СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Гигиена нервной деятельности". Презентация к уроку биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии, 9 класс по АООП, вариант 9,1

Просмотр содержимого документа
«гигиена умственной деятельности»

ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Психическое и физическое развитие детей взаимосвязаны. Поэтому гигиена нервной системы имеет существенное значение для гармонического развития детей. Для нормального функционирования нервной системы необходим пра­вильный круглосуточный режим школьных и внешкольных занятий, физических упражнений, пребывания на свежем воздухе, от­дыха и сна, а также режим учебного года, соответствующие воз­расту.

Гигиенически правильная организация режима должна пре­дупреждать наступление утомления и в особенности переутомле­ния. Неправильная его организация приводит к потере умствен­ной работоспособности. Основные принципы правильной органи­зации режима:
1.Нормирование продолжительности уроков и внеклассной ра­боты. Умственные занятия дошкольников должны продолжаться не более 15—20 мин. Общая учебная нагрузка, включая домаш­ние задания, не должна превышать для детей 7 лет — 5—5,5 ч, 10 лет — 6—6,5 ч а с 13—14 лет — 7—8 ч. Письменная работа детей 7 лет продолжается не больше 5 мин, 8—10 лет— 10 мин, 10—12 лет—15 мин, подростков 12—15 лет — 20 мин и юношей и девушек 15—18 лет — 25—30 мин. Нормы ежедневного пребы­вания на свежем воздухе: в 7 лет — не меньше 4 ч, 8—9 лет — 3,5 ч, 10—12 лет — 3 ч и 13—18 лет — 2 ч.
Динамический стереотип — учебные занятия по твердому рас­писанию, определенный, систематически повторяющийся режим дня, трудовые и физкультурные занятия в определенные часы об­легчают деятельность нервной системы и повышают умственную работоспособность.
2.Переключение с умственной работы на физическую — физи­ческие упражнения, игры, спортивные занятия. Активный отдых по механизму отрицательной индукции быстрее восстанавливает работоспособность утомленных нервных центров, чем пассивный. Игры на переменах и дозированные физические упражнения, проводимые на общеобразовательных уроках во вто­рой половине учебного дня в течение 3 мин, на фоне развившегося умственного утомления больше восстанавливают умственную рабо­тоспособность школьников, чем пассивный отдых той же продол­жительности. У младших школьников они больше уменьшают умственное утомление, чем у старших школьников.
Однако преимущество активного отдыха над пассивным обна­руживается не у всех взрослых и не у всех детей. В период поло­вого созревания, характеризующегося неустойчивостью функций нервной системы, у некоторых детей пассивный отдых после умст­венной работы восстанавливает работоспособность быстрее.
3.Положительные эмоции задерживают наступление умствен­ного утомления и повышают умственную работоспособность. При положительных эмоциях возбуждаются лобные доли больших по­лушарий, в которых расположены вегетативные центры, и подкор­ковые вегетативные центры. Эти центры осуществляют трофиче­ские влияния на нервную систему, рецепторы и скелетные мышцы, увеличивающие их работоспособность, а также изменяют функции внутренних органов (кровообращение, дыхание и др.), что повы­шает работоспособность всего организма.
При положительных эмоциях главная роль в повышении рабо­тоспособности принадлежит симпатической нервной системе, а также возбуждающим ее гормонам — адреналину, тироксину и др. В восстановлении работоспособности активно участвует и парасимпатическая нервная система.
Дети по сравнению со взрослыми отличаются повышенной эмо­циональностью. В покое функциональное состояние вегетативной нервной системы у дошкольников и младших школьников при­мерно одинаковое.
4.Исключительное значение для гигиены умственного труда имеют сознательное к нему отношение, понимание его важности, заинтересованность в нем. С возрастом увеличивается продолжи­тельность активного внимания. Средняя его продолжительность у здоровых детей равняется (мин): в 5—7 лет — .15; 7—10 лет — 20; 10—12 лет — 25; 12—15 лет — 30. В начале урока в течение первых 5—10 мин оно недостаточно.
Наступлению умственного утомления способствуют нарушения здоровья, гигиенических условий в помещении (недостаточное освещение, вентиляция и т. п.), гигиены преподавания.
Умственное утомление быстрее наступает при чрезмерном умственном напряжении, несоответствующей возрасту увеличен­ной его продолжительности, однообразии умственной деятельности во время урока, при механическом заучивании, отсутствии актив­ных методов преподавания (например, практических лаборатор­ных работ) и его наглядности. Признаками умственного утомления у детей являются двигательное беспокойство, а затем вялость и сонливость.
Потребление алкоголя и курение вызывают необратимые нару­шения функций нервной системы.
Умственная работоспособность может быть восстановлена рефлекторно, раздражением внешних рецепторов. Например, у де­тей 12—15 лет, обучающихся в школе-интернате, раздражение кожи лица холодом рефлекторно снимало умственное утомление, наступившее после 5—6 ч учебной работы в классе и создавало чувство бодрости и свежести.
Для всестороннего полного развития и нормального функцио­нирования нервная система детей и их организм в целом нуж­даются в умеренных умственных и физических упражнениях.
Нормальные гигиенические условия в школе и семье, отсутствие отрицательных эмоций, рациональные режим дня и питание, до­статочный сон, осмысленный интересный умственный и физический труд и нечрезмерные физические упражнения, соответствующие возрасту, способствуют  умственному и физическому развитию де­тей и не вызывают утомления и усталости.

 



Просмотр содержимого документа
«тест Предрасположенность к наркотикам»

Тест. Предрасположен ли ты к наркотикам?

1. Как ты относишься к «голубому дымку» и к курильщикам?

a) Я полагаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков;

б) Каждый должен сам решать, где курить, всякие ограничения излишни;

в) Курить можно не везде.





2. Ты нервничаешь. Кто-то принёс наркотические таблетки и предлагает их тебе. Возьмёшь?

a) Да, я возьму таблетку, но только в том случае, если я очень сильно нервничаю;

б) Нет, мне лень думать о том, где брать эту таблетку в следующий раз, когда её не предложат;

c) Нет, я не нуждаюсь в искусственном успокаивании.



3. На вечеринке все твои друзья один за другим затягиваются сигаретой «с травкой». Настала твоя очередь. Как ты поступишь?

a) Я в любом конечно хоть разок да попробую;

б) Нет, я не стану этого делать, лучше уйду с такой вечеринки;

в) Я сам не возьму сигарету, а над этими дураками вдоволь посмеюсь.




4. Ты пришёл на вечеринку с опозданием, когда другие уже немного выпили. Как ты поведешь себя?

a) Выпью две-три рюмки, чтобы догнать других;

б) Не люблю компании, где хорошее настроение зависит только от выпивки, я побуду немного и уйду;

в) Мне безразлично, если другие пьют, у меня самого настроение хорошее и без того.



5. Некоторые говорят: «Наркотики вовсе не опасны, нужно лишь правильно общаться с ними». А ты что думаешь?

a) Тот, кто так считает, обманывает самого себя;

б) Да, это так, за исключением особо сильных наркотиков.



6. Некоторые говорят, что тот кто слушает и сочиняет «крутую» музыку обязательно должен употреблять наркотики. А ты как считаешь?

a) Можно делать прекрасную музыку, не прибегая к наркотикам;

б) Приняв наркотики вообще нельзя понимать музыку;

в) Все музыканты что-нибудь принимают.



7. Твой приятель просит тебя срочно достать денег в долг. Ты знаешь, что он регулярно принимает наркотики. Одолжишь ли ты ему денег?

a) Да;

б) Нет;

в) Только в том случае, если буду знать, зачем они ему.



8. Тебе очень нравится один человек. Вместе с ним (с ней) ты проводишь вечера в его (её) компании, где все не прочь пропустить рюмку-другую. Будешь ли ты чувствовать себя хорошо?

a) Если там весело, почему бы и нет?

б) Не обязательно часто проводить время в компании;

в) Эта компания портит моё впечатление об этом человеке.




Результаты теста

Поставь крестик возле того ответа, который тебе больше подходит. По таблице подсчитай число очков. Исходя из полученной суммы, авторы этого немецкого теста помогут тебе определить твой тип.

вопроса

a

b

c

1

10

0

5

2

5

0

10

3

0

10

5

4

0

10

5

5

5

10

6

10

5

0

7

0

10

5

8

0

5

10




0-20 очков: ты ведешь себя так, словно проблем с наркотиками вообще не существует. Оказывается, ты не относишь к наркотическим веществам алкоголь и никотин. А ведь опасны не только героин или кокаин, обрати внимание, что большинство наркоманов – алкоголики. Задумайся ещё раз над своим отношением к наркотикам! Пожалуй, тебе стоило бы посоветоваться с тем, кому ты доверяешь: с любимым учителем или с кем-то из родителей, со знакомым врачом.


25-30 очков: нельзя утверждать, что ты заядлый трезвенник. Время от времени ты не прочь пропустить рюмку, но считаешь, что тебе ничто не угрожает, что ты контролируешь ситуацию. Но следует быть начеку: под влиянием друзей ты можешь поддаться искушению и попробовать наркотики.

Тот, кто набрал 20-25 очков, относится к «группе риска», и ему нужно быть очень осторожным.


60-80 очков: наркотики никогда не станут для тебя серьезной проблемой. Ты способен не допустить их влияния на твою жизнь. Ты можешь и другим людям разъяснять их вред, но должен понимать, что не все согласятся принять твою жизненную позицию. Не навязывай её окружающим. Каждый должен сделать свой осознанный выбор сам.


Просмотр содержимого презентации
«4.8 Гигиена нервной деятельности»

Гигиена нервной деятельности.

Гигиена нервной деятельности.

Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни.

