СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Геоэкологические проблемы бассейна реки Ангара и их изучение в школьном курсе географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа. Описание состояния бассейна реки Ангары и применение этих знаний в школьном курсе.

Просмотр содержимого документа
«kursovaya_Skurikhinoy_Dari_42»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»

Факультет биологии, географии и химии

Кафедра экономической географии

Курсовая работа

«Геоэкологические проблемы бассейна реки Ангара и их изучение в школьном курсе географии»

Скурихина Дарья Андреевна

0501003.65 «География»

Научный руководитель:

Ст. преподаватель

Елин О.Ю.____________

_____________________

«____»_________2014 г.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Красноярск, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Физико-географическая характеристика

    1. Географическое положение……………..……………………………..5

    2. Рельеф и геологическое строение……………………………………..6

    3. Климат и воды……………………………………………………...…6-8

    4. Почвенно - растительный покров и животный мир…….………….8-9

    5. Хозяйственное использование……………………………………..9-13

Глава 2. Экологические проблемы и охрана природы.

    1. Экологические проблемы……………………………………..14-19

    2. Охрана природы………………………………………………..20-23

Глава 3. Особенности изучения бассейна реки Ангара в школьном курсе географии

3.1. Место изучения бассейна реки Ангара в базисном учебном плане общеобразовательного учреждения………………………………….24-26

3.2. Методика реализации изучения бассейна реки Ангара в школе26-39

Заключение……………………………………………………………………..40

Список используемых ресурсов…………………………………………….41-43







Введение

Актуальность выбранной темы в том, что сейчас происходит интенсивное развитие Нижнего Приангарья. В связи с этим, происходит ухудшение экологической обстановки бассейна реки Ангара. Увеличивается антропогенное воздействие на реку: используется ее гидроэнергетический потенциал, биологические ресурсы, а так производится забор воды для жилищно- бытовых нужд население - все эти составляющие приводят к загрязнению водного пространства реки. Следовательно, изучение ситуации геоэкологического состояния бассейна реки Ангара очень важно. Ведь от этого зависит будущее природы, население и экономики страны.

Цель: Выявить геоэклогические проблемы бассейна реки Ангара и рассмотреть возможности использования материалов курсовой работы в школьном курсе географии.

Объект: бассейн р. Ангара.

Предмет: экологические проблемы бассейна р. Ангара.

Задачи:

1) провести обзор литературы по изучаемой проблеме.

2) дать физико-географическую характеристику реки Ангара

3) проанализировать современную геоэкологическую обстановку бассейна реки Ангара

4) наметить пути решениея геоэкологических проблем бассейна р. Ангара.

Методы:

  1. Литературный.

  2. Статистический.

  3. Анализа.

  4. Картографический.





































Глава 1. Физико-географическая характеристика

1.1. Географическое положение

Ангара - одна из самых больших и уникальнейших рек Восточной Сибири, самый многоводный приток реки Енисей, единственная река, вытекающая из озера Байкал. Название происходит от бурятского слова "анга" : ангай, ангара, ангагар, ангархай - одинаково означают "разинутый", "открытый", "раскрытый", "зияющий", а также расселина, ущелье, промоина. Происхождение Ангары связано с характером морфологии долины реки у ее истока, напоминающем расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала. Впервые название "Ангара" упоминается в ХIII веке.[8]

Река Ангара расположена в Восточной Сибири, является правым притоком реки Енисей. Протекает Ангара по территории Иркутской области и Красноярского края России. Общая длина реки составляет 1779 км. Глубина реки достигает 10 м. Истоком является озеро Байкал, из которого Ангара вытекает мощным потоком шириною 1,1 км, глубиной до 1,8 - 1,9 м. Высота истока составляет 456 м. Средний расход воды в истоке - 1920 куб. м/сек (это около 61 куб. км в год)[22]. У города Лесосибирск река впадает в Енисей. Относится к рекам бассейна Серверного Ледовитого океана (рис 1).





Рис.1. Бассейн реки Ангара(красной линией показана граница бассейна) (http://megaribolov.ru/index.php/entsiklopediya-rybolova/opisanie-vodoemov/opisanie-rek/1575-angara, с доп. автора; дата обращения 12.05.2014)

1.2. Рельеф и геологическое строение

До сих пор ведутся споры о происхождении Ангары. Научные исследования указывают на то, что Ангара по геологическим меркам возникла недавно, а до этого сток из Байкала шел по другому пути. Одни исследователи оценивают возраст истока Ангары в 15-20 тысяч лет, другие - 60-70 тысяч лет. Причину образования Ангары одни исследователи видят в землетрясении, которое разрушило или привело к опусканию в этом месте Приморского хребта, другие - в повышении уровня Байкала и разрушении горных пород хребта водами озера. Интересна гипотеза, объясняющая происхождение Ангары существованием на ее месте русла древней реки, которой могли быть древние Баргузин, Верхняя Ангара или Селенга. Причем Селенга считается наиболее походящим кандидатом на эту роль, поскольку прибайкальские участки обеих рек морфологически связываются в единую систему, а долины Ангары и Селенги имеют похожее геологическое строение [12].

Зона Верхнего Приангарья характеризуется широкой полосой спокойного рельефа. Среднее Приангарье находится в южной части Средне-Сибирского плоскогорья. Местность изрезана глубокими долинами Ангары и ее притоков Оки, Илима, Чуны. Многочисленные выходы трапов образуют скалистые ущелья и каменные пороги. В нижнем течении Ангара течет в пределах Средне-Сибирского плоскогорья. Рельеф Красноярского Приангарья сильно пересеченный. Восточная и средняя части возвышаются более чем на 500 метров над уровнем моря. В нижней части бассейна Ангара и множество её притоков пересекают древний и сильно изрезанный Енисейский кряж. Средняя высота кряжа 800-900 метров, местами превышает 1000 метров [4].



1.3. Климат и воды

Климат в пределах бассейна реки - резко-континентальный, средняя температура января составляет -22,5°С, средняя температура июля +18°С, среднегодовое количество осадков 370 мм [3].

