Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Погореловская средняя общеобразовательная школа»
Гидрологический практикум
«Дмитренкова криница: прошлое и настоящее»
для учащихся 6-8 классов.
Подготовила:
Кощина Елена Анатольевна,
учитель географии
МБОУ «Погореловская СОШ»,
Корочанский район,
С.Погореловка,
ул.Центральная,16а,
тел.8472256575
с.Погореловка-2017 год
Пояснительная записка.
Гидрологический практикум «Дмитренкова криница: прошлое и настоящее» разработан и проводится для учащихся 6-8 классов в конце учебного года (конец мая-начало июня) и рассчитан на два дня.
В данной методической разработке содержится комплексный мониторинг родника-Дмитренкова криница. Именно комплексный подход позволяет учащимся изучить взаимосвязь природных компонентов ( рельеф, горные породы, растительный и животный мир, антропогенное воздействие на изучаемую территорию) и сделать аналитический вывод .
Настоящее методическое пособие содержит практические рекомендации по проведению практикума для учащихся 6-8 классов, с указанием места, перечня необходимого оборудования и инструктивной карточки для каждой возрастной группы.
Проведение практикума состоит из 2 этапов:
1-исследовательские практические работы на местности
2- обработка полученных данных и составление отчетной документации( учащиеся 6 класса-в виде книги-отчета, ученики 7 класса- презентации, 8 класса-видеоролика).
Данный практикум рассчитан на 3 возрастные группы и вследствие этого отличается сложностью исследовательских работ и используемым оборудованием.
Перед проведением гидрологического практикума обязательно проводится инструктаж о правилах поведения на дороге, в лесу, около водоемов и общее знакомство с планом проведения практической части исследований.
Предварительно класс делится на группы с учетом интересов учащихся: историки, картографы, гидрологи, почвоведы, экологи. Каждая группа получает необходимый набор оборудования, инструктивную карту.
Цель проведения гидрологического практикума «Дмитренкова криница: прошлое и настоящее» : способствовать получению учащимися более глубоких знаний учебно- краеведческого характера в результате проведения практических работ на местности.
Задачи:
-заняться более углубленно изучением местных родников, криниц, рек
-познакомиться с историческими фактами, архивными документами, рассказами сторожил по теме исследования
-организовать проведение практических работ с использованием необходимого оборудования для выявления экологического состояния родника
-оформить полученные результаты исследования с возможностью дальнейшего использования данного материала на уроках географии, биологии, истории и во внеурочной деятельности.
Необходимый перечень оборудования дан для каждой возрастной группы.
При проведении практикума используются следующие методы работы: словесные , практические , наблюдение, эксперимент, теоретический анализ.
Содержание практикума для 6-8 классов отличается сложностью и объемом проводимых исследований, но теоретическая база исторических сведений одна- ее сбор заранее поручается группе учеников- историкам. Данная методическая разработка посвящена изучению Дмитренковой криницы и обзор исторических фактов выглядит следующим образом:
Дмитренкова криница.
«На границе Погореловского и Проходенского сельских поселений находится «Дмитренкова» криница. По легенде в то далекое время (18 век), когда однажды ранним утром женщины пришли на родник полоскать белье, то в нем они увидели икону Божьей Матери. Побежали к священнику Погореловской Троицкой церкви и рассказали о чуде.
И с тех времен, ежегодно, в пятницу перед праздником Святой Троицы, на кринице совершается водосвятие.
Чудодейственная сила воды излечивает женщин, страдающих бесплодием.
Существует легенда, если до восхода солнца омыть тело родниковой водой и надеть новую одежду, оставив старую у родника, получишь исцеление.
Когда после установления Советской власти, шла борьба с религиозными предрассудками, криницу, чтобы туда не ходили люди, засыпали навозом.
Однако утром, придя на криницу, все увидели. Что вода в ней бежит чистая, а навоз лежит на верху , рядом.
Чудотворная сила воды из «Дмитренковой криницы» исцеляет и по сей день.
Из уст в уста много веков подряд передается легенда о кринице, а люди живым потоком едут к ней в надежде на исцеление и получают его.»
Далее учащиеся проводят исследования по группам по инструктивным карточкам, используя необходимое оборудование.
Ход занятий.
Гидрологический практикум «Дмитренкова криница»
для учащихся 6 класса.
Цель: научить учащихся работать с компасом, определять свой средний шаг, расстояние, азимут, определять вкусовые качества воды источника и её жесткость, температуру воды.
Оборудование: компас, термометр, планшет, стакан, мыло, тетради, карандаши.
Инструктивная карта.
