Герои рассказа В.М.Шукшина " Обида"

Краткая характеристика главных героев рассказа В.М.Шукшина " Обида"

Просмотр содержимого документа
«Герои рассказа В.М.Шукшина " Обида"»

Василий Макарович Шукшин Русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.   Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году в селе Сростки Алтайского края. И на всю жизнь будущего писателя наложили отпечаток красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни.

Василий Макарович Шукшин

Русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.

  Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году в селе Сростки Алтайского края. И на всю жизнь будущего писателя наложили отпечаток красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни.

Рассказ «Обида» (1971) В рассказе Василия Шукшина «Обида» речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту. Место действия: магазин. Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала очередь. И все это в присутствии крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти тети и дяди «плохие», они обидели ее папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. Далее он пытается добиться правды, жаждет справедливости, но увы, не получается.

Рассказ «Обида» (1971)

В рассказе Василия Шукшина «Обида» речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту.

Место действия: магазин.

Сашке Ермолаеву

нахамила продавщица, ее поддержала очередь.

И все это в присутствии крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что случилось, но сердцем чувствует, что эти тети и дяди «плохие», они обидели ее папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. Далее он пытается добиться правды, жаждет справедливости, но увы, не получается.

Главный герой Главный персонаж рассказа - Сашка Ермолаев .  Производит впечатление человека мягкого, доброго, покладистого. Автор так и называет своего героя – Сашка, а не Александр Ермолаев. Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и персонажа.  В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его жизни. Лишь только небольшой вывод прожитого: «последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже когда и выпивал…»  Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с главным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявить причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать его особенность.

Главный герой

Главный персонаж рассказа - Сашка Ермолаев . Производит впечатление человека мягкого, доброго, покладистого. Автор так и называет своего героя – Сашка, а не Александр Ермолаев. Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и персонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его жизни. Лишь только небольшой вывод прожитого: «последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже когда и выпивал…» Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с главным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявить причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать его особенность.

Главный герой

После того как Сашке Ермолову не поверили, ему становится обидно, аж так, что «сводит челюсть», но он не думает ни о какой мести, а наоборот, размышляет почему люди ведут себя подло, льстят кому-то: «зря он так – не разобравшись, полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой». Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, что происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего его. Это характеризует героя, как человека доверчивого, добродушного, не способного на подхалимство, справедливого, упорного, стремящегося к правде.

Также Ермолаев человек ранимый, чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает», он может плакать:«У Сашки навернулись на глаза слезы».

К, сожалению, справедливый и добрый Сашка нередко испытывает чувство страха. Но он не трус, чудик готов смотреть в лицо опасности, чтобы добиться правды.

Его может «сломать» только боязнь за своих близких: «У Сашки подкосились ноги: он решил, что что-то случилось с детьми - с Машей или с другой маленькой, которая только-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испуга крикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.

Герои рассказа Вера – жена Сашки. Заботливая, любящая своих детей и мужа женщина. Ей не жалко денег для своих родных: «[Сашка]— Это дорогая-то? [Вера]— Ничего, возьми, — я ребятишкам поджарю.» Переживает, когда понимает что с мужем произошла какая то неприятная ситуация: «…не притворяйся — я тебя знаю. Опять на тебе лица нету», «Сашка, милый, пойдём домой, пойдём домой, ради бога, — взмолилась Вера, видно, чутьём угадавшая, что творится в душе мужа. » Тем самым, останавливая мужа, от его уже задуманного плана расправы с сыном подхалима. Нашему герою очень повезло, что у него такая жена. Не было бы её, можно было догадаться, чем закончился бы рассказ.

Герои рассказа

Вера – жена Сашки. Заботливая, любящая своих детей и мужа женщина. Ей не жалко денег для своих родных:

«[Сашка]— Это дорогая-то? [Вера]— Ничего, возьми, — я ребятишкам поджарю.»

Переживает, когда понимает что с мужем произошла какая то неприятная ситуация: «…не притворяйся — я тебя знаю. Опять на тебе лица нету», «Сашка, милый, пойдём домой, пойдём домой, ради бога, — взмолилась Вера, видно, чутьём угадавшая, что творится в душе мужа. » Тем самым, останавливая мужа, от его уже задуманного плана расправы с сыном подхалима.

Нашему герою очень повезло, что у него такая жена. Не было бы её, можно было догадаться, чем закончился бы рассказ.

Роза (тётя за прилавком) – Шукшин показывает нам её ужасно упертой, необразованной « Да? И сколько плотют за такую работу?», нахальной, агрессивной, неприятной: «Тётя была хмурая —  не выспалась, что ли. И почему-то ей, тёте, показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош. Она спросила строго, зло: — Ну, как — ничего?...» Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя «тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц». Этот человек лишен важнейших качеств–глубины, духовности, понимания, умения слушать других. Автор даёт «античудику» имя, несочетаемое с фамилией. Имя Роза-благоприятствует спокойствие энергетики , что совсем не скажешь про нашу «тётю» .

Роза (тётя за прилавком) – Шукшин показывает нам её ужасно упертой, необразованной « Да? И сколько плотют за такую работу?», нахальной, агрессивной, неприятной: «Тётя была хмурая —  не выспалась, что ли. И почему-то ей, тёте, показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош. Она спросила строго, зло:

— Ну, как — ничего?...»

Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя «тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц».

Этот человек лишен важнейших качеств–глубины, духовности, понимания, умения слушать других.

Автор даёт «античудику» имя, несочетаемое с фамилией. Имя Роза-благоприятствует спокойствие энергетики , что совсем не скажешь про нашу «тётю» .

Образ « серого плаща » неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь: «— Хватит, — не был он в магазине! Вас тут каждый вечер — не пробьёшься. Соображают стоят. Раз говорят, значит, был.» (Здесь мы видим как герой не имея своего мнение поддается обществу, и не разобравшись в ситуации начинает грубить Сашке) «Покупатель в плаще послал ему в спину последнее: —  Водка начинает продаваться в десять часов! Рано пришёл!»,  «Плащ остановился, недобро уставился на Сашку.», « Иди , проспись сперва! Понял? Он будет ещё останавливать… «Поговорить». Я те поговорю! Поговоришь у меня в другом месте !»

Образ « серого плаща » неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь:

  • «— Хватит, — не был он в магазине! Вас тут каждый вечер — не пробьёшься. Соображают стоят. Раз говорят, значит, был.» (Здесь мы видим как герой не имея своего мнение поддается обществу, и не разобравшись в ситуации начинает грубить Сашке)
  • «Покупатель в плаще послал ему в спину последнее:

—  Водка начинает продаваться в десять часов! Рано пришёл!»,

  • «Плащ остановился, недобро уставился на Сашку.»,
  • « Иди , проспись сперва! Понял? Он будет ещё останавливать… «Поговорить». Я те поговорю! Поговоришь у меня в другом месте
В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать просветление человеческой души через слезы. Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал общество, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).

В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать просветление человеческой души через слезы.

Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему.

Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал общество, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей