СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока и рекомендации по выполнению домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней»

Урок № 54

Тема: Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Цель: на основании знаний о строении и функциях глаза выяснить способы коррекции нарушений зрения, сформулировать правила гигиены зрения, профилактики глазных болезней и травм глаза.

Ход работы:

I. Актуализация знаний

Вопросы:

1. Как уберечься от конъюнктивита?

2. Чем близорукий и дальнозоркий глаз отличается от нормального глаза?

3. Как подбираются очки?

4. В чем причина косоглазия?

5. Что делать при глазных травмах?

II. Изучение нового материала

1. Предупреждение глазных инфекций

Наиболее уязвима к инфекции соединительная прозрачная оболочка глаза – конъюнктива. Она покрывает заднюю поверхность век и переднюю часть глаза до роговицы. Конъюнктива выделяет слизь, снижающую трение век при мигании. При раздражении пылью, химическими веществами она краснеет и нагнаивается. Возникает конъюнктивит. Глаза чешутся, болят, слезятся. Иногда ощущается неприятная резь. Характерным признаком конъюнктивита является слипание глаз от гноя по утрам.

Причиной конъюнктива могут быть микробы или вирусы, которые заносятся в глаза грязными руками или воздушно-капельным путем, подобно гриппу. Бывает аллергический конъюнктивит.

2. Предупреждение близорукости и дальнозоркости

В норме, при расслаблении мышц ресничного тела, параллельные лучи света, пройдя хрусталик, попадают на сетчатку. В близоруких глазах изображение фокусируется перед сетчаткой, в дальнозорких – позади нее. В обоих случаях изображение на ней оказывается нечетким (рисунок 104 «Фокусировка лучей, попадающих в глаз от удаленного предмета» на странице 250 учебника). В результате близорукие относительно хорошо видят детали близко расположенных предметов, но плохо видят вдаль. Напротив, дальнозоркие хорошо видят отдаленные предметы, но плохо видят то, что расположено вблизи от глаз. Исправить этот дефект удается с помощью очков. Близоруким назначают двояковогнутые линзы очков, рассеивающие свет, дальнозорким – двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

Единица измерения преломляющей силы линз называется диоптрией. Линзы для близоруких – с отрицательными диоптриями, а линзы для дальнозорких – с положительными. Стекла очков подбираются для каждого глаза отдельно и индивидуально каждому человеку. Например, рецепт на очки ОD=-5D, OS=-4D означает: очки для близорукого человека, линза для правого глаза минус 5 диоптрий, линза для левого глаза минус 4 диоптрии.

Если при чтении в очках наблюдается один из следующих симптомов: глаза слезятся, возникает резь, болит голова, то одной из причин этого могут быть неправильно подобранные очки.

Нарушения преломляющей способности глаза могут быть следствием нарушений гигиены зрения, таких как привычка слишком низко наклоняться над книгой, а также чтение в транспорте или лежа, при недостаточном освещении, при источнике света, расположенном справа, при бликующей поверхности рабочего стола.

Дети, как правило, рождаются дальнозоркими, но хрусталик до поры до времени компенсирует этот недостаток. В пожилом возрасте хрусталик не может изменять свою кривизну в прежней степени, а дальнозоркость становится очевидной. Поэтому к старости большинство людей становятся дальнозоркими и вынуждены пользоваться очками.



3. Предупреждение косоглазия

Информация в головной мозг поступает отдельно от каждого глаза и попадает на соответствующие участки зрительной зоны коры большого мозга. Если преломление в левом и правом глазах неодинаково, а на сетчатке возникает резкое изображение от одного глаза и расплывчатое от другого, то второй глаз отключается, зрачок перемещается в сторону носа или виска. Информация от него идет слабая и не мешает работающему глазу. Без систематических упражнений зрение в косящем глазу падает. Если не лечиться, то этот глаз может вообще утратить способность видеть. Исправить положение позволяют очки. Если они подобраны вовремя, то зрение двумя глазами может восстановиться.

4. Борьба с помутнением хрусталика – катарактой

Хрусталик состоит из прозрачных клеток эпителиальной ткани. С возрастом в этих клетках может возникнуть кристаллизация. Тогда прозрачность хрусталика нарушается – возникает катаракта. Этому способствуют нарушения обмена веществ, травмы, отравления ртутьсодержащими веществами, радиоактивное облучение.

Помутневший хрусталик офтальмологи (глазные врачи) удаляют. Больному выписывают очки с большими диоптриями. Применяется также искусственный хрусталик, который заменяет удаленный.

5. Травмы глаз

Ушибы, ранения, термические и химические ожоги очень опасны для глаз, так как могут стать причиной помутнения роговицы – образования бельма, что ведет к потере зрения.

Попавшие в глаз мелкие пылинки можно извлечь чистым носовым платком. При ранении глаза, особенно при нарушении его оболочек, нельзя пытаться самим извлечь попавшие в глаз предметы. Это может привести к вытеканию содержимого глазного яблока и гибели глаза. Следует наложить повязку и срочно доставить пострадавшего к врачу.

Причиной ранения может стать неосторожное обращение с острыми предметами, стрельба из рогаток, метание камней и т. п. На производстве опасно несоблюдение техники безопасности: работа по электросварке, на слесарных и токарных станках без защитных очков или с отключением защитных приспособлений.

Ожоги глаз часто являются следствием небрежного обращения с огнем и паром. Искра может попасть в глаз, пар из кипящей кастрюли или чайника может обжечь лицо и глаза, если склоняться низко над ними. Надо следить, чтобы носик кипящего чайника не был обращен к вам, так как и в этом случае возможны ожоги.

Оказывая первую помощь при термических ожогах, прежде всего глаз надо промыть проточной холодной водой. При попадании в глаз кислот, щелочей и других едких веществ надо особенно тщательно промыть его большим количеством чистой холодной воды, чтобы хорошо отмыть его от химикатов.

III. Закрепление

Вопросы:

1. Назовите причины конъюнктивита. Какую помощь надо оказывать пострадавшему? Как предупредить это заболевание?

2. Чем различается близорукое и дальнозоркое зрение?

3. Что такое бельмо и катаракта?

IV. Обобщение

Вывод: Коррекция нарушений зрения предполагает ношение очков, зрительную гимнастику, оперативное вмешательство, соблюдение гигиены зрения.

Правила гигиены зрения: нельзя низко наклоняться над книгой, читать в транспорте или лежа, при недостаточном освещении, при источнике света, расположенном справа, при бликующей поверхности рабочего стола.


Профилактики глазных болезней и травм глаза: исключить попадание в глаз пыли, химических веществ, вирусов, бактерий; ношение очков; контролировать обмен веществ; предотвратить травмы, ожоги, отравления ртутьсодержащими веществами, радиоактивное облучение.

V. Домашнее задание

1. Параграф 50 на страницах 249-253 учебника

2. Вопросы 1-3 на странице 252 учебника.

3. Словарь: глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо.

4. Задания 1-2 на страницах 252-253 учебника.

Задания

1. Объясните, что делать при ранении глаз, термических и химических ожогах.

2. Рассмотрите рисунок 105 «Анализаторы здорового и больных пациентов» на странице 252 учебника. Укажите, у кого из пациентов зрение нормальное, и какими нарушениями зрения страдают другие.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!