Гендерные особенности организации этнокультурной деятельности детей дошкольного возраста
Содержание нравственных ценностей, передающихся от поколения к поколению, уже не является объектом заботы взрослых – все их внимание сосредоточено на социально-личностном развитии детей, столь актуальном в наши дни. На вопрос о том, какими же дети хотят быть в будущем, всё чаще звучит ответ: красивой женщиной, классным мужчиной. Многие из них просто не догадываются, что можно хотеть быть доброй и заботливой мамой, или мужественным и терпеливым папой.
Восточная мудрость гласит: «Дети – это не дети своих родителей. Это дети своего времени». Наше общество перестает постепенно понимать и осознавать половое воспитание как часть нравственного воспитания детей, потому что постепенно уходит в никуда само нравственное воспитание.
Гендерное воспитание дошкольников станет эффективным, если будут:
- учитываться потребности и интересы мальчиков и девочек, варьироваться формы педагогических воздействий,
- формироваться основы нравственных качеств мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности,
- использоваться механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (при чтении художественных произведений),
Преодолеваться разобщенность детей разного пола в старших группах детского сада, чему способствуют:
Формирование адекватных представлений не только о своей половой, но и социальной роли представителей противоположного пола и уважительного отношения к ней,
Совместность участия детей разного пола в воспитательной работе педагога по полоролевому развитию,
Инициирование сюжетно-ролевых игр
В нашем детском саду большое значение уделяется созданию предметно-развивающей среды:
развивающая среда целесообразна, информирована, настраивает на эмоциональный лад, что особенно важно в период формирования гендерной социализации, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет детям свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, на сохранение психического и физического здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир включает в себя: подборку настольно-печатных и дидактических игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, способствующие перевоплощению ребенка, мини-среду мужского и женского быта, содержащую оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений, уголок ряжения для девочек и мальчиков. Созданы «Автогородок» где собраны разнообразные машины, светофор, рули, фуражка регулировщика, «Рыбаки» - удочки, палатка, лодка, корабль и др., «Строители»- различные виды конструкторов: настольные и напольные, «Семья» - куклы, посуда, мебель, ванночки для купания, игрушки, животные, «Парикмахерская», «Спортсмены» и т.д. В уголке книги подобрана литература, в уголке изодеятельности раскраски для мальчиков и девочек. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Для детей младшего возраста характерным является воспроизведение предметных действий, манипулирование игрушками. Задачей воспитателей в этом случае является направление детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета.
Большое воспитательное значение имеют праздники и развлечения, проводимые в нашем саду. Использование игр для мальчиков «Солдатики», «Бабки», «Свинки» и девочек – хороводы, «Королевна», «Посею лебеду», чтение соответствующей детской литературы «Дикие лебеди», «Морозко», хореографические постановки «Богатыри», «Прялица» и др. оказывают большое влияние на воспитание качеств мужественности и женственности.
Таким образом, гендерное воспитание является важным направлением воспитательно-образовательной деятельности нашего детского сада.