СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Героический Сталинград

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящён победе советских войск пол Сталинградом.

Просмотр содержимого документа
«Героический Сталинград»

Урок мужества

Героический Сталинград


Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине


Задачи: 1) Познакомить учащихся с историческими фактами Великой Отечественной войны

2) Показать героизм советского народа в годы великой отечественной войны

3) Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны


Оборудование:

  • мультимедийная презентация «Сталинградская битва»

  • стихи о войне

  • запись песни Ю. Антонова «Маки»

  • запись песни «Поклонимся великим тем годам» муз. А. Пахмутовой

  • Песня «Давным-давно была война…»


Ход классного часа:


1 куплет песни «Давным-давно была война…»

Слайд 1-2


Учитель:

Все вы знаете, что с 1941 по 1945 год наша страна отстаивала свою свободу в борьбе с фашизмом. Эта война получила название Великой Отечественной. Эта война была очень долгой и тяжёлой. Она длилась 4 года. Сегодня мы расскажем вам об одном эпизоде этой войны - о Сталинградской битве.

Сталинград! Наверное, не так уж много на земле мест, к которым было приковано внимание людей нашей страны и всего мира в 1942 году. Двести суток продолжалась Сталинградская битва.

Во второй половине 1942 года, в междуречье Волги и Дона, развернулась гигантская битва, которая превзошла все предшествовавшие ей сражения второй Мировой войны. В сражениях участвовало с обеих сторон одновременно более 2 млн. человек.

143 дня шли бои на улицах и площадях Сталинграда. Каждый дом стал крепостью, каждый метр земли по несколько раз переходил из рук в руки. Счёт шёл не на километры, а на метры.


Ученик 1: Ордена, словно кровь, на груди у героев,

День и ночь не смолкала твоя канонада.

В поединке схватились в пылании боя

Жизнь и смерть у руин Сталинграда.


Ученик 2: Ты - надежды цветок, прораставший сквозь камень,

Обещающий людям цветение сада.

На страницы истории вписан штыками

Подвиг русских людей, героизм Сталинграда.


Учитель: Слайд 3

17 июля 1942 года в большой излучине Дона начались кровопролитные бои. Ценой огромных потерь враг продвинулся на 60-80 км. Но у него ещё были большие силы, он продолжал рваться к Волге.


Слайд 4

И 23 августа, прорвав оборону советских войск, гитлеровские танки вышли на северную окраину Сталинграда.

В тот же день враг начал массированную бомбардировку. До 2 тысяч самолётовылетов в день делали гитлеровцы. Тысячи бомб обрушились на мирный город.

23 августа запомнился сталинградцам: «Гудение моторов становилось всё сильней. Все звуки города сникли, сжались, и лишь гудел, наливался гудящий звук. Немцы шли в несколько этажей, заняв весь голубой объём летнего неба. Бомбы достигали земли и врезались в город. Дома умирали так же, как умирают люди. Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Теперь это - город, над которым день и ночь пляшет огонь и вьётся пепел. Это город-солдат, опалённый в бою. В городе уже давно нет безопасных мест. Здесь трудно жить, здесь небо горит над головами, и земля содрогается под ногами. Но жить, сражаясь, жить, убивая врага, - так жить здесь можно, так жить здесь нужно и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма и крови». (К. Симонов)


Фильм «23 августа 1942 год. Бомбардировка Сталинграда»


Учитель:

14 сентября считается началом уличных боев. В этот день гитлеровцы, сосредоточив на узком участке 7 дивизий, 500 танков, прорвали оборону советских войск, взяли Мамаев курган, железнодорожный вокзал, а восьми километрах южнее центра вышли к Волге.

Две армии обороняли Сталинград (62-я под командованием Чуйкова и 64-я под командованием Шумилова)

В истории войн всегда было так: если враг взял центральную часть и господствующие высоты, город считался побеждённым. В Сталинграде бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Так, здание железнодорожного вокзала несколько раз переходило из рук в руки. Сталинград стал городом массового героизма. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город.