На территории бассейна около 51 тыс. рек общей протяжённостью 220 тыс. км (93% рек длиной менее 10 км). Средняя густота речной сети составляет 0,47 км/км2. Основные притоки - левые: Иркут, Китой, Белая, Ока с Исй, Кова, Мура, Тасеева; правые : Илим, Чадобец, Иркинеевка .Основным источником питания являются талые снеговые воды и в меньшей степени дождевые. Доля грунтового питания незначительна из-за распространения многолетней мерзлоты [11]. Выше Илима весеннего половодья не бывает. Водный режим Ангары зарегулировал озером Байкал и водохранилищами (Иркутское, Братское, Усть-Илимское, Богучанское). Сток из Байкала составляет около 43% годового объёма стока реки (140 км3).Водосборная площадь бассейна Ангары, включая озеро Байкал, 1039000 км²(рис.1). ½ бассейна приходится на озеро Байкал, остальная часть - на собственно Ангару. Среднегодовой расход воды в створе Иркутской ГЭС 1900 м3/с, Братской - 2720 м3/с, Усть-Илимской - 2970 мл/с, Богучанской ГЭС — 3450 м/с, близ устья (с. Татарка) - 4400 м3/с. Замерзает в нижнем течении в конце октября - начале ноября, на Братском и Усть-Илимском водохранилищах — в ноябре — декабре. В истоке Ангары и ниже плотин — полыньи длиной до нескольких десятков км; характерен осенний шугоход (движение всплывающего на поверхность внутриводного льда (шуги) [10]), мощные зажоры(скопление шуги, донного льда и других видов внутриводного льда в русле реки в период осеннего шугохода и в начале ледостава, мешающее движению воды по руслу и приводящее к подъему уровня воды). Вскрывается в первой половине мая. Воды отличаются невысокой мутностью (среднегодовая мутность в верховьях 20-30 г/м3). В бассейне реки около 6 тыс. озёр общей площадью 37,4 км2.Судоходна от истока до устья (с перерывами у плотин ГЭС)[20].

1.4. Почвенно - растительный покров и животный мир.

В районе бассейна реки преобладают дерново-подзолистые и дерново-подзолистые железистые почвы. В верховьях серые лесные, горные дерново- и перегнойно-карбонатные почвы(рис 2). В среднем течении горные дерново-таежные и горныне подзолистые почвы. Выделяются темно-серый верхний гумусовый горизонт и переходный к материнской породе. В почвах на траппах, богатых полуторными окислами, где гуминовые кислоты преобладают над фульвокислотами, кальций и магний выщелачиваются, и вокруг первичных минералов образуется железистая пленка, тормозящая подзолообразование. Такие почвы называют дерново-железисто-алюминиевыми . Широко распространены почвы многолетних мёрзлотных пород[7].

Рис.2.Дерново-подзолистые почвы (http://www.ecosystema.ru/08nature/soil/012t.htm, дата обращения 22.05.2011)

Растительность в бассейне Ангары представлена в основном сосновыми средне- и южно-таёжными центрально - сибирскими с лиственницей сибирской лесами. В верхнем течении ниже Иркутска южно- сибирско-монгольские степи. В среднем и нижнем течении темнохвойные горные леса южно- сибирские из ели сибирской и пихты сибирской.

В районе бассейна реки Ангара водятся крупные звери: кабарги, лоси, волки, рыси, медведи. Также здесь обитают редкие животные: голубая сорока, белая лазоревка, водяная ночница, филин, прыткая ящерица, пищуха

В Ангаре водится более 30 видов рыб: черный хариус, сибирская плотва, окунь, сибирский елец, таймень, ленок, стерлядь, сиг, тугун, форель, ротан, восточный лещ, байкальский омуль, сибирский хариус, щука, налим, бычки, карась, пелядь[1].



1.5. Хозяйственное использование

При относительно небольшой длине в 1779 км Ангара имеет значительный перепад высот (около 380 м) и, вследствие этого, большой гидроэнергетический потенциал. На реке были построены четыре гидроэлектростанции, которые формируют Ангарский каскад ГЭС (рис. 2): по порядку от истока — Иркутская, Братская , Усть-Илимска и Богучанская ГЭС [23]. В дальнейшем планируется постройка Нижнеангарского каскада ГЭС.













Рис.2 Ангарский каскад ГЭС (http://expert.ru/expert/2012/43/pobezhdennyij-strah-bolshih-proektov/media/166724/ , дата обращения 28.05.2014)

  • Ирку́тская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Ангаре в Иркутской области. Расположена в верхнем течении реки Ангара, является первой ступенью Ангарского каскада ГЭС. Среднегодовая выработка электроэнергии — 4,1 млрд кВт·ч. Часть электроэнергии идет на бытовые нужды населения,другая часть идет на промышленные нужды, в частности используется Иркутским алюминиевым заводом ;

  • Брастская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Ангара , расположена в городе Братск Иркутской области. Является второй, после Иркутской ГЭС, ступенью Ангарского каскада ГЭС. Среднегодовая выработка электроэнергии - 22,6т млрд кВт·ч Братская ГЭС очень важна для всей энергозоны Сибири. ГЭС стала основой Братского территориально-производственного комплекса. Большую часть электроэнергии станции (порядка 75 %) потребляет Братский алюминиевый завод (БрАЗ) ;

  • Усть -Илимская - гидроэлектростанция на реке Ангара в Иркутской области, в городе Усть-Илимск. Является третьей ступенью Ангарского каскада ГЭС, после Иркутской и Братской ГЭС. Среднегодовая выработка электроэнергии составляет 21,7 млрд кВт·ч. Усть-Илимская ГЭС играет важную роль в обеспечении устойчивости энергосистемы Сибири. Значительную часть электроэнергии ГЭС потребляют алюминиевые и лесохимические производства. ГЭС стала базой для создания Усть-Илимского территориально-производственного комплекса.

  • Богучанская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Ангара, у города Кодинска Красноярского края. Является четвертой ступень Ангарского каскада ГЭС. Среднегодовая выработка электроэнергии составляет 17,6 млрд кВт·ч. Богучанская ГЭС имеет большое значения для развития Нижнего Приангарья и Сибирского экономического региона; более половины электроэнергии планируется использовать на строящемся Богучанском алюминиевом заводе .Также электроэнергия будет использоваться строящимся Тайшетским алюминиевым заводом, существующими и перспективными промышленными предприятиями Нижнего Приангарья. Так же электроэнергию Богучанской ГЭС планируется использовать при освоении месторождений полезных ископаемых правобережья Ангары и юга Эвенкии,например таких как крупное Юрубчено-Тохомское нефтегазоконденсатное месторождение[15].

До строительства ГЭС безопасное судоходство было невозможно из-за порогов на реке, что являлось серьёзным препятствием в освоении региона. Проход судов был возможен в нижнем течении от Енисея до Богучанских порогов, а в верхнем течении от Байкала до Падунских порогов. На реке также осуществлялся плотовый сплав леса.

По состоянию на 2009 год речные перевозки возможны на четырёх изолированных участках:

  • ангарская часть Иркутского водохранилища без озера Байкал (52 км);

  • от плотины Братской ГЭС до Иркутской ГЭС (606 км);

  • Усть-Илимское водохранилище (292 км);

  • от Енисея до Богучанских порогов (445 км)[24].

После завершения Богучанской ГЭС — с водохранилищем длиной 375 км - стал возможен проход судов с низкой осадкой на всем протяжении реки, при том условии, что ангарские гидроузлы будут оборудованы шлюзами или судоподъемниками. Участок течения ниже Богучанских порогов до устья остаётся мелководным и недоступным для судов класса «река-море».

На берегах Ангары расположены города: Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Свирск, Братск, Усть-Илимск, Кодинск (Рис. 3).

Прочие населённые пункты: Мегет, Балаганск, Осиновка, Железнодорожный, Богучаны, Мотыгино, Говорково, Хребтовый, Шиверск, Гремучий, Ангарский, Иркинеево, Артюгино, Красногорьевский, Терянка [24].








Рис. 3. Населенные пункты, располагающиеся на реке Ангара(http://geosfera.info/evropa/russia/989-angara-reka-rossii.html, дата обращения 20.05.2014)



Глава 2. Экологические проблемы и охрана природы.

2.1. Экологические проблемы.

В последние годы в стране все больше внимания уделяется водноэкологическим проблемам, укреплению водоохранных органов, на которые возлагается большая ответственность по организации контроля за состоянием водной среды, предотвращению и устранению последствий загрязнения и истощения вод. В бассейне Ангары главными рабочими и координирующими органами являются следующие комитеты: Иркутский областной и Красноярский краевой комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. В их функции в первую очередь входит комплексное управление охраной вод и государственный контроль за их использованием, экологическая экспертиза проектных решений по строительству новых объектов, а так же реконструкции и расширению ныне действующих, выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, и использование водных ресурсов. Так же комитеты имеют право на ограничение или приостановление деятельности предприятий, нарушающих водоохранное законодательство, предъявление исков о возмещении вреда, причиненного водным объектам, обеспечение населения экологической информацией [27].

Для человека опасным для здоровья является использование загрязненных вод. Обстановка со сточными водами в бассейне Ангары представляется очень напряженной: на начало 1990-х годов в водные объекты сбрасывалось около двух кубических километров сточных вод. В настоящее время бассейн Ангары принимает приблизительно семь процентов ( это составляет около 3366,65 млн³) от общего объема загрязненных сточных вод России и превосходит по этому показателю все остальные бассейны страны, кроме бассейна Волги. Антропогенная нагрузка на Ангару значительно больше, чем на другие великие реки Сибири.

Экологическая обстановка усугубляется крайне неэффективной работой подавляющего большинства очистных сооружений. В водные объекты ангарского бассейна поступают тысячи тонн различных загрязняющих веществ, многие из которых являются токсичными. На бассейн реки Ангара, приходится свыше 11% от общего объема российского сброса нитратов, более 8% ртути, 7% цианидов, 6% фенолов. Основные источники загрязнения воды р. Ангары - промышленные сточные воды крупнейших предприятий региона. К приоритетным загрязнителям относятся фенолы, нефтепродукты, взвешенные вещества, органические загрязнители, азотсодержащие (органические и неорганические), тяжелые металлы, такие как ртуть, медь, свинец [13].

Концентрация промышленности на сравнительно небольшой территории, преимущественно на берегах р. Ангары, приводит к возникновению социально-экономических проблем, среди которых основное значение имеет ухудшение качества природных вод вследствие сбросов загрязнённых сточных вод. Основная часть сточных вод ангарского бассейна (около 90 % ) образуется в промышленности, причем, до 84% объема дают теплоэнергетика, целлюлозно-бумажная и гидролизная, химическая и нефтехимическая отрасли. Подобная структура сточных вод — следствие многолетней практики размещения в Приангарье крупнейших в стране и мире предприятий с ныне устаревшими и экологически вредными технологиями (в эксплуатации находится 75% устаревших технологий и 80% физически изношенного оборудования). Около 95% загрязненных сточных вод, образующихся в бассейне, сбрасывается непосредственно в Ангару и ее водохранилища[13]. Именно воздействие сточных вод, усиленное снижением самоочищающей способности ангарской водной системы из-за создания водохранилищ, привело к существенному загрязнению отдельных участков Ангары. Чтобы не допустить ничего подобного в будущем, необходима экологическая диагностика реки и ее водохранилищ [9].

















Рис. 4. Динамика изменения величины удельного комбинаторного индекса загрязнённости воды (УКИЗВ) реки Ангара.

1. Село Проспихино 2. Село Богучаны 3. Деревня Татарка



Режимные наблюдения за загрязнением воды реки осуществляется по гидрохимическим показателям: взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, азот аммонийный, азот нитритный, фенолы, нефтепродукты,соединения металлов: меди, цинка, марганца, железа и другие. Основной вклад в загрязнения реки вносят нефтепродукты и соединения металлов: железо, медь, цинк, алюминий и марганец [18] .

Согласно классификации воды по повторяемости случаев загрязненность по вышеперечисленным ингредиентам определяется как «характерная». Исключения составляет район д. Татарка, где по ионам цинка и железа общего загрязнения воды реки определяется как «устойчивая». 

В 2011 году значительно ухудшилось качество воды р. Ангара в районе с. Проспихино и с. Богучаны (рис 4). Удельный комбинаторный индекс загрязнённости воды перешел с класса 4 разряд «а» («грязная») в 4 класс разряд «б» и «в» («грязная» и «очень грязная») Величина УКИЗВ составила 4,44-4,38 (в 2010 году 4,01-3,73) . Наибольшую загрязненность воды на этом участке реки вносят соединения меди, цинка, алюминия и марганца[19].

Очень высоким качеством воды характеризуется исток Ангары и Иркутское водохранилище, где основную роль в формировании гидрохимического режима играют чистые воды Байкала. В нижнем бьефе Иркутской ГЭС Ангара обладает весьма благоприятными условиями разбавления стоков в силу больших и стабильных расходов воды, а самоочищающаяся способность реки даже улучшилась, благодаря интенсивному перемешиванию потока и свободному доступу кислорода в водную толщу в зимний период.

Однако уже выпуск сточных вод Иркутска приводит к резкому увеличению выше предельно допустимых концентраций (ПДК) содержания взвешенных веществ, таких как хлоридов, сульфатов, фенолов, нефтепродуктов, меди, смол и асфальтенов, органических веществ. Согласно методике Госкомгидромета, который проводит оценку качества поверхностных вод по индексу загрязнения воды (ИЗВ), воды Ангары ниже Иркутска относится к III классу качества. После сброса сточных вод Ангарска происходит увеличение концентрация нефтепродуктов, фенолов, меди, смол, асфальтенов и ряда других веществ, в связи с этим качество воды ухудшается и по индексу загрязнения находится на грани перехода от III к IV классу. Ниже выпуска стоков Усолья-Сибирского, наряду с возрастанием содержания многих уже упомянутых веществ, появляются так же высокотоксичные соединения ртути. Качество воды в начальной зоне Братского водохранилища еще более ухудшается и переходит в IV класс[17] (таб. 1).







