СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическое положение Африки.История открытия и исследование материка. (открытый урок)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы разобраться в том, что Африка относится к южным материкам,   мы с вами рассмотрим географическое положение материка.             

Просмотр содержимого документа
«Географическое положение Африки.История открытия и исследование материка. (открытый урок)»

МБОУ Большинская СОШ

Конспект урока.


Учитель: Божко В.А.

Дата: 24.11

Тема: Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка. (открытый урок)
Класс: 7

Цель урока: изучение нового материала и формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через поисковую работу по теме урока.

Результаты обучения.

Предметные:

- дадут определение понятию «Географическое положение материка»;

-оценят, как ГП влияет на природу материка;

-познакомятся с историей исследования материка.

Познавательные УУД:

-из предложенного учителем источника выпишут необходимую информацию об истории Африки.

Регулятивные УУД:

-ученик организовал свои действия с помощью учителя по намеченной цели, высказал своё впечатление о проделанной работе;

-исходя из поставленных задач, ученик самостоятельно организовал свои действия, умеет оценить и проанализировать свою работу, делать сравнения.

Коммуникативные:

-ученик отвечает на вопросы с помощью учителя или товарищей;

-ученик самостоятельно даёт ответ, приводит доказательства, вступает в дискуссию, понимает мнение другого.

Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта Африки; атласы, компьютер, диск.


  1. Орг. Момент

Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас видеть на уроке. Приготовьте всё необходимое к уроку. С каким настроением вы пришли на урок? ( похлопали- потопали).


  1. Изучение нового материала
    1 этап. Актуализация знаний.

Создание образа материка

Вспомните, ребята, как называется курс географии, который мы изучаем? (материки и океаны)

– А какую часть курса мы уже изучили? (океаны)
-
А какую часть курса начнём изучать? (материки)
(Работа по содержанию учебника)
-А какие материки вы знаете? Сколько их всего на планете? (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
(Показ материков на карте полушарий).

- Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. Чтобы определить тему нашего урока давайте прослушаем детскую песенку (звучит песня красной шапочки).

Итак, первое наше знакомство мы начинаем с изучения материка Африка.
(Открыли тетради, записали число, тему урока).Тема урока на доске.

- Ребята, мы с вами живём в развитом наполненном всевозможной информацией обществе, иногда, если не сидим в аськах, то смотрим телевизор, и совсем редко слушаем новости.

2 Этап целеполагания.

Используя свои личные ресурсы, дополните фразу: «Я уже знаю об Африке…» и Я хочу узнать об Африке….

Высказывания учащихся. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.
Цели: 1. Определить географическое положение материка Африка.

2.Изучить историю исследования материка.


Вопросы к классу:

3 этап создание проблемной ситуации.

– Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)
– Покажите Африку на карте полушарий?

– К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

- Сравните материки на карте и в атласах, что вы можете сказать о площади материка? (Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.( с островами- 30, 3 млн. км кв., т.е 30065000 км.2)Запись в тетрадь.

Высота средняя=750 м.

Максимальная =5895 м. – влк. Килиманджаро

Минимальная – оз. Ассаль – 153 м.

Население: 720 млн. чел.

- Перед вами 2 группы материков:

1 группа: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка

2 группа: Евразия, Северная Америка.

- Определите по какому признаку произведено их деление?
- Почему Африка относится к южным материкам?
А путешествовать по материку Африка мы будем 10 уроков и сможем ответить на все вопросы, которые нас волнуют о материке.

Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником

(см. учебник стр. 148: от названия берберского племени «афригии», которое жило в одном из районов на севере материка.)

- Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” – безморозный. (На доске: «Африка» - безморозный)

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк.

А на пути возникают проблемы,

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем. (Дети формируют ответ - это саамы древний материк, где зародились первые человеческий цивилизации)


  1. Этап учебные действия по реализации плана. Применение новых знаний.

1. Географическое положение материка.

- Чтобы разобраться в том, что Африка относится к южным материкам, мы с вами рассмотрим географическое положение материка.

Изучение материка Африка и всех последующих материков мы начнём с географического положения, т.е. с положения материка на поверхности Земли.
- Что такое ФГП? (дети самостоятельно дают определение)
- Географическое положение – это «адрес» территории, по которому можно найти её на Земле.

ФГП - это положение относительно разнообразных природных объектов и условных линий на карте. (Запись в тетради с. 149)
(Проблемный вопрос)
- Каковы же особенности ГП материка?

- Откроем атласы «Физическая карта Африки» + план ГП на доске. Рассмотрим ГП.

1. Название материка. (Африка.)

2. Положение относительно условных линий на карте:

- экватора, 0 меридиана, тропиков; полярных кругов, полюсов, 180-го меридиана; (Африка по отношению к экватору расположена как в Южном, так и в Северном полушарии, так как экватор практически посередине пересекает материк. Большая часть Африки расположена между Северным и Южным тропиками. А мы знаем, что тропический пояс очень жаркий. К югу материк сужается, большая часть материка находится к северу от экватора. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в западном и в Восточном полушарии.)

3. Положение в полушариях Земли. (расположена в западном и в Восточном полушарии)

4. Название крайних точек материка и их координаты;

- Что такое крайние точки? (Местоположение материка в системе географических координат определяют его географические координаты. Крайние точки – это наиболее северные, южные, восточные и западные оконечности материка. Поработайте с атласом попробуйте найти на карте самостоятельно. Сверьте свой ответ с учебником на с9. Табл.1. Найдите географические координаты крайних точек материка. У доски по одному человеку. Остальные самостоятельно в тетрадях)

Северная - м. Бен – Секка – 37 0 с.ш. 10 0 в.д.

Южная - м. Игольный – 35 0 ю.ш. 19 0 в.д.

Западная - м. Альмади – 14 0 с.ш. 18 0 з.д.

Восточная - м. Рас-Хафун – 10 0 с.ш. 51 0 в.д.


5-6. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток;

С севера на юг по 20 0 в.д.
(32 0 + 35 0 ) *111 км. = 7437 км. 1 0 = 111 км.

С запада на восток по экватору.
(43 0 -9 0 ) *111 км. = 3774 км.


7. Положение материка в климатических поясах. (Работаем по климатической карте).

Если Африка пересекается экватором почти посередине, то климатические пояса должны повторятся в ней дважды с севера на юг.

Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.

- В основном Африка лежит в каких климатических поясах? (Экваториальный и тропический). Следовательно материк очень жаркий.


8. Положение материка относительно морей и океанов его омывающих.
Посмотрите на карту и назовите моря и океаны, которые омывают материк.

(Атлантический океан, Индийский, Средиземное море, Красное море)

- А что можно сказать о береговой линии материка? Есть ли на материке заливы, полуострова ,много ли островов возле её берегов? (На карте видно, что береговая линия Африки изрезана слабо. На западе в сушу врезается Гвинейский залив, на юго-востоке Мозамбикский пролив отделяет остров Мадагаскар от материка.


9. Положение материка относительно других материков.

Самый близкий материк является …..(Евразия)

От Европы Африка отделена Средиземным морем и узким Гибралтарским проливом. Ширина пролива в самом узком месте 14 км, и с высокого берега Африки можно увидеть европейский берег. На крайнем северо-востоке Африка соединена с Евразией узким Суэцким каналом. Здесь считается граница между Африкой и Евразией.


- Давайте подведём итог.

- Что такое ФГП? (Это положение относительно разнообразных природных объектов и условных линий на карте)

- Действительно Африка – это южный материк и жаркий? (ГП)
Закрепим наши знания. Поиграем в игру «Географические объекты на карте». (Даёте название объекту и показываете на карте)


Закрепление: «Путешествие вокруг Африки».


  1. Пролив ….. (Гибралтарский)

  2. Море…….. (Средиземное)

  3. Канал……. (Суэцкий)

  4. Море……… (Красное)

  5. Полуостров… (Сомали)

  6. Океан……… (Индийский)

  7. Остров……. (Мадагаскар)

  8. Пролив……. (Мозамбикский)

  9. Залив……… (Гвинейский)

  10. Океан……… (Атлантический)

2.История исследования материка

В начале урока мы сказали, что Африка самый древний материк, является частью света и, что именно здесь зародились первые человеческий цивилизации. Какова же история материка?
Работа в группах. Работая с учебником и с информацией, которая у вас на партах, вы заполняете таблицу. Один человек из группы делает выводы.

