СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географические особенности экономики России .9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Географические  особенности экономики России"

Цель: создать условия для понимания структурных особенностей экономики России, способствовать развитию внимания, умения анализировать и делать выводы. Прививать интерес к изучению экономики страны.

Задачи:

1.     Познакомить с содержанием понятий “экономика”, “отрасль”, “структура”.

2.     Способствовать формированию умения работать с учебником, анализировать схемы и тематические карты, сравнивать и делать выводы.

3.     Развивать умение слушать и кратко фиксировать необходимую информацию.

Оборудование:

·         Медиапроектор, компьютер.

·         Презентация “Географические  особенности экономики России”.

·         Учебник.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-лекция.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-целевой.

Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России. А поэтому нам необходимо знать такие новые понятия, как “хозяйство”, “отрасль”, “структура”. Чтобы правильно управлять экономикой, нужно знать её структурные особенности. Основные вопросы мы рассмотрим в ходе работы с презентацией. Ваша задача не только внимательно слушать, но и зафиксировать основной материал лекции в тетради в виде записи определений, схем и рисунков. На работу отводится 20 минут.

II. Организационный.

Учащиеся в тетрадь записывают тему урока и план лекции (слайд № 1, 3).

Дальнейшая работа проходит по плану лекции:

v  Понятие экономики и её структуры.

v    Историко-экономические системы. 

       Региональные различия.

v    Структурные особенности экономики :

      а) производственная структура экономики

      б) отраслевая структура экономики

      в) функциональная структура экономики

1. Что такое экономика? (Слайд № 4)

§  ЭКОНОМИКА (от греч. Oikonomike — искусство ведения домашнего хозяйства)

§  Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.

§   Экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйство региона (экономику промышленности, экономику торговли и др.).

§  ХОЗЯЙСТВО – это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.

§  Хозяйство страны, или ее экономика – это совокупность всех предприятий, организаций и учреждений, на которых работают люди, используя при этом все виды ресурсов.

2.Важнейшие  показатели развития страны (Слайд № 5-7)

•          валовой внутренний продукт (ВВП) - показатель выражающий совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, выраженный в долларах США

•          производительность труда-  показатель эффективности труда, который измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции

3.Хозяйство страны (народное хозяйство),(экономика) (Слайд №8)

А) Совокупность природных и созданных руками человека богатств, которые используются людьми для обеспечения жизни и улучшения условий ее существования

Б) Взаимодействие людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из  средств труда (то, чем работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает)

4. Главная задача экономики (Слайд №9)

Обеспечить население продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.

5.Главные вопросы экономики (Слайд №10)

•          Что производить (какие товары и услуги, в каких количествах – пушки или масло)

•          Что производить (какие товары и услуги, в каких количествах – пушки или масло)

•          Для кого производить (как эти товары и услуги будут распределены, кому они предназначены)

6.КАК Устроено  хозяйство? (Слайд №11)

•          Предприятие - самостоятельная единица хозяйства, выполняющая различные виды экономической деятельности

 Промышленные предприятия (заводы и фабрики)

Сельскохозяйственные предприятия (фермы, птицефабрики)

Предприятия сферы обслуживания (магазины, парикмахерские и т.д.)

7.Понятие структуры (Слайд №12)   (от лат. structura — строение, расположение, порядок)

8.Как устроено хозяйство? (Слайд №13)    Хозяйство любой страны состоит из отраслей

9.Как устроено хозяйство? (Слайд №14)   Отрасль  - это

Совокупность всех отраслей составляет хозяйство (экономику) страны.

10.Виды структур  (Слайд №15) 

Ø   Производственная

Ø    Отраслевая

Ø    Функциональная

11. Производственная структура экономики (Слайд №16) 

Группа «А» - тяжелая Производство средств производства

Группа «Б» - легкая  Производство предметов потребления

12.Что  такое отраслевая структура хозяйства? (Слайд №17) 

13.Какие отрасли ведущие в производственной сфере? (Слайд 18) (пром., торговля и общест. питание, с/х)

14. Какие отрасли ведущие в непроизводственной сфере? (Слайд 19) (н\образов..культура и искусство; здравоохр.; управ., финансы и кредит)    

Все виды деятельности людей, работающих в сфере обслуживания, называются услуги.

15.Отраслевая структура (Слайд 20) состав, соотношение и связи между отраслями хозяйства

Отраслевая структура хозяйства стран мира (% от ВВП)

16.Отраслевая Структура хозяйства России(Слайд 21)    43-7-50

17.Структура Промышленности  (Слайд 22) (топливная пром., машиностр.. химич., электорэнерг.)

