ГЕРОИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЕ
Скульптура – это художественное произведение, созданное путем резьбы, лепки или отливки.
Слово «скульптура» произошло от латинского слова «высекать».
Как вид искусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют трехмерный объем.
Скульптуру по предназначению разделяют на
- станковую - не зависящую от среды, имеющую размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание, рассчитанную на восприятие с близкого расстояния
- декоративную или монументально-декоративную , которая включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
Монументальная скульптура – это произведение искусства, которое посвящается историческим событиям.
Также она может воздвигаться в честь великих личностей.
Ее характерные черты заключаются в крупных размерах и гармонии с архитектурой окружения.
Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный — «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника»
Монументальное искусство получило название от латинского monumentum , (от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным.
Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.
Героический образ – это образ, свойственный герою, изображенного храбрым, сильным, отважным, смелым, способным повести за собой народ и совершить поступки, которые не каждый сможет повторить.
Создан Иваном Мартосом в 1812—1818 годах
Посвящён Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину — монумент, воздвигнутый в Костроме в 1851 году в честь легендарного подвига во время Смутного времени.
Автор памятника — скульптор В. И. Демут-Малиновский.
Памятник находился в центре города, посреди Сусанинской площади. Разрушен в 1918—1928 годах.
В 1967 году в Костроме установлен памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. А. Лавинского.
Память Народная – это миллионы жизней, соединенных одним стремлением, мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Мемориальные ансамбли.
Они по праву считаются художественно-монументальной историей Великой Отечественной войны.
Мемориальный – служащий для увековечивания памяти кого/чего-нибудь.
Ансамбль – произведения, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом.
Первый мемориал Евгения Викторовича Вучетича был открыт 8 мая 1949 г. в Трептов-парке в Берлине, куда был перенесен прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов.
Советский воин освободитель с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат.
«Во́ин-освободи́тель» — монумент в берлинском Трептов-парке.. Скульптор Е. В. Вучетич
Пусть год за годом время мчится
Во все грядущие века.
Он встал навечно над гробницей
С поникшим знаменем полка!
У скорбно приспущенных знамен над могилами павших товарищей преклонил колени русский солдат - освободитель
Волгоград
Память Народная – это древний курган над Волгой, где сооружен мемориал героям Сталинградской битвы. В дождь ли, в снег ли, июльским раскаленным полднем, осенним сумрачным вечером идут сюда люди из всех стран мира.
Скульпторы: Е. Вучетич, Л. Майстренко
Мама́ев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январем 1943 года.
Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!».
На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более
35 000 защитников Сталинграда.
С 2014 года является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Три композиционных узла связывают ансамбль в единое творение и очень точно ведут зрителя от состояния горечи, сопереживания скорби матери к победному порыву женщины с мечом.
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Скульптура «Родина-мать зовет!». 1967
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Фрагмент «Стены-руины». 1967.
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Скульптура «Скорбящая Мать». 1967 .
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Скульптура «Стоять насмерть». 1967.
Зал памяти, где указаны фамилии погибших, защитников Сталинград
(Волгоград с 1961 года)
Непростые чувства переживает человек, поднявшись на вершину кургана: вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории заставляет ощутить глубинную связь со своим народом, с Родиной
В Болгарии есть небольшой старинный город Пловдив . Вот уже много лет каждое утро местная городская радиостанция начинает свои передачи с песни "АЛЁША" . Решением Пловдивского городского Совета эта песня утверждена официальным гимном города. В 1962 году написали ее композитор Эдуард Колмановский на стихи поэта Константина Ваншенкина.
Белеет ли в поле пороша, Пороша, пороша, Белеет ли в поле пороша Иль гулкие ливни шумят, Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша, Стоит над горою Алеша — В Болгарии русский солдат.
Москва.
Мемориальный архитектурный ансамбль в Александровском саду, у стен Кремля.
Дата постройки: 8 мая 1967 г.
Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, — Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг.
Над могилой, в тихом парке Расцвели тюльпаны ярко. Вечно тут огонь горит, Тут солдат советский спит.
Мир солдаты защищали, Жизнь за нас они отдали. Сохраним в сердцах своих Память светлую о них!
На вечные времена озарены сиянием воинской славы города-герои.
Они не похожи друг на друга. У них разное географическое положение, историческое прошлое, свои характерные черты жизненного уклада. Но в грозные дни испытаний все они – большие и малые, шумные и тихие – стали городами- солдатами. У их стен гремели особенно ожесточенные бои, здесь в сватках с врагом были проявлены особая стойкость и небывалое мужество.
Города-герои
Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — с 1 мая 1945
Одесса — с 1 мая 1945
Севастополь — с 1 мая 1945
Сталинград (ныне Волгоград) — с 1 мая 1945
Брестская крепость (Крепость-Герой) — с мая 1965
Киев — с 8 мая 1965
Москва — с 8 мая 1965
Керчь — с 14 сентября 1973
Новороссийск — с 14 сентября 1973
Минск — с 26 июня 1974
Тула — с 7 декабря 1976
Мурманск — с 6 мая 1985
Смоленск — с 6 мая 1985
Гранитные тумбы с названиями городов – героев.
Перечень городов воинской славы
Воронеж.
Пусть будет светлой наша память, как материнская слеза!
Забывчивым напомни, камень. О том, что ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ!
Авторы мемориала — скульптор Ф. К. Сушков и архитектор А. Г. Бузов.
Мемориал был открыт 24 января 1967 года.
Памятник Славы — мемориальный комплекс на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в боях за Воронеж во время Великой Отечественной войны в 1942—1943 годах.
В братской могиле воинов захоронено около 10 тыс. человек.
7 мая 2009 года у Памятника Славы были перезахоро-нены останки генерала
А. И. Лизюкова -
командира 5-й танковой армии, погибшего на территории Воронежской области в 1942 г. во время Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции.
Там же захоронены останки еще семи неизвестных солдат, найденных поблизости от А.И. Лизюкова (их могилы выделены отдельными стелами).