Работа по опорной таблице

п/п

Век,

Дата


Исследователи, путешественники


Страна


Вклад в исследование


1.

?


(5в.до н.э.)

Древние египтяне





-

???

Сделали описание Ливийской пустыни, Африканского рога, верхнего течения Нила, открыли Атласскую горную страну, доходили до экватора.

2.

11-15век

??

(Арабы)



-

Изучили восточный берег, открыли Эфиопское нагорье, озёра: Чад, Тана, Драконовы горы, реку Замбези.

3.

??


(1498г)

Васко да Гама




Португалия

??

(Обошёл материк с юга, открыл путь в Индию).

4.

1855г.

??



(Д.Ливингстон)

Шотландия

Открыл водопад Виктория, оз. Ньяса, Танганьика, пустыня Калахари, р. Замбези

5.

????

1863г.

Джон Спик и Джеймс Грант

Англия

Шотландия

???

Открыли истоки реки Нила.

6.

1875-1886гг.

???

(Василий Васильевич Юнкер)



Россия

Установил водораздел р.Нил и р.Конго, собрал коллекцию из 341 предмета (одежда, оружие, муз. инструменты, утварь).

7.

1926-1927гг.


Николай Иванович Вавилов



Россия

Собрал 6000 образцов культурных растений, установил центр твёрдых сортов пшеницы



Вглубь веков уходят первые упоминания о материке Африка. Постепенно накапливающиеся сведения как по эстафете передавались от одной цивилизации к другой.

Первыми в этом длинном историческом марафоне были древние египтяне. Они изучали земли к западу и югу от своего государства. Так появились описания Ливийской пустыни, района Африканского рога и верхнего течения реки Нил до порогов. Интересы финикийцев были устремлены к южному средиземноморью. Продвигаясь на запад, они первыми открыли Атласскую горную страну, вышли к Атлантическому океану (5в. до н.э.), проплыли вдоль западного побережья материка до экватора, заходили в устье реки Синегал. Но древние народы не имели истинного представления о размерах материка. Финикийцы считали Африку гигантским островом. С античных времён и до начала средневековья греки, римляне, арабы и европейцы проводили границу материка по экватору.



В эпоху раннего средневековья в большей степени изучением береговой линии материка занимались арабы. В 11в. они достаточно подробно изучили восточное побережье Африки, открыли Эфиопское нагорье, озёра Чад и Тана. Углубились дальше к югу, они описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В 14в. арабы пересекли Сахару, а в 15в. обошли материк с юга. В Европе об арабских открытиях узнали значительно позже, и поэтому европейцы во многом как бы заново «открывали» материк.


В 15в. Португалия явилась первой из европейских стран, приступивших к изучению материка.

В 1498г. эскадра под командованием Васко да Гама отправились в путь в Индию. Несмотря на все трудности, корабли обогнули мыс Доброй Надежды и взяли курс на север вдоль восточных берегов Африки. Васко да Гама обошёл материк с юга и открыл путь в Индию. (Учебник с. 151-152)



Шотландец Д. Ливингстон, окончив медицинский колледж, становится миссионером, и его направляют в Южную Африку, как врача, помогать людям. Здесь он почувствовал неодолимую тягу к путешествиям. В 1855г. открывает водопад Виктория – один из самых мощных в мире. Д. Ливингстон побывал на оз. Ньяса, на западном побережье озера Танганьика. Исследовал ряд рек, пустыню Калахари.

Открытия Д.Ливингстона сыграли большую роль в дальнейшем.


Англичанин Джон Спик и шотландец Джеймс Грант в 1863 г. проникли в самый центр Африки и открыли истоки величайшей реки материки – Нила. Об этом они сообщили в Лондон.


Большой вклад в изучение и исследование материка внесли русские путешественники: В.В. Юнкер, Н.И. Вавилов.

В.В. Юнкер в 1875г. отправляется в путешествие. Много трудностей испытал на своём пути путешественник. Он был твёрдой воли и характера, не боялся, а преодолевал, был в поисках и находил. Юнкер побывал в верховьях рек Нил, Уэм, Баранг, Конго.