Таблица 1

Классы качества вод в зависимости от значения индекса загрязнения воды

Класс качества воды

Качество вод

Значения ИЗВ

I

Очень чистые

до 0,2

II

Чистые

0,2–1,0

III

Умеренно загрязненные

1,0–2,0

IV

Загрязненные

2,0–4,0

V

Грязные

4,0–6,0

VI

Очень грязные

6,0–10,0

VII

Чрезвычайно грязные

10,0



Братское водохранилище, принимающее столь высокую нагрузку загрязненных стоков, играет роль своеобразного буфера, то есть отстойника загрязнений. Благодаря большому объему воды и значительной длине, вниз по течению от Свирска наблюдается улучшения качество. Если в створе Балаганска вода оценивается еще как умеренно-загрязненная (III класс), то в створе Заярска — уже как чистая (II класс). Однако, приплотинная часть водохранилища находится под влиянием нормативно-чистых стоков Братского ЛПК, несущих существенное количество загрязнений, таких как формальдегид, лигнин и качество воды здесь снова ухудшается до III класса. В нижнюю часть Братского водохранилища по Оке и Ие поступают также загрязнения.

В более сложном положении находится Усть-Илимское водохранилище.В результате накопления на дне загрязнителей в водохранилище образовалась большая зона устойчивого вторичного загрязнения, где нередки случаи экстремально высокого загрязнения по метилмеркаптану ( до 300-350 ПДК), сероводороду (100-200 ПДК), фенолам (15-50 ПДК), нефтепродуктам (20-35 ПДК). Качество воды ухудшается до V-VI класса (грязная и очень грязная, ИЗВ от 4 до 10). Ближе к плотине Усть-Илимской ГЭС качество воды постепенно улучшается, но «дотягивает» по принятой классификации лишь до III класса.

Основное влияние на Ангару в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС оказывают стоки Усть-Илимска, несущие множество загрязнений, в том числе токсичные. После их выпуска качество воды в реке снова снижается до V класса. Сравнительно высокая разбавляющая и самоочищающая способность многоводной Ангары благоприятствует улучшению качества воды вниз по реке. К Кежме и Кодинску вода очищается уже до III класса. На нижней Ангаре пока еще нет больших промышленных предприятий и сбросов сточных вод, поэтому река сохраняет III класс качества до самого устья и впадает в Енисей намного чище, чем была в среднем течении, в зоне водохранилищ( рис 5)[27].



Рис. 5. Качество вод Ангары и ее притоков.

(http://gigabaza.ru/doc/91585.html, дата обращения 20.05.2014)



2.2. Охрана природы.

На территории бассейна Ангары роль в охране водных ресурсов Приангарья играют бассейновые водохозяйственные управления — Ангаро-Байкальское (г.Иркутск) и Енисейское (г.Красноярск). К их функциям относятся:

  1. организация рационального использования вод во всех сферах хозяйственной деятельности;

  2. осуществление контроля за водопользованием и установлением водоохранных зон и прибрежных полос;

  3. сбор и систематизация сведений об использовании водных ресурсов, количестве и качестве сточных вод; предупреждение вредного воздействия вод (наводнений, разрушений берегов и т.д.).[24]

Контроль за выполнением мероприятий по предупреждению, ликвидации последствий загрязнения водных объектов, используемых для нужд населения, осуществляют органы санитарно-эпидемиологического надзора. В сферу входят решения следующих задач: решение вопросов канализования; очистки и обезвреживания сточных вод; регулярные проверки санитарного состояния водных объектов в местах водозаборов и качества питьевой воды в водопроводах.

Большую просветительскую экологическую работу проводит в Нижнем Приангарье Общественный комитет спасения Ангары и социальной справедливости. Для улучшения экологической обстановки бассейна реки Ангара необходимо

  1. строительство и реконструкция очистных сооружений на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства.

  2. совершенствование нормирования воздействия на водные объекты, установление норм допустимого воздействия на водные объекты;

  3. внедрение водосберегающих технологий, расширение использования замкнутых систем водоснабжения на промышленных предприятиях;

  4. разработка новых и актуализация действующих правил комплексного использования вод водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада гидроэлектростанций[21].

Программа «Чистая Ангара»

Цель комплексной программы научных исследований «Чистая Ангара» -определение приоритетных направлений в решении задач улучшения экологического состояния Ангары и ее водохранилищ с учетом природно-геогра-фических, хозяйственно-технологических и социально-экономических условий и современных тенденций развития общества. Итогом работы должна стать оптимальная и реалистичная программа практических мероприятий по экологическому оздоровлению водных объектов ангарского бассейна.

Заказчиком программы выступает Иркутский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, а головным исполнителем (подрядчиком) - Иркутское представительство «Интерэко». К разработке программы привлечены специалисты институтов, контрольных водоохранных организаций.

Исходным блоком программы можно считать оценку современного экологического состояния Ангары и водохранилищ. В него вошли: гидрологические, гидрохимические, гидробиологические и ихтиологические исследования. Особое значение здесь имеет углубление изучения режима ангарских водохранилищ. Дело в том, что очень молодые экосистемы, которые в отличие от рек, быстро реагируют на изменения качества воды и поэтому могут служить надежными индикаторами нарушений в системе природных связей. Колебания в численности микроорганизмов, нарушения в соотношении видов, изменения в поведении и темпах развития рыб — все это информирует об уровне загрязнения среды, о серьезных изменениях экосистемы.

Ключевую роль в программе играет второй блок, который дает оценку источников воздействия на Ангару и ее водохранилища. Наиболее детально исследуются в нем такие вопросы как: загрязнения водных объектов сточными водами промышленности и населения городов, выявления связей между источниками загрязнения и качеством воды. Конечно, приоритетом является комплекс проблем, связанных с изучением степени природного режима Ангары каскадом водохранилищ.

Так же в программе особое внимание уделяется экологическим проблемы, которые возникают вследствие плотового лесосплава. Исследования сельскохозяйственных источников загрязнения содержат информацию о количестве пестицидов (ядохимикатов) и удобрений, выносимых с полей в водные объекты. В этом же блоке рассматривается проблема экстремальных водноэкологических ситуаций таких как аварий, радиационное загрязнение и др.

