СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гиперактивное поведение первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гиперактивное поведение первоклассников»

Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»











Гиперактивное поведение первоклассников

(Сообщение на заседании МО учителей начальных классов)



















Выполнила студентка 413 группы:

Дулепова Анна







г. Балей 2022 г.


Гиперактивный ребёнок

В 60-х годах врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли её минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих.

К внешним признакам гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная способность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это может быть генетические факторы, особенности и функционирование головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни и т. д. Как правило синдромом гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести»[1,25]. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться… Вот тут-то и приходит на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребёнка эффективным способом общения со сверстниками и взрослыми. Каждый педагог, работающий с гиперактивными ребёнком, знает сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые не улучшает его поведения, а порой даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребёнка, «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

 Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, ещё никому не удавалось, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача. Появление гиперактивного ребёнка в классе с первых минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала, желательно, обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Конечно же, школьные учителя, по рекомендации психолога, обязаны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Школьный урок продолжается 40-45 минут, и любой ребёнок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребёнок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха (а как следствие -повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Можно посадить ребёнка рядом с учителем (за первую парту). Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребёнок начнёт отвлекаться, может положить руку на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации. Поскольку гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия-нет преимущества. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда избежав эмоциональной вспышки вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке.

Литература:

1.Шевченко Юрий Степанович Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. – Ю. С. Шевченко – Москва: Изд-во: Вита-Пресс, 1997.-52 с.

2.Гиперактивность детей младшего школьного возраста-URL: https://urok.1sept.ru/articles/103539 (дата обращения: 03.09.2022). - Текст: электронный.

3.Гиперактивность у младших школьников URL:https://www.art-talant.org/publikacii/23097-giperaktivnosty-u-mladshih-shkolynikov (дата обращения: 04.09.2022). - Текст: электронный.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!