1. Организационный момент | Мотивационная беседа. Приветствие, проверка готовности к уроку обучающихся. | Слушают учителя, самопроверка готовности к уроку. Мобилизуются для работы на уроке | Мы с вами продолжим наше путешествие по Южной Америке. Для этого необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк, достаточно иметь под рукой море дополнительной литературы и, как вы уже убедились, компьютер, подключенный к Интернету | Самодисциплина. Умение концентрировать внимание и настроиться на работу. | | Умение концентрировать внимание и настроиться на работу. |
2. Актуализация знаний | Учитель организовывает проверку усвоения изученного материала по теме «Климат Южной Америки», задействовав всех учащихся класса.
Заслушиваются ответы учащихся, анализируются результаты выполнения практической работы по компьютерной программе «География 7 класса. Наш дом – Земля».
| Выполняют задания учителя, работая по карточкам, картам атласа, интернет-ресурсами, с компьютерной программой из образовательной коллекции «География 7 класса. Наш дом – Земля»
Отвечают на вопросы учителя, отчитываются о выполнении заданий, находят ошибке в ответах одноклассников и исправляют их. | Н.И. Вернадский писал: «Климат – это отец вод», поэтому прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим материал, изученный на прошлых уроках. а) 2-3 ученика работают по карточкам. Задание. Расшифровать климатограммы поясов Южной Америки. б) 3 ученика работают по картам атласа. Задание. Используя физическую и климатическую карты Южной Америки, проанализировать изменения климатических условий на материке в пределах климатических поясов. в) 3 ученика работают на компьютерах, отвечают на вопросы 1. Что общего, и какие различия в размещении климатических поясов у Африки и Южной Америки? 2. Сравните описание экваториального климата на сайте и по картам атласа. Объясните различия. http://www.svali.ru/climat/17/index.htm г) Остальным учащимся учитель предлагает выполнить практическую работу. Задание. (Работа с компьютерной программой из образовательной коллекции «География 7 класса. Наш дом – Земля»)
Отобразите на контуре климатообразующие факторы.
Вывод: Южная Америка – самый влажный материк Земли. | Объективная оценка своих знаний, умение оценивать других, выявлять места затруднения. | | |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1. Создание эмоционального настроя через просмотр видеофрагмента и его анализ. 2. Определение тематических рамок урока. | 1. Просмотр видеофрагмента 2. Анализ 3. Предложения вариантов темы урока. | Посмотрите видеоролик, определите какие объекты вы видели на экране. Итак, какие водные объекты вы видели?( реки, озера, водопады) Как их можно объединить в одно общие понятие? (внутренние воды - гидрография). Сегодня мы с вами совершим путешествие по водам Южной Америки. • Давайте определим цели нашего занятия, исходя из темы урока. Что мы должны сегодня узнать?( познакомиться с внутренними водами Южной Америки; составить характеристику рек, озер, водопадов) | 1.Формулировка темы урока. 2. Постановка цели и задач урока |
4. Открытие новых знаний. | Вступительное слово учителя. (рассказывает о ходе предстоящей работы). Координирует деятельность учащихся при изучении нового материала. | Определяют виды внутренних вод Южной Америки. Выявление компонентов природы которые влияют на воды материка, работа с картой, сайтами Интернет заполнение таблицы в тетради. Чтение учебника, атласа. | Учащиеся заслушивают общие сведения о внутренних водах Южной Америки. («Диктор», программа «География 7кл. Наш дом – Земля»). Посмотрите на физическую карту Южной Америки и покажите крупные речные системы. (Амазонка, Парана, Ориноко, Парагвай, Уругвай). Ребята, сток в Атлантический океан в 12 раз превышает сток в Тихий, а бассейны внутреннего стока занимают незначительную площадь в Андах. Давайте обратимся еще раз к словам Н.И. Вернадского: «Климат – это отец вод», а еще говорят: «Реки – зеркало климата». Чтобы ответить на этот вопрос учитель предлагает учащимся определить по климатической карте ход июльских изотерм (зимних). (Т.к. даже для крайнего юга они положительные – питание рек дождевое, а снега и ледники могут питать реки лишь там, где горы поднимаются выше снеговой линии). Давайте посмотрим на экран