В блоке социально-экономических аспектов водно-экологических проблемах исследуются вопросы, связанные с питьевой водой , а именно качество, доступностьи влияние на здоровье человека.

Отдельным блоком выступает эколого-экономическая оценка водных ресурсов, которая связана с разработкой новых нормативов платы за водопользование. Большую актуальность представляет разделение платы по регионам, в зависимости от качества и дефицитности водных ресурсов, степени использования, затрат на эксплуатацию водохозяйственных сооружений, воспроизводство и охрану вод.

Последний блок включает разработку моделей функционирования экосистемы Ангары в современных и прогнозных условиях.

На данный момент программа находится на стадии разработки, но уже имеются первые научно-обоснованные рекомендации по улучшению экологического состояния Ангары. В ходе дальнейшей работы они будут, уточняться и конкретизироваться, но уже на данный момент становится ясно, что это будет работающая программа, подкрепленная финансами и обоснованная в научном плане [25].






















Глава 3. Особенности изучения бассейна реки Ангара в школьном курсе географии.

3.1. Место изучения бассейна реки Ангара в Базисном учебном плане общеобразовательного учреждения.

Река Ангара - одна из самых больших и полноводных рек Восточной Сибири. Вдоль ее берегов расположено большое количество населенных пунктов, в том числе и городов. Большую роль Ангара играет в экономической деятельности людей. Именно здесь расположен Ангарский каскад ГЭС, который определили отрасли специализации городов. Так же люди используют воды реки для своих бытовых нужд, и конечно же, в качестве транспортного пути. Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что река Ангара, вместе с ее многочисленными притоками, занимает большую роль в жизни людей, проживающих в границах ее бассейна.

Изучение бассейна реки Ангара в курсе школьной географии изучается на уровнях федерального, регионального и школьного компонентов (таб.2).

Таблица 2

Изучения бассейна реки Ангара в Базисном учебном плане

Название компонента

Класс

Тема, раздел

1

Федеральный

6

«Внутренние воды»

(характеристика рек, в том числе и Ангары).

8

«Внутренние воды России»

(подробное описание реки Ангара)

9

«Топливно - энергетический комплекс» Река Ангара встречается при учении гидроэлектростанций (ГЭС), а именно при изучении Ангарского каскада ГЭС

2

Региональный

5-8

«Природа и экология Красноярского края»

В школах, где возможно проведение практических работ непосредственно на р. Ангара, школьники ведут работы по изучению ледостава и ледохода на реке.

10-11

«Основы регионального развития Красноярского края»

Подробное изучение Ангары, с уклоном на геоэкологию («Влияние ГЭС на бассейн реки»)

3

Школьный компонент

9-10

На уровне школьного компонента бассейн реки Ангара может изучаться на факультативных занятий. Например:

1. «Прикладная практическая география»- география Ангары; ведутся практические работы по определению скорости течения, засорения бытовыми отходами и влияние ГЭС на реку.

2. «Географическая этика» - «Экологические проблемы Нижнего Приангарья», где подробно изучается антропогенное влияние на бассейн реки Ангара.

Так же данную тематику можно использовать при организации проектной деятельности и научно-исследовательской работы.




3.2. Методика реализации изучения бассейна реки Ангара в школе.

Рассмотрим более подробно применение данной темы на уровне школьного компонента. Данную тему можно использовать на факультативных занятий или в качестве тематики научно-исследовательской работы..

Для начала рассмотрим, что такое факультатив.

Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») — необязательный учебный предмет, изучаемый в школе по выбору ученика (БСЭ. 1969 -1978)

Факультатив – необязательный учебный курс или предмет, изучаемый учащимися средних учебных заведений по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний.

Из выше приведенного, можно сделать вывод, что факультатив это не обязательный школьный предмет, направленный на более глубокое изучение определенной темы.

Во всех общеобразовательных учреждениях существует учебный план, где для каждого предмета, преподаваемого в данной школе, указано, является он обязательным или факультативными. Федеральный базисный учебный план определяет, что предметы: русский язык, литература, иностранный язык (начиная со 2 класса), математика, ИЗО, музыка, труд, окружающий мир, физкультура являются обязательными.

Школы имеют право самостоятельно определять количество факультативных предметов.

Определено, что направленность факультативов может быть различной[14] (рис 6).


Рис. 6 . Схема направления факультативов

Учащиеся на факультативах повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к олимпиадам и конкурсам .В связи с этим выделят классификацию факультативных занятий по функциональному содержанию (таб.3).






Таблица 3

Функции факультативов

Функции

Характеристика

мотивирующая

удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве

общеобразовательная

создание условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций

профориентационная

предоставление учащимся большие возможности для “профессиональных проб”, что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению


Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь, при условии соблюдения руководством школы и учителями определенных управленческих и дидактических принципов.

1. Принцип самоопределения - учащихся предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы.

2. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся - оказывает влияние на выбор тематики факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

3. Принцип ресурсной обеспеченности - факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

4. Принцип вариативности форм факультативного обучения - это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

5. Принцип доступности  - предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне.

6. Принцип индивидуализации обучения - требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент.

7. Принцип двойственного характера образовательного процесса - предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях.

8. Принцип занимательности - при организации факультативного занятия от учителя требуется применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.

9. Принцип адаптивности педагогического процесса - предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.[26].

Ц

Цели:

елями факультативных занятий могут быть (рис.7):


Рис. 7. Схема «Цели факультативных занятий»

Факультативные занятия можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.

Существуют дидактические средства, применение которых на факультативных занятиях позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя:

  • «Презентация учащимися образовательных продуктов»: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решённых задач и т.п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт

  • «Эталонный продукт» - учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т.п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования.

  • «Похвала» - оценивание происходит не только с помощью баллов и оценок, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания

  • «Выставки и конференции» - выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности и др.

Следующий вид деятельности, в ходе которого можно предложить учащимся тематику реки Ангара, это научно- исследовательская работа.

Научная работа отличается от любой другой своей целью – получить новое научное знание. Именно в процессе этой работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о реальной действительности. Однако в науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему научное объяснение, показать его познавательное, теоретическое или практическое значение, а также предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления.

Теперь рассмотрим основные компоненты и этапы научной работы

Замысел исследования — это основная идея, лежащая в основе работы

В замысле исследования выстраиваются в ло­гический порядок:

  • цель, задачи, гипотеза исследования;

  • критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;

  • определяется последовательность примене­ния этих методов, порядок управления ходом экс­перимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов[6].

