МБОУ «Краснознаменская школа»
Бинарный урок
«Математика и психология»
на тему: «Геометрические фигуры»
6 класс
Урок разработали:
Учитель математики Аблаева Л. Д.
Педагог – психолог Сахнюк Ю. В.
2015/2016 учебный год
Цель урока:
Перенос знаний об основных геометрических фигурах в сферу психологии и «открытие» новой функции геометрических фигур как языка для описания себя (своего характера – знакомство с психогеометрией).
Развитие навыков сотрудничества при работе в группе.
Развитие математического мышления, фантазию, творчество.
Добиваться эмоционально окрашенных ответов.
Актуализация опыта переживания всеобщего («Мы все – люди, ученики 6 класса»), частного («Нас можно поделить на психологические типы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг») и единого («Я индивидуален и неповторим»).
Оборудование: танграм, комплект фигур, характеристика знака, линейки, карандаши, клей, проектор, доска, музыка, ноутбук.
План урока:
Вводная часть.
Сообщение цели и темы урока.
Актуализация опорных знаний.
Физ. минутка.
Выбор фигур и характеристика знака.
Решение кроссворда.
Пожелание друг другу.
Итог урока (рефлексия).
Ход урока
(В течение всего урока звучит музыкальное сопровождение.)
I. Вводная часть.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас будет интересный урок. Вас ожидают необычные приключения. Вы узнаете каким образом психология и математика связаны между собой. Для этого нам надо вспомнить геометрические фигуры. Прошу вас ребята, будьте внимательны, говорите хорошо и принимайте активное участие.
- Какое настроение сегодня у ….?
(дети отвечают на вопросы)
- А кто мне подскажет, какое сегодня число?
II. Сообщение цели и темы урока.
- Запишите число и тему урока «Геометрические фигуры». (Учитель называет цели урока)
III. Актуализация опорных знаний.
-Что такое прямая линия? Укажите прямые линии. (Дети дают определение прямой)
- Что такое луч? Укажите луч. Что такое отрезок? Укажите отрезок. Укажите прямой угол. (острый, тупой)
- Как называется фигура, у которой 3 угла?
- … начерти треугольник, назови его буквами латинского алфавита (треугольник ABC).
- … начерти квадрат со стороной 3 см.
- Начертите прямоугольник (иди к доске ….). Назови его буквами латинского алфавита. А вы ребята скажите, почему эту фигуру называют прямоугольником? (дети дают ответы с места)
- … что такое круг?
- Молодцы, хорошо работаете!
IV. Физ. минутка.
- Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким. (Психолог проводит физ. минутку)
V. Выбор фигур и характеристика знака.
Психолог: Сегодня мы с вами проведем небольшое психологическое исследование, возможно, установим связь между основными геометрическими фигурами и чертами характера.
- Выберите свою фигуру. А теперь постарайтесь придумать комплимент своей фигуре, почему именно эту фигуру вы выбрали? (ответы детей)
- Спасибо! Итак, давайте представим себе сказочную страну, где жители геометрические фигуры – круги, треугольники, зигзаги и т. д.
Ваша задача, – попытаться определить: а какой же характер у жителей этой страны? (раздаются листы, в верхней части которых обозначен символ геометрической фигуры и стоит вопрос «Какой он?»).
Для того чтобы несколько облегчить вам задачу составления психологического портрета вашего «героя», я подготовила листочки, на которых выписаны самые разнообразные черты характера. Ваша задача – ознакомиться с ними и выбрать: какие из них, на ваш взгляд, подходят к вашему «герою». Пожалуйста, проявите свою проницательность, воображение, может быть, даже «примерьте» на себя данную геометрическую форму, представьте: «Если б я был треугольником, то я бы был…» На работу даётся 7 минут.
- Итак, у меня есть описания четырёх «героев» - геометрических фигур, и мы воспользуемся для продолжения нашего исследования. Сейчас я буду зачитывать набор черт характера, вы внимательно слушайте и как бы «примеряйте» их на себя, решая: «В какой мере это подходит ко мне? Это похоже на меня? Я такой?»
(Психолог зачитывает психологические портреты, не объявляя, что это за фигуры)
- А теперь прошу поднять руки, кто может сказать: «Это очень на меня похоже. Да, пожалуй, это я».
Если человек имеет определённый набор черт характера, то из предложенного набора геометрических фигур он выберет в качестве понравившейся больше других вполне определённую фигуру, соответствующую его типу.
- Определить свой тип характера помогает психогеометрия - специальные тесты с геометрическими фигурами. Автор системы Сьюзен Деллингер. Точность диагностики достигает 85%.
- Когда все люди разные, это интересно, можно многому научиться друг у друга, можно эффективно сотрудничать, то есть можно из различных элементов построить единое целое.
Предлагаю построить единое целое – собрать занимательный квадрат – танграм из семи его частей.
VI. Решение кроссворда.
Учитель: Правильно разгадав кроссворд, вы сможете прочитать слово в цветных клеточках.
Есть у него начало, отсутствует конец. Если угадаешь – будешь молодец! (Луч)
Три угла, три стороны и вершины тоже три. (Треугольник)
У фигуры этой отсутствуют углы,
Все точки от центра равно удалены. (Окружность)
В геометрии с нее всё начинается:
Позволено началом у луча ей быть,
Она вершиною угла считается,
Пересечением двух линий ей дано служить. (Точка)
| | Л | У | Ч | | | | | | | | |
| | Т | Р | Е | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К |
| | | О | К | Р | У | Ж | Н | О | С | Т | Ь |
Т | О | Ч | К | А | | | | | | | | |
VII.Пожелание друг другу.
- Завершая нашу встречу, я предлагаю вам взяться за руки, образовать круг и цепочкой говорить пожелания друг другу. Ведь из каждого из нас, индивидуального и неповторимого, и всех вместе складывается единое человеческое сообщество – наш дружный класс.
VIII.Итог урока (рефлексия).
- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня узнал (а) …»
- «Что на уроке было вам интересно, а что не очень…»
- Я вам желаю успехов и удач! Спасибо за урок!