Гигиена это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни.

Что вредит нервной системе?

Что вредит нервной системе?

  • Несоблюдение режима дня и здорового образа жизни
  • Плохое питание
  • Стресс
  • Вредные привычки
Режим дня сохраняет здоровье

Режим дня сохраняет здоровье

Правильный режим дня учитывает

Правильный режим дня учитывает

  • Продолжительность умственной нагрузки в разном возрасте от 15 до 30 минут
  • Чередование умственной нагрузки и активного, либо пассивного отдыха
  • Ежедневное пребывание на свежем воздухе: в младшем возрасте 4 часа, в старшем – 2 ч.
  • Продолжительность сна -8-10 часов
ЗАЧЕМ ЛЮДИ СПЯТ? Сон - лучший отдых для мозга.

ЗАЧЕМ ЛЮДИ СПЯТ?

Сон - лучший отдых для мозга.

  • Если человек не спит 2-4 суток, у него снижается работоспособность, внимание, память, он становится раздражительным, речь сбивчивой. Без сна человек может умереть.
  • Во время сна нервные клетки мозга усваиваю питательные вещества, накапливают энергию.
Продолжительность сна

Продолжительность сна

  • во сне человек проводит 1/3 часть своей жизни.
  • новорожденные могут спать 16—20 часов в сутки
  • маленьким детям нужно 10—12 часов сна
  • подросткам – 8-9 часов
  • взрослым к 40 годам требуется 6—8 часов
  • от 40 до 70 лет потребность во сне увеличивается
  • после 70 лет — снова уменьшается.
Правила хорошего сна

Правила хорошего сна

  • Есть и пить не позже, чем за 2 часа перед сном и немного
  • Ложиться спать примерно в одно время
  • Перед сном полезно прогуляться на свежем воздухе
  • Почистить зубы, умыться, принять душ
  • Проветрить комнату
  • Кровать не должна быть слишком мягкой, одеяло слишком тёплым
Стресс 1 стадия – тревоги (мобилизация сил организма) 2 стадия – адаптации  Но !! Если стресс не снимается наступает 3 стадия – истощение

Стресс

1 стадия – тревоги (мобилизация сил организма)

2 стадия – адаптации

Но !!

Если стресс не снимается наступает

3 стадия – истощение

Как преодолеть стресс

Как преодолеть стресс

  • Сложности и страдания принимай достойно, помни - какой бы сложной ситуация не была, она кончится.
  • Пережить тяжёлое время помогают музыка, искусство, юмор, живое существо в доме, природа, танцы, общение с друзьями.
  • Чтобы пережить тяжёлую ситуацию поделись с друзьями или напиши на бумаге и уничтожь её.
  • Если ты чем-то занят, стресс проходит быстрее.
  • Не переживай о том, что прошло и не жди беды, старайся смотреть на жизнь только с хорошей стороны.
Вредные привычки. Тест «Так ли это?» Табак в сигаретах является наркотиком. Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны. Алкоголь можно употреблять в качестве снотворного. Небольшое стрессовое возбуждение мобилизует силы организма. Можно стать алкоголиком, употребляя лишь пиво. Пока человек не колется, он не наркоман. Незаконное изготовление и распространение наркотических средств преследуется законом. Люди, употребляющие наркотики вредят не только себе. «Пассивные» курильщики страдают больше. Правильные ответы: № 1, 4, 5, 7, 8, 9

Вредные привычки. Тест «Так ли это?»

  • Табак в сигаретах является наркотиком.
  • Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны.
  • Алкоголь можно употреблять в качестве снотворного.
  • Небольшое стрессовое возбуждение мобилизует силы организма.
  • Можно стать алкоголиком, употребляя лишь пиво.
  • Пока человек не колется, он не наркоман.
  • Незаконное изготовление и распространение наркотических средств преследуется законом.
  • Люди, употребляющие наркотики вредят не только себе.
  • «Пассивные» курильщики страдают больше.

Правильные ответы: № 1, 4, 5, 7, 8, 9

Тест. Предрасположен ли ты к наркотикам Запиши тот вариант ответа, который считаешь правильным. № вопроса a 1 10 б 2 в 5 3 0 5 0 4 0 5 0 10 10 5 5 10 6 5 10 10 7 0 – 8 5 10 0 0 5 5 10

Тест. Предрасположен ли ты к наркотикам

Запиши тот вариант ответа, который считаешь правильным.

вопроса

a

1

10

б

2

в

5

3

0

5

0

4

0

5

0

10

10

5

5

10

6

5

10

10

7

0

8

5

10

0

0

5

5

10

Гигиена нервной системы

Гигиена нервной системы

  • Соблюдай режим дня, труда и отдыха
  • Правильно питайся
  • Необходим здоровый сон.
  • Избегай стресса, научись его преодолевать
  • Откажись от вредных привычек
Домашнее задание: стр. 226-234

Домашнее задание: стр. 226-234


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!