Результаты путешествий:

Установил водораздел Нила и Конго, составил и вывез коллекцию из 341 предмета, в неё входили оружие, утварь, одежда, муз. инструменты. Сделал зарисовки от бытовых подробностей до торжеств и погребения некоторых племён. Составил описание растительности, животного мира. Время, пробытое в Африке 1875-1886гг.

Николай Иванович Вавилов владел английским, немецким, французским и многими другими языками. Организовал около 200 экспедиций в Северную и Восточную Африку и руководил ими. Работал по 14-16 часов в сутки.

Цель его экспедиций - выявить мировое разнообразие культурных растений и центры их происхождения. Вавилов Н.И. побывал в Китае, Японии, на Тайване, в Корее, Мексике, США, Дании, Швеции, Бразилии, Перу и во многих других странах мира. 4 месяца длилась его экспедиция по Африке. Собрано и вывезено 6000 образцов культурных растений. Николай Иванович также установил, что Эфиопия является родиной ценных твёрдых сортов пшеницы. Труды Н.И.Вавилова имеют огромное значение для мировой науки.


Подведём итог.
- Мы можем сказать, что Африку никто не открывал, её исследовали. Именно из Африки , человек расселился по всем материкам.

Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир? Мы ответим на эти вопросы на следующих уроках.

Дополнительно. Работа в рабочих тетрадях по п.20.


  1. этап Итог урока. Рефлексия.Оценочная деятельность.

- Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:

– Свою работу на уроке я оцениваю … (удовлетворительно, хорошо, отлично)

- Легко для меня было…..

- Трудности испытывал при….

– Мне этот материал нужен для …

– Я ухожу с … настроением!

  1. этап Домашнее задание.

П.20, к\к с. №

Индивидуальное: создать мини-проект на темы:

  1. «Удивительная Сахара»;

  2. «Рекордсмены Африки»;

  3. «История географического объекта Африки» (м. Доброй Надежды)

  4. «Красное море. Почему?»



Выставление оценок.



Опорная таблица «Исследования Африки».


п/п

Век,

Дата


Исследователи, путешественники


Страна


Вклад в исследование


1.


Древние египтяне





-


2.

11-15век



-

Изучили восточный берег, открыли Эфиопское нагорье, озёра: Чад, Тана, Драконовы горы, реку Замбези.

3.


Васко да Гама




Португалия


4.

1855г.


Шотландия

Открыл водопад Виктория, оз. Ньяса, Танганьика, пустыня Калахари, р. Замбези

5.


Джон Спик и Джеймс Грант

Англия

Шотландия


6.

1875-1886гг.



Россия

Установил водораздел р.Нил и р.Конго, собрал коллекцию из 341 предмета (одежда, оружие, муз. инструменты, утварь).

7.

1926-1927гг.


Николай Иванович Вавилов










Высота средняя=750 м.



Максимальная =5895 м. –

влк. Килиманджаро



Минимальная = 153 м.-

оз. Ассаль


Население: 720 млн. чел.













Дополнительный материал к уроку:


Вглубь веков уходят первые упоминания о материке Африка. Постепенно накапливающиеся сведения как по эстафете передавались от одной цивилизации к другой.

Первыми в этом длинном историческом марафоне были древние египтяне. Они изучали земли к западу и югу от своего государства. Так появились описания Ливийской пустыни, района Африканского рога и верхнего течения реки Нил до порогов. Интересы финикийцев были устремлены к южному средиземноморью. Продвигаясь на запад, они первыми открыли Атласскую горную страну, вышли к Атлантическому океану (5в. до н.э.), проплыли вдоль западного побережья материка до экватора, заходили в устье реки Синегал. Но древние народы не имели истинного представления о размерах материка. Финикийцы считали Африку гигантским островом. С античных времён и до начала средневековья греки, римляне, арабы и европейцы проводили границу материка по экватору.


В эпоху раннего средневековья в большей степени изучением береговой линии материка занимались арабы. В 11в. они достаточно подробно изучили восточное побережье Африки, открыли Эфиопское нагорье, озёра Чад и Тана. Углубились дальше к югу, они описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В 14в. арабы пересекли Сахару, а в 15в. обошли материк с юга. В Европе об арабских открытиях узнали значительно позже, и поэтому европейцы во многом как бы заново «открывали» материк.




