Тема урока: Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Практическая работа «Зарисовка птиц и животных Севера».
Цель: формирование представления о растительном и животном мире Антарктиды, о взаимосвязи жизни растений и животных материка, подчеркнуть его уникальность и необычность.
Задачи:
Образовательная:
сформировать представление о животном и растительном мире Антарктиды, изучить основные черты природы материка, выявить их причины.
Коррекционная:
создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения устанавливать простейшие взаимосвязи между своеобразием растительного и животного мира материка;
Воспитательная:
создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Антарктиды, бережного отношения к окружающей природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фильм, учебник, рабочие тетради, простой и цветные карандаши, ластик.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте. ребята. Сегодня на уроке нам понадобится учебник, тетрадь, ручка, простой и цветные карандаши, при необходимости ластик. Проверьте, всё ли у вас есть на парте.
2.Проверка ранее изученного материала.
2.1. Сколько материков на нашей планете? Назовите их.
2.2.Каким цветом на карте обозначается Антарктида? Почему? А в чем различие Арктики от Антарктиды?
2.3. Блиц-опрос «Самый….» (опорные понятия пишутся на доске по необходимости).
Антарктида самый - ? (южный) полюс
Антарктида самый - ? (высокий) лед 2-4 км
Антарктида самый - ? (холодный) ст. Восток – 89,2
Антарктида самый - ? (ветреный) 340 дней ветер 20 м\с, в долине 200-300
В Антарктиде самый бедный - ? ( органический мир)
Антарктида самый - ? (изолированный) зима-1000 чел., лето – 4000 чел.
Молодцы ребята!
3. Актуализация.
Сколько много мы уже знаем с вами об этом холодном материке. Но самое интересное еще впереди. Мы с вами еще не знакомы с растениями и животными Антарктиды. И этот урок мы посвятим именно этой теме. Узнаем о растениях и забавных животных, которым удается выживать в суровых условиях этого материка, посмотрим фрагмент док.фильма. Чтобы все это запомнить, вам нужно быть всего лишь внимательными.
Открываем тетради, пишем число и тему: «Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы».
4. Объяснение нового материала
В ясный солнечный день Антарктида выглядит величественно и даже не сурово, но это – холодная красота и обманчивый покой. Снег, лед, холод делают свое дело.
Сейчас мы с вами посмотрим презентацию и видеофильм. Во время просмотра нужно будет заполнить в тетради нашу таблицу. 1 гр.
2 гр. В строчку записывает названия
Растения | Животные | Птицы |
| | летающие | нелетающие |
Слайд 2 | Слайд 9-11 | Слайд 5, 6, 7 | Слайд 3, 4 |
| | | |
3Антарктида – самый суровый материк земного шара. Антарктида на первый взгляд кажется безжизненна, но это не так. На окраинах материка, у побережья только летом можно увидеть мхи, лишайники, различные водоросли (слайд 2). Водоросли разных цветов создают красочные пятна, издали похожие на лужайки. Из-за сурового климата растений мало.
Поселяют этот материк и бактерии невидимые нашему глазу. По мнению ученых бактерии первые заселили нашу Землю, они есть даже в космосе. Бактерии живучи, они долго могут находиться в неблагоприятных условиях, обволакивая себя в спору. А как же там живут животные?
Животные покрыты густым пухом, перьями. Их защищает и толстый слой подкожного жира, он помогает им сохранить тепло тела. В Антарктиде нет летающих насекомых, птиц, зверей, которые добывают корм на суше. Все животные , обитающие на материке находят пищу в море.
На побережье материка живут пингвины (слайд 3)
Пингвины – нелетающие птицы. У пингвинов есть крылья, они широкие, но короткие и поэтому для полета они не могут обеспечить достаточную тягу и размах. Но зато пингвин их использует как весла, как ласты, удобные для ныряния и плавания. Да и зачем им крылья, от кого улетать, ведь в Антарктиде на месте их гнездования нет хищников-зверей.
А вот в виде весел и ласт крылья им нужны в воде. Они развивают скорость до 40 км\ч и нырять на глубину до 175 метров, да еще выпрыгивают на берег из воды до 2 метров и могут приземляться на обе лапы или живот. В воде могут оставаться от 20 секунд до 20 минут.
Ходят неуклюже, переваливаясь. По гладкому льду и плотному снегу катаются на брюхе лежа, отталкиваются крыльями-ластами.
Тело покрыто густым непромокаемым оперением, а толстый слой жира защищает от морозов. А нас что защищает от мороза: шуба, жир или человеческое тепло? (Воздух, который находится между одеждой и телом плохо проводит тепло и задерживает его под одеждой. Чем просторнее объемнее одежда, тем теплей. Не надо надевать тугую плотную обувь и одежду , в них неудобно, быстрее начинаете мерзнуть. Не бойтесь мороза, чаще гуляйте, это полезно для здоровья. У нас нет таких сильных морозов, как в Антарктиде. А вот пингвинам надо всю свою жизнь проводить на холоде, большую часть проводят в холодном море. Могут уплыть далеко от берегов за пищей. Питаются пингвины крилем (словарная работа) это мелкие рачки, рыбой, моллюсками.