Этап

Характеристика

Первый

Первый этап работы включает в себя:

  • выбор проблемы и темы;

  • определение объекта и предмета, целей и задач;

  • разработку гипотезы исследования.

Разработка на первой этапе должна содержать:

  1. проблема исследования;

  2. тема;

  3. объект;

  4. предмет исследования (из предмета исследования вытекают его цель и задачи);

  5. Цель;

  6. Задачи(первая, вторая, третья);

  7. Формулировка гипотезы :

К гипотезе предъявляются определенные тре­бования:

  • включает одно основное положение, редко больше;

  • гипотеза должна со­ответствовать фактам, быть доказуемой и применяемой к широкому кругу явлений;

  • безупречное офор­мление, логическая простота и соблюдение преем­ственности.


Второй

Второй этап работы содержит:

  • выбор методов и разработку методики ис­следования;

  • проверку гипотезы;

  • непосредственно исследование;

  • формулирование предварительных выво­дов, их апробирование и уточнение;

  • обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.


Третий

Третий этап (заключительный) строится на ос­нове внедрения полученных результатов в прак­тику. Работа литературно оформляется.



Более подробно рассмотрим разработку этапов:

Первый этап:

Проблема исследования принимается как кате­гория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.

Тема — в ней отражается проблема в ее харак­терных чертах.

Объект — это совокупность связей, отноше­ний и свойств, которая служит источником для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и вклю­чает только те связи и отношения, которые под­лежат непосредственному изучению в данной ра­боте, устанавливают границы научного поиска.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точ­но, в смысловом отношении выражая то основ­ное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Первая задача, как правило, связана с выявле­нием, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структу­ры изучаемого объекта.

Вторая — с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья — со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной про­верки.

Четвертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практи­ческими аспектами работы, с проблемой управ­ления исследуемым объектом.

Формулировка гипотезы.

Формулируя гипотезу, важно опира­ть на формальные признаки хорошей гипотезы:

  1. адекватность ответа поставленному вопросу;

  2. правдоподобность;

  3. проверяемость.

Второй этап исследования носит ярко выра­женный индивидуализированный характер, не имея жестко поставленных правил и предписаний. И все же нужно придерживаться установленной программы, в которой отраженно:

  • какое явление изучается;

  • по каким показателям;

  • какие критерии оценки применяются;

  • какие методы исследования используются;

  • порядок применения тех или иных методов.


Третий этап  - внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформля­ется.

Литературное оформление материалов иссле­дования  - трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.

В работе по оформлению материалов иссле­дования следует придерживаться общих правил:

  1. Название и содержание глав, а также пара­графов должны соответствовать теме исследова­ния и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание парагра­фов - главу в целом.

  2. Первоначально, изучив материал для напи­сания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргу­ментации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провес­ти уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провес­ти редакторскую, стилистическую правку.

  3. Проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (биб­лиографию).

  4. Не допускать спешки с окончательной от­делкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некото­рые рассуждения и умозаключения, как показы­вает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несуще­ственными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое.

  5. Избегать наукообразности, игры в эруди­цию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией за­трудняют понимание мыслей исследователя, де­лают изложение излишне сложным. Стиль изло­жения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность.

  6. Изложение материала должно быть аргу­ментированным или полемическим, критикую­щим, кратким или обстоятельным, развернутым.

  7. Соблюдать авторские права.

  8. Перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выяв­ленные при апробировании[2].

Структурные компоненты исследовательского процесса 

Этап I. Общее ознакомление с проблемой ис­следования, определение ее внешних границ.

На этом этапе устанавливается уровень ее раз­работанности, перспективность. Исследователь должен ясно осознавать и мотивировать потреб­ности общества в знании по данной проблеме.

Этап II. Формулирование целей исследования.

Цели исследования должны конкретно фор­мулироваться и находить свое выражение в опи­сании того прогнозирующего состояния, в кото­ром желательно видеть объект исследования в со­ответствии с социальным заказом.

Этап III. Разработка гипотезы исследования.

Здесь осо­бенно велика роль аналогий, уровня развития ас­социативного мышления научного работника. Возможны и другие конструктивные способы по­строения гипотез: разработка множества вероят­ных «траекторий» движения объекта исследова­ния, в результате чего последний приобретает ка­чества, запланированные экспериментатором, если из всех возможных «траекторий» выяснена и реализована наилучшая.

Этап IV. Постановка задач исследования.

В процессе формулирования исследователь­ских задач, как правило, возникает необходи­мость в проведении констатирующего экспери­мента для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, пре­образующим. Проведение констатирующего экс­перимента позволяет довести разработку иссле­довательских задач до высокой степени опреде­ленности и конкретности.

Этап V. Вид преобразующего эксперимента и его организация.

Новый этап движения научного поиска насту­пает после формулирования исследовательских задач. Должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регу­лированию, так и допускающих хотя бы стабили­зацию. Из этого описания становится ясным вид, содержание, набор средств направленного преоб­разования объекта (процесса, явления) с целью формирования у него заранее заданных качеств.

Этап VI. Организация и проведение экспери­мента.

В процессе эксперимента исследователь обязан:

1) непрерывно поддерживать условия, обес­печивающие неизменность темпа и ритма проте­кания эксперимента, сходство и различие экспе­риментальных и контрольных групп;

2) варьировать и дозировать управляемые ус­ловия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;

3) систематически оценивать, измерять, клас­сифицировать и регистрировать частоту и ин­тенсивность текущих событий эксперименталь­ного процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые за­планированные характеристики;

4) параллельно эксперименту вести система­тическую первичную обработку фактического ма­териала с тем, чтобы сохранить его свежесть и до­стоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

Этап VII. Обобщение и синтез эксперименталь­ных данных.

На предшествующих этапах аналитическая стадия исследования закончилась. На этапе обоб­щения и синтеза экспериментальных данных на­чинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений и на этой основе экспе­риментально преобразованного.

Накопленный достаточный фактический ма­териал, частично уже систематизированный в про­цессе эксперимента, переходит во внутреннюю лабораторию ученого, в которой логические и формализованные методы исследования экспе­риментального материала приобретают первосте­пенное значение[5].

В качестве заключения к данной главе, приведем примерный план факультативного занятия, который реализуется в «Артюгинская СОШ № 8»

Факультатив по географии на тему: «Экология водной среды»


Тема

Цели

Задачи

Класс

Количество

часов

Основные разделы

Экология водной среды


1) формирование экологической культуры личности как регулятора отношений человека (общества) и природы;

2)вовлечение учащихся в деятельность по изучению и охране водных экосистем на основе знаний и умений.