18. Функциональная структура (Слайд 23-24)  Функциональная структура отражает деление экономики на сектора   (РИСУНОК 21)

Хозяйство также делят на 4 сектора:

Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность.

Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.

Третичный сектор стал преобладающим в развитых странах. Это сфера непроизводственная - наука, финансовая сфера, информация, услуги.

Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор хозяйства. В России до сих пор преобладающей отраслью является промышленность, ведущей сферой – производственная. Россия отстает в развитии экономики технологически. У нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е. обрабатывающая промышленность.

 

19.Историко-экономические системы (рисунок 18) (Слайд 25-28)

Всю социально-экономическую историю человечества можно разделить на три этапа.

Доиндустриальный (аграрный). Большая часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве (Россия в XIX в.).

Индустриальный. Ведущей отраслью хозяйства является промышленность. (Развитые страны прошли этот этап в XIX веке и начале XX века. Россия сейчас находится на этом этапе развития.)

Постиндустриальный. Этап развития, при котором ведущими отраслями являются наука, информатика, связь, сфера услуг. Этот этап у России в будущем. На каждом этапе господствовала определённая социальная группа населения. Один этап от другого отделяется революцией.

20. Для географии особенно важен географический рисунок современного размещения и сочетания доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономики по районам России Сведения о региональных различиях в экономике России важны для выработки правильной региональной политики. (рисунок 19)   (Cлайд № 29)

Какие районы России находятся на доиндустриальном этапе развития?

На каком этапе развития экономики находятся Москва и Санкт-Петербург?

Какие районы России находятся на индустриальном этапе развития?

21.МК (Слайд №30-31)

Группы взаимосвязанных отраслей. частично перекрывающие друг друга.

22.Структура наукоемкости (Слайд №32)

23. (Слайд №33)

 

 

III.Первичное закрепление материала по вопросам. (Cлайд № 34)

1.Соотношение между различными отраслями промышленности:

по стоимости продукции, числу занятых или  по стоимости основных

производственных фондов…

2.Обеспечивает разнообразные бытовые и духовные потребности человека

3.Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или

учреждений, оказывающих однородные услуги.

4.Создает и распределяет материальные блага

5.Взаимодействие людей и средств производства: средств труда и

предметов труда

6.Все виды деятельности людей, работающих в сфере обслуживания.

7.Группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающие друг друга.

8.Совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей

работой потребности населения.

9.Показатель выражающий совокупную стоимость конечных товаров и услуг,

произведенных на территории страны за год, выраженный в долларах США.

10.Показатель эффективности труда, который измеряется количеством

времени, затраченного на производство единицы продукции

11. Самостоятельная единица хозяйства, выполняющая различные виды экономической деятельности

Отраслевая структуру, н.сфера, отрасль, п.сфера, народ.хоз-во, услуги, МК, хозяйство,

ВВП, производительность труда, предприятие.

(Слайд №35)

Ø  Что такое экономика?

Ø  Что вы понимаете под структурой экономики?

Ø  Что называется отраслью экономики?

Ø  Какие виды структур экономики вы знаете?

Ø  Каковы особенности доиндустриальной  экономики?

Ø  Для каких регионов России она характерна?

Ø  В каких регионах России формируется постиндустриальная  экономика?

Ø  Что отражает функциональная структура экономики?

1.Какие отрасли являются ведущими в производственной сфере? (Промышленность, торговля и общественное питание, сельское хозяйство.)

Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере? (Народное образование, культура и искусство; здравоохранение; управление, финансы и кредит.)

2. Определите, какие отрасли являются ведущими в стране? Почему эти отрасли являются ведущими? (Ведущей отраслью являются промышленность и строительство. В этих отраслях занято 30% населения. На втором месте стоят отрасли непроизводственной сферы - здравоохранение, образование, наука, культура, спорт - 20%. Структура хозяйства менялась в течение второй половины XX века. Так, доля занятых в промышленности росла с 1940 г. по 1980 г., за счет уменьшения занятых в сельском хозяйстве, т. к. в России шел процесс индустриализации хозяйства. Увеличилась доля занятых в отраслях непроизводственной сферы с 7% в 1940 г. до 20%, что больше, чем в 1999 г. Главная причина (фактор) этих изменений – технический прогресс и связанные с ним изменения эффективности работы различных отраслей.)

3. Назовите сектора экономики? (Первичный, вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)

7. Какое влияние индустриализация хозяйства оказала на занятость работников. (Большая часть работников уехала из сельской местности в город, т.е. перешла из сельского хозяйства в промышленность.)

IV. Итог.

IV. Домашнее задание: §10, вопросы на с. 57, вопросы 1–3. (Слайд №36)

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!