(Звучит первый куплет песни Ю.Антонова «Маки»)


Ученик 3: Земля гудела и стонала,

Смешались вместе день и ночь,

Железо даже уставало,

Везде витала смерти тень.


Ученик 4: Бой, тяжкий бой под Сталинградом,

Враг перемалывал полки…

Как он спешил! Ведь Волга рядом!

Победа мнилась у реки.


Учитель: Слайд 5-6

Из дневника гитлеровского солдата 14 октября 1942 года. «Наши войска взяли завод «Баррикады», но до Волги так и не дошли, хотя до неё осталось не более 100 шагов… Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня…

Мы изнемогаем. Каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл – единственная надежда».

В это время, когда шли оборонительные бои, советское командование разработало план наступления советских войск.

И вот пришёл этот долгожданный день 19 ноября 1942 года. 7 часов 30 минут. Свет. Взвились ракеты, прогремел сигнал, началось наступление советской армии по всей линии фронта.

Но до окончания победы под Сталинградом были ещё долгие и тяжёлые дни боев.

Сталинградцы проявляли беспредельный героизм при защите своего города. На окраине Сталинграда стоит дом, который сохранился до сегодняшнего времени. Он носит название «Дом Павлова». Этот дом стоял на пересечении нескольких улиц, и если бы фашисты захватили этот дом, они просматривали и простреливали всю местность вокруг. Четверо наших солдат в главе с Павловым выбили немцев из этого дома и несколько недель удерживали этот дом от атак фашистов, которых было больше в сотни раз.


Ученик 6: В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

“Город не сдай врагу!”

Ученик 7: Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.


Ученик 8: Сто самолётов выли над ним

В небе, как огненный змей,

Он не покинул окопа, храним

Верностью русской своей.


Ученик 9: Он, затаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.

Он защищал Сталинград.


Ученик 10: Там, где в огне умирает металл,

Он проходил живой.

Сто изнурительных дней подряд

Он защищал Сталинград.


Ученик 11: Время придёт – рассеется дым.

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая, при встрече с ним,

Скажет народ о нём:

– Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.


Учитель:

А вот послушайте ещё один пример подвига под Сталинградом.

Мальчик зайцем проехал полстраны с военным эшелоном, чтобы попасть в Сталинград. Он был принят в противотанковую батарею. Ему было всего 15 лет. Но он показал, на что способен комсомолец своим героическим поступком. Когда 15 октября на площади Дзержинского наступали танки, он остался один у противотанкового оружия и в упор расстрелял эти танки. А когда у него была перебита рука, а на второй руке оторвана половина ладони, этот мальчик не забыл, что он может подбросить гранату, держа её зубами. Из окопа вышел окровавленный мальчуган, держа в зубах противотанковую гранату, поддерживая её израненными ручонками, он пошёл не назад, он не убежал от танка, он бросился под танк.

Песня «Горячий снег» 1 куплет


1-й чтец:

Мамаев курган. Высота 102. 135 дней и ночей она была главной высотой России. 135 дней и ночей не затихал здесь бой. Выжженная и взорванная огнём авиации и артиллерии земля Мамаева кургана покрылась панцирем осколков от мин, снарядов и бомб. Не раз бои разгорались на вершине кургана, и не раз она переходила из рук в руки, но врагу так и не удалось овладеть курганом.


2-й чтец:

О тяжёлых боях на Мамаевом кургане говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года на Мамаевом кургане не поднялась даже трава.


Ученик 12: Весь мир сегодня знает

Геройской славы высоту

Мать-Родина, в бетон одета,

Стоит там вечно на посту.

А в годы грозных испытаний

Она на подвиги звала.

Сквозь кровь и тысячи страданий

Страну к Победе привела!

Учитель:

Защитникам Сталинграда, живым и мёртвым, полководцам и рядовым, воздвигнут мемориальный комплекс на Мамаевом кургане.


