СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гидрологический практикум для 6-8 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Гидрологический  практикум «Дмитренкова криница: прошлое и настоящее»  разработан и проводится  для учащихся 6-8 классов в конце учебного года (конец мая-начало июня) и рассчитан на два дня.

  В данной методической разработке содержится комплексный мониторинг родника-Дмитренкова криница. Именно комплексный подход позволяет учащимся изучить взаимосвязь природных компонентов (  рельеф, горные породы, растительный и животный мир, антропогенное воздействие на изучаемую территорию) и сделать аналитический вывод .

  Настоящее методическое пособие содержит  практические рекомендации по проведению практикума для  учащихся 6-8 классов, с указанием места, перечня необходимого оборудования и инструктивной карточки для каждой возрастной группы.

Просмотр содержимого документа
«Гидрологический практикум для 6-8 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Погореловская средняя общеобразовательная школа»













Гидрологический практикум

«Дмитренкова криница: прошлое и настоящее»

для учащихся 6-8 классов.















Подготовила:

Кощина Елена Анатольевна,

учитель географии

МБОУ «Погореловская СОШ»,

Корочанский район,

С.Погореловка,

ул.Центральная,16а,

тел.8472256575



с.Погореловка-2017 год

Пояснительная записка.

Гидрологический практикум «Дмитренкова криница: прошлое и настоящее» разработан и проводится для учащихся 6-8 классов в конце учебного года (конец мая-начало июня) и рассчитан на два дня.

В данной методической разработке содержится комплексный мониторинг родника-Дмитренкова криница. Именно комплексный подход позволяет учащимся изучить взаимосвязь природных компонентов ( рельеф, горные породы, растительный и животный мир, антропогенное воздействие на изучаемую территорию) и сделать аналитический вывод .

Настоящее методическое пособие содержит практические рекомендации по проведению практикума для учащихся 6-8 классов, с указанием места, перечня необходимого оборудования и инструктивной карточки для каждой возрастной группы.

Проведение практикума состоит из 2 этапов:

1-исследовательские практические работы на местности

2- обработка полученных данных и составление отчетной документации( учащиеся 6 класса-в виде книги-отчета, ученики 7 класса- презентации, 8 класса-видеоролика).

Данный практикум рассчитан на 3 возрастные группы и вследствие этого отличается сложностью исследовательских работ и используемым оборудованием.

Перед проведением гидрологического практикума обязательно проводится инструктаж о правилах поведения на дороге, в лесу, около водоемов и общее знакомство с планом проведения практической части исследований.

Предварительно класс делится на группы с учетом интересов учащихся: историки, картографы, гидрологи, почвоведы, экологи. Каждая группа получает необходимый набор оборудования, инструктивную карту.

Цель проведения гидрологического практикума «Дмитренкова криница: прошлое и настоящее» : способствовать получению учащимися более глубоких знаний учебно- краеведческого характера в результате проведения практических работ на местности.

Задачи:

-заняться более углубленно изучением местных родников, криниц, рек

-познакомиться с историческими фактами, архивными документами, рассказами сторожил по теме исследования

-организовать проведение практических работ с использованием необходимого оборудования для выявления экологического состояния родника

-оформить полученные результаты исследования с возможностью дальнейшего использования данного материала на уроках географии, биологии, истории и во внеурочной деятельности.

Необходимый перечень оборудования дан для каждой возрастной группы.

При проведении практикума используются следующие методы работы: словесные , практические , наблюдение, эксперимент, теоретический анализ.

Содержание практикума для 6-8 классов отличается сложностью и объемом проводимых исследований, но теоретическая база исторических сведений одна- ее сбор заранее поручается группе учеников- историкам. Данная методическая разработка посвящена изучению Дмитренковой криницы и обзор исторических фактов выглядит следующим образом:

Дмитренкова криница.

«На границе Погореловского и Проходенского сельских поселений находится «Дмитренкова» криница. По легенде в то далекое время (18 век), когда однажды ранним утром женщины пришли на родник полоскать белье, то в нем они увидели икону Божьей Матери. Побежали к священнику Погореловской Троицкой церкви и рассказали о чуде.

И с тех времен, ежегодно, в пятницу перед праздником Святой Троицы, на кринице совершается водосвятие.

Чудодейственная сила воды излечивает женщин, страдающих бесплодием.

Существует легенда, если до восхода солнца омыть тело родниковой водой и надеть новую одежду, оставив старую у родника, получишь исцеление.

Когда после установления Советской власти, шла борьба с религиозными предрассудками, криницу, чтобы туда не ходили люди, засыпали навозом.

Однако утром, придя на криницу, все увидели. Что вода в ней бежит чистая, а навоз лежит на верху , рядом.

Чудотворная сила воды из «Дмитренковой криницы» исцеляет и по сей день.

Из уст в уста много веков подряд передается легенда о кринице, а люди живым потоком едут к ней в надежде на исцеление и получают его.»

Далее учащиеся проводят исследования по группам по инструктивным карточкам, используя необходимое оборудование.

Ход занятий.

Гидрологический практикум «Дмитренкова криница»

для учащихся 6 класса.

