СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герои "Повести о том,как один мужик двух генералов прокормил"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок систематизации и обобщения знаний.с целью развития мировоззренческих убеждений учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Герои "Повести о том,как один мужик двух генералов прокормил"»


Тема урока:Герои «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил»

Цельурока: помочь ученикам понять иносказательный смысл произведения, его идею;совершенствовать навыки характеристики героев, показать значение и роль художественных приёмов, развивать творческие способности учеников.

Методические приёмы: работа с планом, беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа с иллюстрациями, тестирование, просмотр видеофрагмента.

Оборудование урока: иллюстрации к «Повести…», проектор, рисунки учащихся, учебник.

Ход урока

(На проекторе портрет М.Е.Салтыкова- Щедрина(слайд№1)эпиграф к уроку: «У вас есть всё…то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа» Л.Н.Толстой (слайд№2);на доске записаны слова:оказия,регистратура, каллиграфия и помещены рисунки учащихся к сказке)

1.Просмотр видеофрагмента из мультипликационного фильма «Повесть о том,как мужик двух генералов прокормил»

2.Проверка домашнего задания

1.Работа с цитатным планом «Повести…»

Примерный план:

  1. «Жили да были два генерала, и так как были легкомысленны, то в скором времени…очутились на необитаемом острове…».

  2. «Пришлось убедиться в печальной действительности».

  3. «Подите вы…на восток, а я пойду на запад…может быть, что-нибудь и найдём».

  4. «Легли…спать генералы, да не спится им натощак».

  5. «Они…в одно мгновение ока остервенились».

  6. «О чём бы ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминание об еде…».

  7. «Вспомнив о…нумере «Московских ведомостей», жадно принялись читать его».

  8. «А что…если бы нам найти мужика?».

  9. «…спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

  10. «Смотрели генералы на мужицкие старания, и сердца у них весело играли».

  11. «…верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг».

  12. «…однако генералы соскучились».

  13. «И выстроил он корабль…»

  14. «…вот и Большая Подьяческая!».

  15. «Веселись, мужичина!».

3.Беседа-опрос

На прошлом уроке мы выяснили роль сказочных формул в «Повести..» Подумаем, какие ещё сказочные элементы встречаются в произведении, какова их роль и в чём особенность щедринской сказки.

- Найдите элементы русской сказки в тексте.

(Синтаксический облик заглавия произведения напоминает названия многих русских сказок. В «Повести…»встречается типичная для сказки ситуация выбора: «вы пойдите направо, а я пойду налево». Напоминает о русской сказке эпизод, когда генерал безуспешно пытается достать яблоко с дерева. Юмористически выглядит сказочное невежество генералов, которые думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Действия «мужичины» по немедленному добыванию провизии, по изготовлению верёвки из дикой конопли, по постройке ладьи тоже напоминают сказку.

Характерны для сказки повторы: «а мужик всё гребёт да гребёт», анафорические предложения: «Вот, наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая»; сказочная лексика и выражения с постоянными эпитетами: «набрал мужик пуху лебяжьего мягкого», «Нева-матушка», «океан-море»: пословицы и поговорки: «неловко барашку без ярочки»; ряды однородных членов: «сытые, белые да весёлые»; народная лексика: союз «да», «особливо», «жаловать», «ихний», «убёг» и др.)

-Что в «Повести…» не вписывается в сказочный сюжет?

(Не вписывается в сказочный сюжет описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Не сказочна причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: «оба были легкомысленны».)

-Какие аналогии вызывает у вас упоминание о необитаемом острове?

(Вспомним роман Даниеля Дефо о Робинзоне Крузо.Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет освоил остров, сделал своё жилище уютным и безопасным.)

Комментарий учителя:

«Повесть…»Салтыкова-Щедрина написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочито шаржированной форме.

-В чё м отличия ситуации романа и «Повести…»?

(В обоих произведениях ситуация- борьба за выживание- одинакова, но поведение действующих лиц диаметрально противоположно. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает. Генералы с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают. Генералы не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать плодов, наловить рыбы и дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.)

-В чём особенность текстов в найденной генералами газете?

Комментарий учителя:

Это не просто газета, а консервативная газета- «Московские ведомости» М.Н.Каткова. Салтыков-Щедрин пародирует газетные штампы, выспренние выражения, необоснованную восторженность.

Попытка отвлечься чтением от чувств голода приводит к обратным результатам: оказалось, что весь номер состоял из описания еды. Газетные статьи бессодержательны: ни о чём другом не сообщают, как о роскошных пиршествах. Характерная деталь: заботливый «распорядитель» празднества следит, чтобы «все гости получили по куску». Это не просто пир, это праздник жизни для избранных.

Генералы- часть государственной системы, узаконившей существование одних сословий за счёт других. Для щедринских генералов, оказавшихся на необитаемом острове, беспечальное житьё неожиданно оборвалось. Им пришлось задуматься о том, кто этот «злодей», по вине которого им приходится испытывать такие лишения.

-Кто же виноват в лишениях генералов?

Комментарий учителя:

Социальные реформы 1860-х годов, в первую очередь- отмена крепостного права, были восприняты подавляющим числом дворян-помещиков как катастрофа.

-Какой выход видят генералы из создавшегося положения?

(Генералы не могут смириться со своим положением.Когда им уже не на что было надеяться, когда их ждала голодная смерть, одного из них «озарило вдохновение»: он вспомнил о вечном кормильце, о вечном мужике.)

-Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?

(«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен- он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями. Мужик- редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и что он должен на них работать. Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется.)

-Почему мужик, при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

-Почему он сам не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли тунеядцу частичку?»?

(Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но всё же права.)

-Вспомните, как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». В чём смысл этого эпизода?

Комментарий учителя:

Крестьянин формально стал свободен. Но он не только не победил рабскую психологию, а даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

-Прокомментируйте концовку сказки.

Комментарий учителя:

Возвращение генералов в Петербург- триумф лихоимцев и тунеядцев: «Напились генералы кофею. Наелись сдобных булочек и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли- того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Развязка сказки, как и её начало, выдержаны в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, однако сколько в эту концовку внесено щедринского сарказма! Генералы вспомнили о своём спасителе: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

«Награда» явно неадекватна затраченным усилиям мужика, но ему и того довольно, по мнению генералов и его самого.

-Какую проблему вы считаете главной?

4.Работа над литературными терминами. Художественные особенности «Повести…»

Задания:

1.Произведение Салтыкова-Щедрина называется «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Найдите жанровые признаки повести.

2.Вспомните определения литературных приёмов: аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска. Найдите в тексте эти приёмы.

Примеры:(слайд №3)

Аллегория: отношения сказочных генералов и мужика- аллегория отношений власти и народа в России.

Гипербола: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились…»

Фантастика: генералы чудесным образом попадают на необитаемый остров; «мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

Гротеск: генералы были уверены, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»; сцена «остервенения» генералов.

3.Разместите виды смеха по степени усиления отрицания: гротеск, юмор, сатира, ирония.

4.Работа с иллюстрациями(Слайд № 4)

Рассмотрим иллюстрации к «Повести…»: М.Черемных и Н.Муратова и сопоставим их.

-Какие эпизоды они иллюстрируют?

-Как изображены герои «Повести…»?

-Какое значение для раскрытия образов героев имеют детали(фуражки генералов, заплата на рубахе мужика и т.п.)?

-Какой рисунок вам понравился больше и почему?

5.Тестирование.(взаимопроверка)

(Вопросы подобраны в шуточных вариантах для лучшего запоминания (слайд №5))

1- Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) В результате кораблекрушения

2) По щучьему велению, по моему хотению

3) С помощью волшебника

4) Прилетели на ковре-самолёте.

2- В чём мужик варил суп?

1) В котелке

2) В пригоршне

3) В кокосовой скорлупке

3) В чане.

3- Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

  1. «Московскую правду»

  2. «Московские ведомости»

  3. «Московское обозрение»

  4. Вестник Москвы»

4- Как генералы отыскали на острове мужика?

  1. По следам, оставленным на песке

  2. По звукам балалайки

  3. По запаху мякинного хлеба

  4. По его крикам.

5- Кем этот мужик работал в Петербурге?

  1. Поваром

  2. Кузнецом

  3. Маляром

  4. Извозчиком

6- В каком виде генералы прибыли на остров?

  1. В мундирах

  2. В ночных рубашках

  3. В шубах и валенках

  4. Раздетые

7- Какой предмет проглотил один генерал за неимением ужина?

  1. Пуговицу

  2. Орден

  3. Тапочки

  4. Платок

8- Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

  1. Всё время не спать

  2. Научиться работать

  3. Найти мужика

  4. Поймать зверя

9- Из чего мужик сделал силки для птиц?

  1. Из собственных волос

  2. Из собственной рубахи

  3. Из собственных лаптей

  4. Из лески

10- Как генералы вернулись домой?

  1. Заснули и проснулись дома

  2. Так же как и попали на остров

  3. Их спасли случайно

  4. Мужик построил корабль

11- На какой улице в Петербурге жили два генерала?

  1. На Подьяческой

  2. На Фонтанке

  3. На Литейной

  4. На Невском

12- Какой из двух генералов был поумнее?

  1. Тот, кто был учителем каллиграфии

  2. Тот, кто был учителем географии

  3. Тот, кто был учителем логики

  4. Тот, кто вообще не был учителем

13- Как генералы мужика при себе удерживали?

  1. Цепью приковали

  2. Верёвочкой привязали

  3. Смирительную рубашку надели

  4. Он остался сам

14- Чем генералы наградили мужика?

  1. Бутылкой пива

  2. Медалью

  3. Плетьми

  4. Рюмкой водки и пятаком

(Учащиеся меняются листочками, где отмечали номера ответов, учитель показывает на проекторе слайд № 6 с правильными ответами)

6.Обобщение.

- Какие выводы вы сделали из прочитанного?

(Для М.Е Салтыкова-Щедрина характерна чуткая восприимчивость к современности. В сказочной форме сатирик обличал не только устои общества, но и свойственные человечеству пороки.Писателя возмущало,что человек глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится полновластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и кто его кормит).

7.Домашнее задание

1.Прочитать сказку «Дикий помещик».

2.Ответить на вопросы и выполнить задания учебника (№№6-8 стр.271).

3.Составить словарик терминов, позволяющий лучше усвоить понятие «сатира», гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.

4.Прочитать материалы о Салтыкове-Щедрине в пособии «Читаем, думаем, спорим,,,»(стр.126-128), подготовить устные ответы на вопросы пособия.

5.Сделать иллюстрации к сказке «Дикий помещик» (по желанию).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!