Живут пингвины колониями (хоровое произношение)- это большие птичьи стаи.
В Антарктиде живет несколько видов пингвинов. Наиболее распространенные – это пингвины Адели и императорские пингвины.
Адели (слайд 3)– небольшие пингвины, их рост 50 см, вес 4-5 кг. Они приплывают на побережье только летом для гнездования, а зиму проводят на антарктических островах. Питается крилем, креветками. Гнездо строят из мелких камушков, которые насыпают кучкой. В кладке бывает 2 яйца, высиживает 36 дней.
Императорские пингвины (слайд 4)- живут на побережье круглый год. Это крупные птицы, рост выше 1 метра, вес до 40 кг. Голова и горло окрашены в черный и оранжевый цвета. Питается мелкой рыбой и головоногими моллюсками. Самка откладывает 1 яйцо, которое носит на ногах самец. Он согревает яйцо складкой жира внизу живота. Высиживает два месяца, когда вылупляется птенец приходит самка (с кормежки) и птенец передается самке. Птенцы пингвинов растут медленно, но с приходом весны корма становиться больше и рост их ускоряется. Кормят птенца по очереди «птичьим молоком». Когда у пингвинов птенцы подрастают, их собирают в большие группы. Во время больших морозов они сбиваются в плотные кучки, тесно прижавшись, греют друг друга, в окружении взрослых пингвинов. В воспитании птенцов принимают участие все взрослые пингвины.
Измерение линейкой роста пингвинов на себе, сравнение.
На острова и побережье Антарктиды прилетают разные птицы (слайд 6): альбатросы, буревестники, крачки, чайки, поморники. Эти птицы питаются планктоном и рыбой.
На зимовку в Антарктиду из Арктики прилетают полярные крачки (слайд 7).Эти птицы
Два раза в год совершают гигантские перелеты над океанами, через весь земной шар.
Кроме этих птиц еще есть животные, о которых мы узнаем из текста нашей темы Стр. 96, последний абзац (чтение и слайд 8,9,10).
Океан является домом для многих видов рачков – криля (словарная работа) (слайд11)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («Умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руку под щеку – засыпают)
Охрана природы.
Природа Антарктиды охраняется международным договором .
Антарктида не принадлежит никакому государству.
В договоре выделяют особые участки материка, где животный и растительный мир подлежит охране в первую очередь.
Морские богатства сильно Антарктики истощены, т.к ведется промысел на китов, ластоногих, рыбы. Сейчас многие виды животных находятся под охраной, охота и ловля морских животных ограничена. Это необходимо для того, чтобы исчезающие виды могли восстановить свою численность.
- Откройте учебник на стр. 97. Прочитаем второй и
И третий абзацы. Для чего необходимо охранять природу Антарктиды?
5. Практическая работа
А сейчас я предлагаю вам взять карандаши и схематично нарисовать пингвина. Образец вы видите на экране. Я рисую вместе с вами. ( На экране – схема изображения пингвинов и альбатроса)
6. Подведение итогов урока
- Что мы изучали сегодня уроке?
1. Основной житель Антарктиды.
2. Самый крупный пингвин.
3. Пятнистый тюлень – хищник.
4. Чем питаются птицы, живущие на побережье Антарктиды.
5. Стая, в которую собираются пингвины.
6. Самый крупный кит, обитающий у берегов Антарктиды.
7. Что защищает животных Антарктиды от морозов.
- За хорошую работу на уроке, ребята получают оценки.
7. Задание на дом
Читать стр. 95 -97. Устно подготовить рассказ о пингвинах. Решить кроссворд.
Приложение 1
Домашняя работа
По горизонтали
2. … - поморник
3. Действующий вулкан, свидетель горообразовательных процессов
5. Самый распространенный вид пингвинов
8. Горы, которые находятся на северо - востоке Антарктиды
10. Нелетающая птица, обитающая только в Антарктиде
11. Область, лежащая в переводе с греческого против северной полярной области земного шара- Арктики
13. Антарктида с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50 - 60 градусов ю.ш
15. Самая холодная станция, полюс холода
16. Руководитель первой советской антарктической экспедиции
По вертикали
1. Необычный участок с озером, совершенно свободный ото льда и снега
4. Птица, гнездящаяся высоко в горах Антарктиды
5. Фамилия норвежца вышедшего на берег Антарктиды
6. Мореплаватель -путешественник, чей отряд замерз во время возвращения из экспедиции
7. Мореплаватель, первым достигший берегов Антарктиды вместе с Лазаревым
9. Самая крупная станция в Антарктиде
12. Источник питания для китов, тюленей, рыб и птиц
13. Огромная глыба льда, оторвавшаяся от материка
14. Существо способное целиком заглатывать гигантских кальмаров.
Приложение 2
Альбатрос