СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии "Машиностроение.География машиностроения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Машиностроение. География машиностроения.

Цели и задачи:

Образовательная: рассмотреть состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды. познакомить с географией и факторами размещения машиностроительной отрасли. Дать определение понятиям «специализация» и «кооперирование».

Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме;  создать условия для развития умения устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы

Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся

 Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и валеологические паузы. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии "Машиностроение.География машиностроения»

Тема: Машиностроение. География машиностроения.

Цели и задачи:

Образовательная: рассмотреть состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды. познакомить с географией и факторами размещения машиностроительной отрасли. Дать определение понятиям «специализация» и «кооперирование».

Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме; создать условия для развития умения устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы

Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся

Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и валеологические паузы.


Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный,

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники, тетради, атлас, презентация.


ХОД УРОКА.

Организационный момент

  1. приветствие и эмоциональный настрой учащихся на работу

  2. учебная организация учащихся: наличие учебников, тетрадей и т.д.

Актуализация знаний

I. Повторение

Опрос домашнего задания:

  1. Значение лесной промышленности в хозяйстве России

  2. Доля лесной промышленности в отраслевой структуре хозяйства России. Сравнение с другими странами.

  3. Какова лесистость России. Какая порода лидирует в лесозаготовках страны?

  4. Перечислите крупнейшие лесопромышленные комплексы России.

  5. Расскажите о проблемах и перспективах развития лесного комплекса в нашей стране. Перспективы развития отрасли в вашем районе.


II. Изучение нового материала

План урока:


1. Состав и особенности комплекса.

2. География машиностроения.

3. Проблемы отрасли.

4. Факторы размещения отраслей

5. Специализация, её виды в машиностроительном комплексе.


- Перечислите продукты машиностроения, которые есть у Вас дома (около 5).

-За 10 последних лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%.

Машиностроение - это лидер экономики страны. Почему?

  • Что означают формулы 1:2:4, 1 : 0.98 : 1.

  • Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года?

  • Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем заключаются проблемы отечественного машиностроения.

Что же такое машиностроение?

Определение - учебник, с.44.(в тетрадь)

4) Машиностроение – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

Нужна ли эта отрасль хозяйству страны? Каково значение машиностроения? (машины нужны многим отраслям)

Под словом «машина» понимается не только автомашина, но и станки, тракторы, телевизоры, суда, компьютеры, оборудова­ние заводов и т. д.

-Для определения значения машиностроения, выясним его состав (уч. с. 45, рис. 1314).

Назовем отрасли и продукцию этих отраслей. (То, что учащиеся не знают, называет учитель.)

Энергетическое машиностроение выпускает оборудование для электростан­ций: турбины, реакторы, трансформаторы, генераторы и т. п.

Строительно-дорожное машиностроение производит грейдеры, катки для ук­ладки асфальта и т. д.

Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны, картофелеко­палки, сенокосилки.

ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.

- Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную трой­ку» отраслей (машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность),
являясь ведущей отраслью. 40% от всех занятых в промышленности работает в машиностроении.

Рассмотрим условия, которые необходимы машиностроению, чтобы быть лидером в промышленности.

Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где 1 - это темпы развития экономики страны, 2 -в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение, а 4 - новые и новей­шие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в 4 раза быстрее.

Например, в 1990 г. это соотношение было 1 : 0,98 : 1.

Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:

1. Низкие темпы роста машиностроения;

2. 4/5 продукции машиностроения составляет вооружение;

В темпах роста отраслей машиностроения сложились диспропорции;

Низкие темпы обновления продукции;

Низкое качество машин;

Монополизм отрасли.

- Какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных за­водов? Где нужно построить машиностроительный завод, чтобы он работал ритмич­но, продукция была конкурентоспособна, а предприятие не было убыточным?

При размещении машиностроения учитываются несколько факторов:

  1. Наукоёмкость

- Новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность)
опираются на научную базу - НИИ, КБ, опытные заводы, так как являются наукоемки­ми.

Вопрос: Определите географию наукоемких производств.

Ответ: География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и наукоградами — в Подмосковье: Зеле­ноград, Жуковский, Обнинск, Королев.



  1. Военно-стратегический

Удалены от границ, закрытые города (Саров, Новоуральск, Снежинск и т.д.).

  1. Трудоёмкость

- Машиностроение делится на трудоемкое и металлургическое трудоемкое (точ­ное), выпускающее продукцию, для изготовления которой требуются затраты ква­лифицированного труда (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и др.).

Вопрос: Определите географию трудоемких производств.

Ответ: Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и другие крупные города в ев­ропейской части России, имеющей высокую концентрацию населения.

  1. Металлоёмкость

Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное) требует много металла. Поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз - на Урале (Екатеринбург, Челябинск).

  1. Ориентация на потребителя

Ориентированы на потребителя, если продукцию сложно транспортировать (большой вес, крупные размеры). . Например, морское судостроение размещается в портах, а
зерноуборочные комбайны в степном пшеничном районе - Ростов-на-Дону.

  1. Транспортный

На транспортных магистралях.



Работа с картой: По карте атласа найдите 5 центров тяжелого машиностроения.


Практическая работа

«Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.»

а) По карте «Машиностроение» атласа, или уч. Д., рис. 14, с. 47, определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

б) Назовите центры этих отраслей машиностроения.

в) Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа «Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкое и металлоемкого машиностроения.


3. Специализация и кооперирование

- Одними из форм организации производства являются специализация и кооперирование.

Запись в тетрадь

Специализация - это выпуск предприятием однородной продукции. Это необхо димое условие повышения эффективности работы промышленности.

Обратная сторона этого процесса - кооперирование, т. к. специализация подразу­мевает тесные связи между предприятиями-смежниками - кооперационные связи.

Запись в тетрадь

Кооперирование - это производственные связи между специализированными предприятиями, изготавливающими совместно определенную продукцию.


III. За­крепление

- Какие отрасли машиностроения производят трудоемкую продукцию? (Приборостроение, электротехническая, авиастрое­ние, станкостроение.)

Назовите продукцию точного (трудоемкого) машиностроения. (Часы, телеви­зоры, самолеты, станки.)

Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? (Горно-шахтное оборудование, металлургическое, энергетическое.)

- Какие факторы влияют на размещение предприятий трудоемкого и металлоемко-

го машиностроения? (Наличие высокой концентрации населения, квалифициро­ванных кадров - условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла - условие для размещения металлоемкого машиностроения.)


IV. Домашнее задание: § 10, 11, подготовить сообщение о закрытых городах (городах - призраках).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!