Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников
Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход в образовании - это проявление личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).
Осуществляя гендерный подход, мы опираемся на основные принципы:
1. Принцип перспективной инициативы: гендерное воспитание направлено на подготовку ребенка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.
2. Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, чтобы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3.Принцип непрерывности (преемственности): гендерное воспитание
должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа.
4. Принцип доступности - правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребенка, его мировосприятию; исключать ложь - всегда правда, и только правда, но не вся; сведения о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.
5. Принцип единого подхода родителей, педагогов и
медицинских работников: общность взглядов на необходимость гендерного воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.
6. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер гендерного воспитания, как части системы собственно воспитания, социализации и образования.
7. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
8. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицание биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей, как представителей своего пола в разных видах детской деятельности.
Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ. Поэтому выстраивание модели образовательного пространства ведём по 4 направлениям:
1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе.
3. Построение соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
4. Построение модели педагогического процесса.
Работа с семьёй в нашем ДОУ носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью должны проводиться различные формы работы с родителями: конференции; консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек», «Как и во что, играют мальчики и девочки», творческие выставки, встречи с интересными людьми. У специалистов ДОУ родители могут получить индивидуальные консультации специалистов по воспитанию ребёнка дошкольника.
Существуют гендерные индикаторы в различных сферах жизнедеятельности девочек и мальчиков.
1. При организации непосредственно-образовательной деятельности нужно учитывать:
1.1. Гендерное содержание занятий, упражнений.
1.2. Активизация мальчиков и девочек.
1.3. Учет опыта мальчиков и девочек.
2. Среда обучения должна быть благоприятна и комфортна как для мальчиков,так и для девочек:
2.1. Благоприятный климат для мальчиков и девочек.
2.2. Признание равенства опытов мальчиков и девочек.
2.3. Отношение педагога к мальчикам и девочкам.
3.4. Позитивная трансляция гендерного опыта педагога.
3. В игровой деятельности обращать внимание на:
3.1. Распределение ролей.
3.2. Гендерную составляющую игр.
3.3. Процент игр, ориентированных на мальчиков и девочек.
3.4. Количество игрушек для мальчиков и девочек.
3.5. Возможность транслировать собственный опыт мальчиком и девочкой.
4. Физиологическая среда подразумевает:
4.1. Доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты).
4.2. Организация сна, питания и т. д.
5. В повседневной деятельности обязательно давать:
5.1. Возможность заниматься собой (мальчик/девочка).
5.2. Возможность удовлетворения своего интереса( хобби).
5.3. Возможности и способность сознательного участия в реализации интересов другого (мальчик-девочка; девочка-мальчик; девочка-девочка; мальчик-мальчик).
6. Во взаимоотношениях:
6.1. Ребенок - ребенок.
6.2. Ребенок - воспитатель.
6.3. Ребенок – родитель.
6.4. Ребенок - другой взрослый.
7. Позиции лидерства девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей наблюдаются:
7.1. В игре.
7.2. В обучении.
7.3. В повседневной деятельности.
7.4. Во взаимоотношениях (ребенок-ребенок; девочка-мальчик; мальчик-девочка).
8. Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности:
8.1. В семье.
8.2. В детском саду.
8.3. В социуме (улица, публичные места).
9. Соответствие гендерных навыков, умений, представлений как компетентность девочек и мальчиков должны развиваться через:
9.1. Гендерное поведение мальчиков.
9.2. Гендерное поведение девочек.
10. Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других видов деятельности должна предусматривать следующее:
10.1. Половая дифференциация. 10.2. Выбор партнера по играм и др. видам деятельности с учетом пола (девочка, мальчик). 10.3. Трансляция гендерных норм.
10.4. Соответствие позитивного смысла гендерных отношений.
10.5. Гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек.
11. Гендерное пространство детского сада, т. е. развивающая среда должна учитывать следующее:
11.1. Гендерная статистика (количество девочек и мальчиков в группах детского сада).
12. Дидактический материал, предлагаемый детям, должен иметь гендерную направленность и содержание:
12.1. Гендерное содержание методического материала.
12.2.Ггендерное содержание пособий, книг для дошкольников.
12.3. Иллюстрации в учебно-методическом материале с позиций их гендерной ориентированности.
12.4. Гендерная направленность методических пособий и книг.
Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством данных индикаторов позволяет педагогам создать условия для выстраивания гендерных отношений в детском саду и задаёт перспективу для гендерного развития девочек и мальчиков. Модель образовательного процесса должна быть выстроена таким образом, что бы при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении совместной деятельности педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.
Модель реализации гендерного подхода ориентирована на технологии гендерного воспитания, которые представлены интеграцией средств (народная игра, сказка, пословицы, поговорки, материнский фольклор); методов познавательно-развивающих (проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуации, диалогово-рефлексивных (игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики - девочки, театрально-игровых (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации, двигательно-образных (подвижные, символические игры, игры-состязания, модели, схемы) и форм организации деятельности (игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная).
Содержание представляем в специально-организованных видах деятельности: познавательные и этические беседы, развивающие ситуации, чтение художественной литературы и др.
Результатом гендерного подхода видим гендерную социализацию детей, вырастает культура поведения и общения детей, мальчики становятся более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам; повышается уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей, растет их творческий потенциал; родители воспитанников приобретают знания об особенностях воспитания детей.