Дополнительный материал к уроку:


В 15в. Португалия явилась первой из европейских стран, приступивших к изучению материка.

В 1498г. эскадра под командованием Васко да Гама отправились в путь в Индию. Несмотря на все трудности, корабли обогнули мыс Доброй Надежды и взяли курс на север вдоль восточных берегов Африки. Васко да Гама обошёл материк с юга и открыл путь в Индию. (Учебник с. 151-152)



Шотландец Д. Ливингстон, окончив медицинский колледж, становится миссионером, и его направляют в Южную Африку, как врача, помогать людям. Здесь он почувствовал неодолимую тягу к путешествиям. В 1855г. открывает водопад Виктория – один из самых мощных в мире. Д. Ливингстон побывал на оз. Ньяса, на западном побережье озера Танганьика. Исследовал ряд рек, пустыню Калахари.

Открытия Д.Ливингстона сыграли большую роль в дальнейшем.





Дополнительный материал к уроку:


Англичанин Джон Спик и шотландец Джеймс Грант в 1863 г. проникли в самый центр Африки и открыли истоки величайшей реки материки – Нила. Об этом они сообщили в Лондон.



Большой вклад в изучение и исследование материка внесли русские путешественники: В.В. Юнкер, Н.И. Вавилов.

В.В. Юнкер в 1875г. отправляется в путешествие. Много трудностей испытал на своём пути путешественник. Он был твёрдой воли и характера, не боялся, а преодолевал, был в поисках и находил. Юнкер побывал в верховьях рек Нил, Уэм, Баранг, Конго. Результаты путешествий:

Установил водораздел Нила и Конго, составил и вывез коллекцию из 341 предмета, в неё входили оружие, утварь, одежда, муз. инструменты. Сделал зарисовки от бытовых подробностей до торжеств и погребения некоторых племён. Составил описание растительности, животного мира. Время, пробытое в Африке 1875-1886гг.


Николай Иванович Вавилов владел английским, немецким, французским и многими другими языками. Организовал около 200 экспедиций в Северную и Восточную Африку и руководил ими. Работал по 14-16 часов в сутки.

Цель его экспедиций - выявить мировое разнообразие культурных растений и центры их происхождения. Вавилов Н.И. побывал в Китае, Японии, на Тайване, в Корее, Мексике, США, Дании, Швеции, Бразилии, Перу и во многих других странах мира. 4 месяца длилась его экспедиция по Африке. Собрано и вывезено 6000 образцов культурных растений. Николай Иванович также установил, что Эфиопия является родиной ценных твёрдых сортов пшеницы. Труды Н.И.Вавилова имеют огромное значение для мировой науки.



















ПЛАН.


  1. Название материка.

2. Положение относительно условных линий на карте: экватора, 0 меридиана, тропиков.

3. Положение в полушариях Земли.


4. Название крайних точек материка и их координаты.


5. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

6. Положение материка в климатических поясах.


7. Положение материка относительно морей и океанов его омывающих.


8. Положение материка относительно других материков.



ПЛАН.


  1. Название материка.

2. Положение относительно условных линий на карте: экватора, 0 меридиана, тропиков.

3. Положение в полушариях Земли.


4. Название крайних точек материка и их координаты.


5. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

6. Положение материка в климатических поясах.


7. Положение материка относительно морей и океанов его омывающих.


8. Положение материка относительно других материков.



ПЛАН.


  1. Название материка.

2. Положение относительно условных линий на карте: экватора, 0 меридиана, тропиков.

3. Положение в полушариях Земли.


4. Название крайних точек материка и их координаты.


5. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

6. Положение материка в климатических поясах.


7. Положение материка относительно морей и океанов его омывающих.


8. Положение материка относительно других материков.



ПЛАН.


  1. Название материка.

2. Положение относительно условных линий на карте: экватора, 0 меридиана, тропиков.

3. Положение в полушариях Земли.


4. Название крайних точек материка и их координаты.


5. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

6. Положение материка в климатических поясах.


7. Положение материка относительно морей и океанов его омывающих.


8. Положение материка относительно других материков.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!