1.Обеспечение школьников системой экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических);

2. развитие экологического сознания личности;


6

35

Физико-географическая характеристика р. Ангара

Использование вод р. Ангара население в хозяйственной деятельности

Источники загрязнение водной среды р. Ангара

Влияние Богучанской ГЭС на экологию речной системы Ангары

Анализ воды

Пути решения проблемы загрязнения вод р. Ангара




































Заключение

Река Ангара протекает по территории Среднесибирского плоскогорья. Истоком является озеро Байкал, а устьем - река Енисей. На протяжении 1779 км река несет свои воды по относительно равнинной территории, пересекая на своем пути кряжи и возвышенности. По берегам рек расположены многочисленные населенные пункты

Река Ангара играет важную роль в жизни населения, проживающего в границах ее бассейна. В формировании основных отраслей специализации значение гидроэнергетического потенциала Ангары занимает одно из ведущих мест. Возникновение Брасткого аллюминевого завода, строительство Богучанского аллюминевого завода -все это благодаря водам Ангары. Так же, благодаря строительству Ангарского каскада ГЭС у населения появилась возможность потребления дешевой электроэнергии.

Но, в связи с размещением в пределах бассейна Ангары «грязных» предприятий происходит значительное загрязнение вод реки .Качество воды по длине Ангары весьма неоднородно. Водохранилища играют роль своеобразных буферов-отстойников загрязнений, в связи с этим в них наблюдается образование зон вторичного загрязнения, а тенденция улучшение качества воды на выходе из водохранилищ быстро сменяется ухудшением в связи с выбросами очередных «порций» загрязненных стоков.

Реализация программы «Чистая Ангара» даст возможность улучшения геоэкологической обстановки бассейна реки Ангара.







Список используемой литературы

  1. Гаврилов А. М. Ангара. Большая Советская энциклопедия. 3-е издание. М.: Советская энциклопедия ,1969—1978. 627с.

  2. Герасимов И. Д.  Научное исследование. М.: Книга, 2007 . 202с.

  3. Кожов М.М. Пресные воды Восточной Сибири (бассейн Байкала, Ангары, Витима, верхнего течения Лены и Нижней Тунгуски). Иркутск : Иркут. обл. гос. изд-во, 1950. 368 с.

  4. Кожов М.М. Первая на Ангаре. Иркутск: Иркут. обл. гос. изд-во, 2012. 208с.

  5. Кузнецов И. Н. Научные работы: методика подготов­ки и оформления. Минск: Амалфея, 2000. 554 с.

  6. Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ООО «Элайда», 2001. 104 с.

  7. Мазуренко Г.В.: Ангара и Лена в Прибайкалье. Издательство: ГИМИЗ, 1959. 96 с.

  8. Мельхеев М. Н.:Географические названия Восточной Сибири.  Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1995.  320 с.

  9. Михайлов В.Н.: Гидрология: Учебник для вузов, 2-е изд. испр. М.: Высшая школа, 2007. 463 с.

  10. Пармузин Ю.П.: Словарь по физической географии. М: Просвещение,1994. 367с.

  11. Раковская Э.М. Давыдова М.И. :Физическая география России: Учебник для суд.пед.высш. учеб.заведений: в 2 ч. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001. Ч.2.304с.

  12. Фёдоров В. Н. Ангара. Большая Российская энциклопедия. Т. 2. М., 2005

  13. Шпейзер Г.М. Водно-экологический мониторинг и качество вод реки Ангары (под влиянием техногенеза) Изд-во Академии естествознания, М. №2, 2004. С. 138-140.

  14. Цветкова З.М. Особенности факультативных занятий для старшеклассников: учебник.М.: Высшая школа, 1983. 98 с.

  15. Богучанская ГЭС: экологические риски и безопастность.Сборник материалов. Красноярск: «Плотина-нет!» 2010. 41с.

  16. Геоэкология и природопользование понятийно - терминологический словарь . Смоленск, 2005,.576с.

  17. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области за 2011 год. Иркутск: Изд-во ООО «Форвард», 2012. 400 с

  18. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2011 год [ежегодный отчет]. Красноярск, 2012 г, С 180-182.

  19. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2012 год [ежегодный отчет]. Красноярск, 2013 г С. 174-179.

  20. Иркутск. Историко-краеведческий словарь редкол. Н. В. Бурдонова и др ; ред.-конс. А. В. Иоффе. Иркутск : Сиб. книга, 2011. 594 с.

  21. Концепция экологической политики Красноярского края до 2030 года. Информационный бюллетень « Красноярский край: Местное самоуправление» № 5 (93) (март 2013 года).

  22. Ангара

URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%E3%E0%F0%E0 (дата обращения 10.05.2014)

23.Ангарский каскад ГЭС

URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%E3%E0%F0%F1%EA%E8%E9_%EA%E0%F1%EA%E0%E4_%C3%DD%D1 (дата обращения 3.05.2014)

24.Река Ангара (бассейн реки Енисей)

URL: http://megaribolov.ru/index.php/entsiklopediya-rybolova/opisanie-vodoemov/opisanie-rek/1575-angara( дата обращения 28.04.2014)

25. Программа « Чистая Ангара»

URL: http://www.sibirk.ru/yekologiya/programma_chistaya_angara (дата обращения 28.04.2014)

26. Управление школой

URL http://festival.1september.ru/articles/594252/ ( дата обрашения 17.05.2014)

27. Экологические проблемы ангары и ее водохранилищ

URL: http://gigabaza.ru/doc/91585.html ( дата обращения 15.05.2014)



43



Просмотр содержимого презентации
«k_zaschite»

«Геоэкологические проблемы бассейна реки Ангара и их изучение в школьном курсе географии»   СКУРИХИНА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА      НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ: СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЕЛИН О.Ю., СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АСТРАШАБОВА М.С.

«Геоэкологические проблемы бассейна реки Ангара и их изучение в школьном курсе географии»

СКУРИХИНА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА

НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ: СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЕЛИН О.Ю.,

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

АСТРАШАБОВА М.С.

Цель : Выявить геоэклогические проблемы бассейна реки Ангара и рассмотреть возможности использования материалов курсовой работы в школьном курсе географии. Задачи:
  • Цель : Выявить геоэклогические проблемы бассейна реки Ангара и рассмотреть возможности использования материалов курсовой работы в школьном курсе географии.
  • Задачи:

1) провести обзор литературы по изучаемой проблеме.

2) дать физико-географическую характеристику реки Ангара

3) проанализировать современную геоэкологическую обстановку бассейна реки Ангара

4) наметить пути решениея геоэкологических проблем бассейна р. Ангара.