На Гвианском плоскогорье, на реке Чурун, притоке Карони, впадающей в Ориноко, находится самый высокий водопад мира Анхель. http://nature.1001chudo.ru/venezuela_798_gallery.html А на притоке Параны – водопад Игуасу, также являющийся одним из крупнейших водопадов мира. (На экране проектируется слайд с изображением Водопада Игуасу) Вывод (учитель): Преобладание в рельефе равнин (в том числе низменностей и плоскогорий) и экваториально – субэкваториальных типов климата, обуславливают господство дождевого источника питания рек, а дождевой сток составляет 80% общего стока. В верховьях рек образуются крупные пороги и водопады. Материк богат гидроресурсами. Учащиеся смотрят видеофрагмент с диска «География 7кл. Наш дом - Земля». После просмотра видеофрагмента характеристику Амазонки дает ученик, получивший опережающее задание. Прослушивают сообщение об Амазонке (опережающее задание). http://rekamazonka.ru/foto.html После сообщения ученика учащиеся выполняют следующие практические работы по контурной карте: 1) подписывают названия рек, а у Амазонки и крупнейшие притоки; 2) отмечают и подписывают водопады; 3) синим карандашом обводят бассейн Амазонки, а зеленым – Амазонскую низменность. Посмотрите еще раз на физическую карту материка. Озер в Южной Америке мало. На севере есть озера – лагуны, в Южных Андах небольшие озера ледникового и вулканического происхождения. Найдите на карте высокогорное озеро Титикака (на языке индейцев «Свинцовая вода»). На экране проектируется слайд с диска «География 7кл. Наш дом – Земля» Легенды инков о затопленных сокровищах озера Титикакка издавна волновали воображения историков, археологов и искателей кладов. По легенде, инки, собрав все золото, отлили из него огромную цепь и , чтобы сокровище не досталось врагу – испанским конквистадорам, сбросили ее в озеро, которое считали бездонным. И только экспедиции Жака Ив Кусто, располагавшей двумя подводными лодками-малютками, после восьминедельных поисков удалось установить, что озеро Титикака не имеет тайн, а его глубина 320м. Фотоэкскурсия по озеру Титикака + сообщение ученика (опережающее задание) http://www.cochevoy.narod.ru/peru.html По желанию просмотреть фильмы: А) об озере Титикака А) http://video.mail.ru/mail/mcgregor-ne/295/3209.html Б) Великая Амазонка Б) http://narod.ru/disk/743558000/BBC.%D0%94%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%2002%20-%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0.avi.html | 1. Выяснять места затруднений. 2. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. 3. Строить логичные рассуждения, сопоставлять факты. 4. Представлять информацию о работе. |
5.Физкультминутка | Организация физкультминутки | Выполняют упражнения по руководством учителя | Антарктида – белый край! Всё за мною повторяй! Руки вверх, теперь стряхни, Шире, ниже опусти! Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой! Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, о суровых холодах! Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками повертеть, Шесть - на место тихо сесть. | |
6.Закрепление знаний, проверка, самопроверка. | 1. Организация диалога направленного на выявление причины затруднения. 2. Предложение задания для взаимоконтроля (работа с тестом). 3. Организация взаимопроверки. | 1. Проанализировали проблему с опорой на имеющиеся знания. 2. Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения). 3.Работа с тестами 4. Взаимопроверка. | Ребята перед вами мини тесты. Ответьте на вопросы в течении 3 минут. Обменяйтесь заданиями с соседом по парте и проверьте. | Устно проговаривать моменты затруднения Моментальная проверка (соседи по парте обменялись работами) и выставление оценок (1 ошибка – один балл). |
8. Рефлексия | 1. Организация итогового диалога. 2. Выводы по итогам работы на уроке. | 1. Самооценка. 2.Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. 3. Фиксирование результатов работы на уроке. | Вспомните то, о чем мы вели речь на уроке и выскажите свое мнение, Ответ начинайте с фразы: Мне было интересно… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Я узнал… Я понял, что могу… Мне понравилось… Для меня стало новым… Меня удивило… Мне захотелось…
В конце урока предложено каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. | 1. Самооценка своим действиям. 2. Уметь оценивать других. 3. Строить логичные рассуждения, сопоставлять факты. |