историки | картографы | гидрологи | экологи |
1.Собрать исторические сведения. 2. Подготовить доклад. | 1.Измерить расстояние между заданными объектами, азимут. 2.Выбрать масштаб. 3.Составить план местности. 4.Обозначить на плане объекты условными знаками. | 1.Определить температуру воды в источнике. 2.Определить прозрачность воды(в стакане с водой растворить мыло –если мыло хорошо растворяется, значит в воде нет извести и она «мягкая»). 3.Определить вкусовые качества воды. | 1.Собрать гербарий растений с данной территории. 2. Оценить экологическую обстановку данной местности. |
Гидрологический практикум «Дмитренкова криница»
для учащихся 7 класса.
Цель: научить учащихся составлять азимутальную съемку, делать анализ почвенного разреза, проводить гидрологические исследования и мониторинг окружающей среды.
Оборудование: компас, планшет, лист бумаги, нивелир, лопаты, метр, дощечка для определения механического состава почвы, нож, веревка с белым диском для определения прозрачности воды, термометр.
Инструктивная карта.
историки | картографы | почвоведы | гидрологи | экологи |
1.Собрать исторические сведения. 2. Подготовить доклад | 1.Выбрать масштаб. 2.Составить план местности на планшете, используя нивелир. 3.Обозначить на плане объекты условными знаками | 1.Сделать почвенный разрез склона холма глубиной 1 м. 2.Укрепить на стенке метр. 3.Описать разрез по плану: -почвенные горизонты и их мощность -рисунок - окраска -механический состав почвы -визуально определить структуру - ножом определить плотность почвы -влажность -плодородие | 1.Определить температуру воды в источнике. 2.Определить прозрачность воды(в стакане с водой растворить мыло мыло –если мыло хорошо растворяется, значит в воде нет извести и она «мягкая»). 3.Определить вкусовые качества воды. 4.Определить глубину воды источника. 5.Определить урез воды. | 1.Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира. 2.Определить видовой состав деревьев, кустарников и трав. 3.Оценить степень антропогенного воздействия на данную территорию. 4.Составить карту экологической ситуации. 5.Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению ситуации. |
*Примечание.
1.Определение механического состава почвы.
Из каждого горизонта берется образец и смачивается водой, скатывается «колбаска»
Сворачивается легко в кольцо-глина
Незначительные трещины-тяжелый суглинок
«колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается- легкий суглинок
Не скатывается «колбаска»- супесь
2. Определение прозрачности воды.
Она определяется белым диском, подвешенным на размеченную веревку. Глубина, на которой диск становится невидимым и является показателем прозрачности воды.
3.Определение видового состава растительного мира.
Вычислить % каждого вида деревьев, кустарников, трав
Оценка состояния визуальным методом
Выделить преобладающие виды
4. Составление экологической карты местности выполняется при помощи цветовой гаммы
-отличное- зеленый
-хорошее- желтый
-удовлетворительное- синий
-неудовлетворительное- красный
Гидрологический практикум «Дмитренкова криница»
для учащихся 8 класса.
Цель: закрепить навыки картографирования , описания почвенного разреза, гидрологических и экологических исследований.
Оборудование: компас, планшет, лист бумаги, нивелир, лопаты, метр, дощечка для определения механического состава почвы, нож, веревка с белым диском для определения прозрачности воды, термометр.
Инструктивная карта.
историки | картографы | почвоведы | гидрологи | экологи |
1.Собрать исторические сведения. 2. Подготовить доклад. | 1.Выбрать масштаб. 2.Составить план местности на планшете, используя нивелир. 3.Обозначить на плане объекты условными знаками | 1.Сделать почвенный разрез склона холма глубиной 1 м. 2.Укрепить на стенке метр. 3.Описать разрез по плану: -почвенные горизонты и их мощность -рисунок - окраска -механический состав почвы -визуально определить структуру - ножом определить плотность почвы -влажность -плодородие 4. Сделать выводы. | 1.Определить температуру воды в источнике. 2.Определить прозрачность воды(в стакане с водой растворить мыло мыло –если мыло хорошо растворяется, значит в воде нет извести и она «мягкая»). 3.Определить вкусовые качества воды. 4.Определить глубину воды источника. 5.Определить урез воды. 6. Построить профиль поперечного сечения . | 1.Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира. 2.Определить видовой состав деревьев, кустарников и трав. 3.Оценить степень антропогенного воздействия на данную территорию. 4.Составить карту экологической ситуации. 5.Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению ситуации. |
Используемая литература.
1.А.Е.Ставровский,Внеклассная краеведческая работа, АПН РСФСР ,1977.
2.В.Р.Вильямс,Почвоведение,М.,1965.
3.Учебно- полевая практика по географии, Учпедгиз, 1951.
4.Щербаков А.И. «Краеведческая работа по географии», Просвещение.,1959.