Тема урока | «Мировая цивилизация: новые проблемы на пути тысячелетий. Глобальные угрозы человечеству и поиск путей их преодоления» |
Учитель | Ахмадиева Ю.О. |
Место работы | МБОУ «Александровская СОШ» |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Класс | 11 |
Место урока в базовой учебной программе | Урок 24, I полугодие |
Место проведения урока | Кабинет истории |
Цель урока | Образовательные: повысить уровень осмысления старшеклассниками глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам; выяснить причины возникновения глобальных проблем и характеризовать их; определить пути решения глобальных проблем. Развивающие: развивать умения извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, карта, аудиовизуальный ряд, мультимедиа), интерпретировать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую; развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательная: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем; формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации. |
Основные понятия | Интеграция, глобализация, глобальные проблемы, сепаратизм, озоновые дыры, парниковый эффект, оружие массового поражения, международный терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз, исламские фундаменталисты, поворот к постматериальным ценностям. |
Межпредметные связи | Обществознание |
Ресурсы | Всеобщая история, 11 класс, Н.В.Загладин, мультимедийная презентация, видеофильм, фото глобальных проблем, физическая карта мира, раздаточный материал, плакат «Глобальные проблемы», музыкальная композиция, схема, таблица. |
| Этапы урока: | ЭОР, формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Хроно- логия |
1. | Орг.момент | Слайд 1 | Повторение пройденного материала Эмоциональный настрой | Готовность к сотрудничеству в решении познавательной проблемы. Ответы на вопросы. | 30 сек. 5 мин |
2 | Целеполагание и мотивация | Слайд 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 Регулятивные: определение темы, постановка учебных задач, создание мотивационной установки на урок. | Методы: наглядный, эвристический, стимулирования познавательного интереса, словесный (беседа), фронтальный, под руководством учителя. - Начнем наш урок с просмотра фотографий и попробуем определить тему нашего урока. | Высказывания, ответы на вопросы Эй ар гайд | 2 мин. |
3. | Актуализация знаний | Слайд № 13,14,15,16,17,18 Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы | Глобальные проблемы – это.… Выяснить причины глобальных проблем; Интеграция; Сепаратизм; Неравномерность развития стран; Исламский фундаментализм. | Тайм-пэа-шэа | 3 мин. |
4. | Первичное закрепление 1)в знакомой ситуации (типовые) | Слайд № 19,20,21,22,23,24,25 Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Личностные: частично-поисковой, практической, наглядно-иллюстративной, самостоятельной и групповой работы. | Вопрос к классу. Какие проблемы вы считаете глобальными? назовите их. По каким разновидностям можно их сгруппировать? Охарактеризовать глобальные проблемы; Дать классификацию глобальных проблем; Определить пути их решения; Продолжить освоение способов работы с различными источниками информации. | В ходе беседы заполняется таблица №1, которая корректируется с учётом мнения ребят. Модель Фрейер | 10 мин. |
5 | 2)в изменённой ситуации (конструктивные Физкульт-минутка | Слайд № 26,27,28,29 Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Слайд №10. | Просмотр видеосюжета. Беседа по вопросам к видеосюжету. Военная и террористическая угроза. Экологические проблемы. Проблемы неравномерности развития. Сообщение группы учащихся – аналитиков, заполнение таблицы «Международные организации и движения», беседа, дискуссия. Вывод. | Эй ар гайд Работа с документами и учебником Куиз-куиз-трэйд | 8 мин 3 мин |
6. | Анализ проблемы по различным источникам информации Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Слайд № 30,31,32,33,34 Познавательные: извлечение необходимой информации из источника Коммуникативные: умение анализировать, обобщать, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; нтегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний | Поможем планете решить глобальные проблемы! Элементы практического занятия: групповая учебная деятельность по заданию (техника аквариума), аналитическая беседа, дискуссия. Вывод. Задание для рабочих групп: продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группы обсуждают интересующую их проблему и определяют общую точку зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать свою позицию . Идёт обсуждение проектов, оценка аналитиков, формируется резюме учителя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно, не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру. | Работа над проектом Финк – Райт - Раунд Робин | 10 мин. |
7 | Домашнее задание | Слайд 35 Регулятивные: элементы волевой саморегуляции, способность к преодолению препятствий | 1. & 45 чит, вопр 2,3,4 (письменно в тетради), С8. 2. Написать эссе «В чём опасность глобальных проблем для человечества XXI века». «Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами». «Наиболее реальный глобальный прогноз» | Учащиеся записывают задания | 2 мин. |
8 | Рефлексия | Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и нравственных ценностей | Напишите свои впечатления об уроке и вопросы на стикерах и приклейте к парковке. Выставляет учащимся оценки. | Предположения, выводы | 2 мин. |