Содержание Глава 1. Физико-географическая характеристика 1.1.Географическое положение 1.2.Рельеф и геологическое строение 1.3.Климат и воды 1.4.Почвенно - растительный покров и животный мир 1.5.Хозяйственное использование 1.1.Географическое положение 1.2.Рельеф и геологическое строение 1.3.Климат и воды 1.4.Почвенно - растительный покров и животный мир 1.5.Хозяйственное использование Глава 2. Экологические проблемы и охрана природы. 2.1.Экологические проблемы 2.2.Охрана природы

Содержание

  • Глава 1. Физико-географическая характеристика

1.1.Географическое положение

1.2.Рельеф и геологическое строение

1.3.Климат и воды

1.4.Почвенно - растительный покров и животный мир

1.5.Хозяйственное использование

  • 1.1.Географическое положение 1.2.Рельеф и геологическое строение 1.3.Климат и воды 1.4.Почвенно - растительный покров и животный мир 1.5.Хозяйственное использование
  • Глава 2. Экологические проблемы и охрана природы.

2.1.Экологические проблемы

2.2.Охрана природы

  • 2.1.Экологические проблемы 2.2.Охрана природы
  • Глава 3. Особенности изучения бассейна реки Ангара в школьном курсе географии
  • 3.1. Место изучения бассейна реки Ангара в базисном учебном плане общеобразовательного учреждения
  • 3.2. Методика реализации изучения бассейна реки Ангара в школе26-39
Географическое положение   Река Ангара расположена в Восточной Сибири, является правым притоком реки Енисей. Протекает Ангара по территории Иркутской области и Красноярского края России. Истоком являет озеро Байкал, устьем река Енисей

Географическое положение

Река Ангара расположена в Восточной Сибири, является правым притоком реки Енисей. Протекает Ангара по территории Иркутской области и Красноярского края России. Истоком являет озеро Байкал, устьем река Енисей

  • Река Ангара расположена в Восточной Сибири, является правым притоком реки Енисей. Протекает Ангара по территории Иркутской области и Красноярского края России. Истоком являет озеро Байкал, устьем река Енисей
Ангарский каскад ГЭС

Ангарский каскад ГЭС

  • Иркутская ГЭС
  • Братская ГЭС
  • Усть-Илимска ГЭС
  • Богучанская ГЭС
Повторяемость случаев загрязненности Повторяемость, % Характеристика загрязненности воды [1; 10) Частный оценочный балл по повторяемости единичная [10; 30) неустойчивая [1,2) [30; 50) [2,3) устойчивая [50; 100] характерная [3,4) 4

Повторяемость случаев загрязненности

Повторяемость, %

Характеристика загрязненности воды

[1; 10)

Частный оценочный балл по повторяемости

единичная

[10; 30)

неустойчивая

[1,2)

[30; 50)

[2,3)

устойчивая

[50; 100]

характерная

[3,4)

4

10,0" width="640"

Классы качества вод в зависимости от значения индекса загрязнения воды

Класс качества воды

Качество вод

I

Значения ИЗВ

Очень чистые

II

Чистые

до 0,2

III

0,2–1,0

Умеренно загрязненные

IV

Загрязненные

V

1,0–2,0

2,0–4,0

Грязные

VI

Очень грязные

4,0–6,0

VII

6,0–10,0

Чрезвычайно грязные

10,0

Изменение величины удельного комбинаторного индекса загрязнённости воды (УКИЗВ) реки Ангара.    1 – село Просипихино 2 – село Богучаны 3 – деревня Татарака

Изменение величины удельного комбинаторного индекса загрязнённости воды (УКИЗВ) реки Ангара.

1 – село Просипихино 2 – село Богучаны 3 – деревня Татарака

Качество вод Ангары и ее притоков.

Качество вод Ангары и ее притоков.

Пути решения

Пути решения

  • строительство и реконструкция очистных сооружений на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства.
  • совершенствование нормирования воздействия на водные объекты, установление норм допустимого воздействия на водные объекты;
  • внедрение водосберегающих технологий, расширение использования замкнутых систем водоснабжения на промышленных предприятиях;
  • разработка новых и актуализация действующих правил комплексного использования вод водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада гидроэлектростанций
Место изучения бассейна реки Ангара в Базисном учебном плане общеобразовательного учреждения. Класс Тема, раздел 5-8 Природа и экология Красноярского края» В школах, где возможно проведение практических работ непосредственно на р. Ангара, школьники ведут работы по изучению ледостава и ледохода на реке. Так же ученики наблюдают и фисксируют чистоту вод реки . При возможности осуществляется экскурсии на ГЭС. 9 «Топливно - энергетический комплекс» Река Ангара встречается при учении гидроэлектростанций (ГЭС), а именно при изучении Ангарского каскада ГЭС

Место изучения бассейна реки Ангара в Базисном учебном плане общеобразовательного учреждения.

Класс

Тема, раздел

5-8

Природа и экология Красноярского края»

В школах, где возможно проведение практических работ непосредственно на р. Ангара, школьники ведут работы по изучению ледостава и ледохода на реке. Так же ученики наблюдают и фисксируют чистоту вод реки . При возможности осуществляется экскурсии на ГЭС.

9

«Топливно - энергетический комплекс» Река Ангара встречается при учении гидроэлектростанций (ГЭС), а именно при изучении Ангарского каскада ГЭС

класс Тема, раздел 10-11 «Основы регионального развития Красноярского края» Подробное изучение Ангары, с уклоном на геоэкологию («Влияние ГЭС на бассейн реки») На уровне школьного компонента бассейн реки Ангара может изучаться на факультативных занятий. Например: 1. «Прикладная практическая география»- география Ангары; ведутся практические работы по определению скорости течения, засорения бытовыми отходами и влияние ГЭС на реку. 2. «Географическая этика» - «Экологические проблемы Нижнего Приангарья», где подробно изучается антропогенное влияние на бассейн реки Ангара. Так же данную тематику можно использовать при организации проектной деятельности и научно-исследовательской работы.

класс

Тема, раздел

10-11

«Основы регионального развития Красноярского края»

Подробное изучение Ангары, с уклоном на геоэкологию («Влияние ГЭС на бассейн реки»)

На уровне школьного компонента бассейн реки Ангара может изучаться на факультативных занятий. Например:

1. «Прикладная практическая география»- география Ангары; ведутся практические работы по определению скорости течения, засорения бытовыми отходами и влияние ГЭС на реку.

2. «Географическая этика» - «Экологические проблемы Нижнего Приангарья», где подробно изучается антропогенное влияние на бассейн реки Ангара.

Так же данную тематику можно использовать при организации проектной деятельности и научно-исследовательской работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!