Цель: научить учащихся работать с компасом, определять свой средний шаг, расстояние, азимут, определять вкусовые качества воды источника и её жесткость, температуру воды.

Оборудование: компас, термометр, планшет, стакан, мыло, тетради, карандаши.

Инструктивная карта.

историки

картографы

гидрологи

экологи

1.Собрать исторические сведения.

2. Подготовить доклад.

1.Измерить расстояние между заданными объектами, азимут.

2.Выбрать масштаб.

3.Составить план местности.

4.Обозначить на плане объекты условными знаками.

1.Определить температуру воды в источнике.

2.Определить прозрачность воды(в стакане с водой растворить мыло –если мыло хорошо растворяется, значит в воде нет извести и она «мягкая»).

3.Определить вкусовые качества воды.

1.Собрать гербарий растений с данной территории.

2. Оценить экологическую обстановку данной местности.





Гидрологический практикум «Дмитренкова криница»

для учащихся 7 класса.

Цель: научить учащихся составлять азимутальную съемку, делать анализ почвенного разреза, проводить гидрологические исследования и мониторинг окружающей среды.

Оборудование: компас, планшет, лист бумаги, нивелир, лопаты, метр, дощечка для определения механического состава почвы, нож, веревка с белым диском для определения прозрачности воды, термометр.

Инструктивная карта.

историки

картографы

почвоведы

гидрологи

экологи

1.Собрать исторические сведения.

2. Подготовить доклад

1.Выбрать масштаб.

2.Составить план местности на планшете, используя нивелир.

3.Обозначить на плане объекты условными знаками

1.Сделать почвенный разрез склона холма глубиной 1 м.

2.Укрепить на стенке метр.

3.Описать разрез по плану:

-почвенные горизонты и их мощность

-рисунок

- окраска

-механический состав почвы

-визуально определить структуру

- ножом определить плотность почвы

-влажность

-плодородие

1.Определить температуру воды в источнике.

2.Определить прозрачность воды(в стакане с водой растворить мыло мыло –если мыло хорошо растворяется, значит в воде нет извести и она «мягкая»).

3.Определить вкусовые качества воды.

4.Определить глубину воды источника.

5.Определить урез воды.

1.Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира.

2.Определить видовой состав деревьев, кустарников и трав.

3.Оценить степень антропогенного воздействия на данную территорию.

4.Составить карту экологической ситуации.

5.Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению ситуации.

*Примечание.

1.Определение механического состава почвы.

Из каждого горизонта берется образец и смачивается водой, скатывается «колбаска»

  • Сворачивается легко в кольцо-глина

  • Незначительные трещины-тяжелый суглинок

  • «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается- легкий суглинок

  • Не скатывается «колбаска»- супесь

2. Определение прозрачности воды.

Она определяется белым диском, подвешенным на размеченную веревку. Глубина, на которой диск становится невидимым и является показателем прозрачности воды.

3.Определение видового состава растительного мира.

  • Вычислить % каждого вида деревьев, кустарников, трав

  • Оценка состояния визуальным методом

  • Выделить преобладающие виды

4. Составление экологической карты местности выполняется при помощи цветовой гаммы

-отличное- зеленый

-хорошее- желтый

-удовлетворительное- синий

-неудовлетворительное- красный













Гидрологический практикум «Дмитренкова криница»

для учащихся 8 класса.

Цель: закрепить навыки картографирования , описания почвенного разреза, гидрологических и экологических исследований.

Оборудование: компас, планшет, лист бумаги, нивелир, лопаты, метр, дощечка для определения механического состава почвы, нож, веревка с белым диском для определения прозрачности воды, термометр.

Инструктивная карта.

историки

картографы

почвоведы

гидрологи

экологи

1.Собрать исторические сведения.

2. Подготовить доклад.

1.Выбрать масштаб.

2.Составить план местности на планшете, используя нивелир.

3.Обозначить на плане объекты условными знаками

1.Сделать почвенный разрез склона холма глубиной 1 м.

2.Укрепить на стенке метр.

3.Описать разрез по плану:

-почвенные горизонты и их мощность

-рисунок

- окраска

-механический состав почвы

-визуально определить структуру

- ножом определить плотность почвы

-влажность

-плодородие

4. Сделать выводы.

1.Определить температуру воды в источнике.

2.Определить прозрачность воды(в стакане с водой растворить мыло мыло –если мыло хорошо растворяется, значит в воде нет извести и она «мягкая»).

3.Определить вкусовые качества воды.

4.Определить глубину воды источника.

5.Определить урез воды.

6. Построить профиль поперечного сечения .

1.Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира.

2.Определить видовой состав деревьев, кустарников и трав.

3.Оценить степень антропогенного воздействия на данную территорию.

4.Составить карту экологической ситуации.

5.Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению ситуации.







Используемая литература.

1.А.Е.Ставровский,Внеклассная краеведческая работа, АПН РСФСР ,1977.

2.В.Р.Вильямс,Почвоведение,М.,1965.

3.Учебно- полевая практика по географии, Учпедгиз, 1951.

4.Щербаков А.И. «Краеведческая работа по географии», Просвещение.,1959.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!