(Звучит припев песни «Поклонимся великим тем годам»

(муз. А. Пахмутовой)


Ученик 13: Приезжайте сюда, приходите,

Здесь лежит неизвестный солдат!

Проходите по светлым аллеям,

Где вздымается меч к облакам.

Он естественным стал мавзолеем

На планете, Мамаев курган.

Здесь ему благодарною песнею

Изнутри даже камни звучат.

Значит, каждый солдат неизвестный –

Это самый известный солдат.

Слайд 7 - 8


Учитель:

6 января 1943 года советское командование предъявило генералу Паулюсу ультиматум с предложением прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать.

10 января войска Донского фронта развернули действия по ликвидации окружённых немецко-фашистских войск.

Слайд 9-10


2 февраля 1943 г. фашисты капитулировали.

Разгромив гитлеровскую группировку, советская армия вырвала у врага инициативу в войне, перешла в общее наступление широким фронтом от Ленинграда до Кавказа.

Это был перелом не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне.

Неприступной твердыней стал Сталинград на пути врага.

В Сталинграде солдатами были все: рабочие, стоящие у станков, мирное население, с оружием в руках защищавшее свой город в ополчении, женщины, работавшие на оборонительных сооружениях, старики и даже дети.

Сталинград стал триумфом военного искусства и мужества советских солдат и офицеров. Убедительная победа советского народа на Волге окончательно развеяла миф о несокрушимости германских войск. Здесь в 1943 году 2 февраля начался великий освободительный поход советской армии. План контрнаступления получил название «Уран», отличался целеустремленностью и смелостью замысла.

Слайд 11


В ходе Сталинградской битвы разгромлены пять вражеских армий. Общие потери немецко-фашистских войск убитыми, ранеными и пленными составили полтора миллиона человек. Враг потерял более 1000 танков, более 1,4 самолётов, более 2 тыс. орудий и миномётов.

Слайд 12-13


Звучит фонограмма речи Левитана о завершении Сталинградской битвы


Сталинградская битва явилась переломом второй мировой войны, после этой битвы на всех фронтах началось наступление. За своё мужество и героизм Сталинград завоевал звание города-героя и в дальнейшем был переименован в Волгоград.

И сейчас над Мамаевым Курганом стоит памятник, посвящённый Родине-Матери, защищавшей своё Отечество.


Ученик 14: Ну, вот и всё.

Где бой гудел великий,

Где отвели от Родины беду,

Босая женщина в беззвучном крике

Стоит у всей России на виду.

У этой женщины одна забота -

Родную землю от врагов беречь.

На высоту орлиного полёта

Она стремительно взметнула меч.

Знамёнами восходы и закаты

Склоняться будут вечно над мечом,

Под ним лежат Отечества солдаты

И память, опалённая огнём.


В знак выдающихся заслуг перед Родиной Президиум Верховного Совета СССР наградил город-герой орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Звучит второй куплет и припев «Поклонимся великим тем годам»


Учитель:

Ребята, прошло уже много лет после Сталинградской битвы, но мы чтим память павших, кланяемся живым.


Ученик 15: Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым.

Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей землёй

Поклонимся за тот Великий бой.


Учитель:

Во всех странах мира память павших чтят минутой молчания. Давайте почтим память павших в Сталинграде минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (метроном)

Учитель:

Нам есть чем гордиться. Мы наследники славы защитников Сталинграда, которые в годы войны встали несокрушимой стеной, непреодолимой преградой на пути врага.

Нам, поколениям 21 века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась кровь. Небо должно быть голубым, солнце ярким, тёплым.


Исполняется песня «Солнечный круг» Музыка А.Островского, слова Л.Ошанина








Литература:

  1. Архарова Л.И. «Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений» - М. центр «Педагогический поиск», 2004 г.

  2. Поцелуев В.А. «История России 20 столетия» - М. 1997 год.

  3. Савинова С.В. «Праздники в начальной школе», издательство «Учитель», г. Волгоград-1999 г.:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!