СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гиперактивный ученик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гиперактивный ученик»

В современном мире становится все больше гиперактивных детей. Учителям и родителям таких детей постоянно приходится сталкиваться с трудностями в их воспитании и обучении. Непросто приходится и самому ребенку.

Мы в педагогической практике часто встречаемся с тем, что родители не придают значения гиперактивности своего ребенка и продолжают предъявлять ему невыполнимые требования, ругать, наказывать. Такие действия не приносят положительного результата и только отдаляют ребенка от родителей. Учителя и родители должны найти особенный подход к такому ребенку, чтобы помочь ему пустить свою энергию в правильное русло.

Чтобы родители лучше понимали суть проблемы, расскажем им, что такое гиперактивность, и как понять, есть ли у ребенка такое расстройство поведения.

Гиперактивность – поведенческое расстройство, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышает норму. Это состояние служит признаком неуравновешенной нервной системы.

Гиперактивность, как правило, проявляется еще в раннем возрасте. Такие дети плаксивы, плохо спят, чрезмерно подвижны и склонны к перевозбуждению. Родители часто списывают это на то, что у детей много энергии, которую необходимо выплескивать. Но уже в детском саду, когда ребенок не может соблюдать режим, сосредоточиться на занятиях, играть в спокойные игры, многие родители начинают «бить тревогу».

В школе ситуация усугубляется. Ребенок становится суетливым, невнимательным, вспыльчивым. Учителя замечают, что гиперактивному ребенку трудно усидеть на месте, он не может выполнять монотонную работу, много шумит, постоянно отвлекается и заводит других детей. Даже при хорошем уровне интеллектуального развития, ребенок учится на двойки – тройки, а дневник полон замечаний. Ребенку скучно на уроках, а из-за особенностей поведения, отношения с одноклассниками часто не складываются.

Гиперактивным детям свойственно безрассудное поведение, отсутствие сдержанности, заниженное чувство собственного достоинства. Они не прислушиваются к замечаниям, плохо себя контролируют.

В большинстве случаев эти расстройства поведения постепенно уменьшаются к 14 - 15 годам. Однако пускать все на самотек нельзя. Ведь всеми отвергнутый ребенок, постоянно жаждущий новых впечатлений, в возрасте 11 - 14 лет, легко может попасть в плохую компанию и нарваться на неприятности.

Можно выделить общие признаки гиперактивности у детей:

- ребенок не может усидеть на месте; - совершает беспокойные движения руками и ногами; - легко отвлекается от своих занятий; - ребенок нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди; - не может выслушать другого человека до конца, перебивает; - часто переходит от одного дела к другому, не завершив предыдущее; - не может играть в тихие, спокойные игры; - мешает другим (например, прерывает диалог взрослых или не дает играть другим детям); - часто теряет свои вещи; - совершает некоторые действия, не задумываясь об опасности; - ребенок не слышит учителя на уроке и получает плохие оценки, несмотря на высокий уровень интеллекта.

У мальчиков гиперактивность встречается чаще.

Существующая система обучения представляет собой нормы и правила, регламентирующие жизнь ребенка, и не приспособлена к работе с гиперактивными детьми. Например, правила в школах не позволяют детям свободно двигаться во время урока. А спокойно провести за партой несколько уроков подряд – непосильная задача для гиперактивного ребенка. К тому же, такие дети часто выкрикивают с места, не дожидаясь разрешения учителя. Письменные работы они выполняют неряшливо, с большим количеством ошибок из-за невнимательности. Учитель, в свою очередь, должен вести уроки и оценивать знания в соответствии с нормативами.

Воспитание и социальная адаптация гиперактивного ребенка – трудоемкий процесс, в котором должны принимать участие родители, педагоги и врачи. Только комплексный подход может обеспечить успех.

Так как родители играют главную роль в этом процессе, необходимо дать им полезные советы.

Прежде всего, родителям гиперактивных детей не следует:

- проявлять к ребенку чрезмерную жалость и вседозволенность; - предъявлять ребенку завышенные требования и применять жесткие наказания, если он их не выполнил; - часто менять свое мнение и требования к ребенку.

Рекомендации родителям:

Попробуйте понять ребенка, встать на его место.

Сдерживайте свои негативные эмоции, не срывайтесь на ребенке.

Поддерживайте и поощряйте положительные действия ребенка, даже если они кажутся вам незначительными.

Избегайте упреков, жестких оценок и выражений в адрес ребенка.

Выражая свое недовольство, оценивайте только поступки, но не самого ребенка.

Избегайте слов « нельзя», «нет», «прекрати». Постарайтесь в этот момент переключить внимание ребенка на что-то интересное.

Всегда говорите спокойным голосом.

В комнате, где ребенок делает уроки не должно быть отвлекающих предметов.

Составьте вместе с ребенком распорядок дня, учитывая его желания.

Выдели несколько обязанностей, которые он может выполнять самостоятельно. Хвалите все его усилия, даже если результат не идеален.

Не просите ребенка одновременно сделать несколько дел одновременно, соблюдайте последовательность.

Гиперактивным детям необходимы физические нагрузки. Известно, что долгая зарядка или бег на свежем воздухе перед занятиями, помогают ребенку сконцентрироваться и спокойнее себя вести на уроках.

Родители могут сами проводить занятия с ребенком или записать его в спортивную секцию. Лучше выбирать не силовые виды спорта.

Делая уроки, учитывайте тот факт, что гиперактивному ребенку необходима постоянная смена деятельности, иначе ребенок не сможет внимательно выполнять задания.

Как бы трудно вам ни было, любите своего ребенка, не отдаляйтесь от него и не опускайте руки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!