаш.

Гость урока Магомед Раджабович и учащиеся 10 а класса МКОУ СОШ №3 г.Избербаш.



Я и мой класс на экскурсии в городском краеведческом музее.

Экскурсия в городской краеведческий музей города Избербаш.









Награды Магомедова Магомеда Раджабовича.

Знак « Воина – интернационалиста». Знак с данным названием считается универсальным знаком почета солдатов-афганцев.



Книга моего героя Магомедова Магомеда Раджабовича. Об Избербаше, одном из красивейших уголков Дагестана, написано немало, а труд Магомеда Раджабовича стал еще одной интересной страницей в истории моего города. Книга пропитана любовью к родным местам, гордостью за свой народ, и ощущением своей неразрывности с окружающим миром, и желанием сохранять и приумножать богатство своей страны.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!