СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол. Категории глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации по теме "Глагол. Категории глагола"

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Категории глагола»

ЛЕКЦИЯ №7. ГЛАГОЛ. КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА (По учебнику Войловой К. Стр.153-165)

ЛЕКЦИЯ №7.

ГЛАГОЛ.

КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА

(По учебнику Войловой К.

Стр.153-165)

Глаголу были присущи следующие грамматические категории: сильные — число, лицо, наклонение, время; слабой грамматической категорией была категория вида. «Слабые грамматические категории» — это грамматические категории, которые имеют более ограниченные грамматические возможности или варианты по сравнению с другими частями грамматическими категориями. Например, категории числа, лица, наклонения, времени имеют по три формы выражения, а категория вида только две формы - совершенный и несовершенный вид.
  • Глаголу были присущи следующие грамматические категории: сильные — число, лицо, наклонение, время; слабой грамматической категорией была категория вида. «Слабые грамматические категории» — это грамматические категории, которые имеют более ограниченные грамматические возможности или варианты по сравнению с другими частями грамматическими категориями.
  • Например, категории числа, лица, наклонения, времени имеют по три формы выражения, а категория вида только две формы - совершенный и несовершенный вид.
По характеру основы настоящего времени глаголы делились на тематические и нетематические . К тематическим глаголам относились глаголы, личное окончание которых присоединялось к корню посредством суффикса, или тематического гласного. Гласные - Е - и - И - назывались тематическими , потому что входили в основу (тему) глагола. Например, глагол мол и ти — тематический глагол ( мол- + -и- + -ши ).

По характеру основы настоящего времени глаголы делились на тематические и нетематические . К тематическим глаголам относились глаголы, личное окончание которых присоединялось к корню посредством суффикса, или тематического гласного.

Гласные - Е - и - И - назывались тематическими , потому что входили в основу (тему) глагола. Например, глагол мол и ти — тематический глагол ( мол- + -и- + -ши ).

 Тематические глаголы, личные окончания которых присоединялись к корню посредством тематического гласного -е- (-не-), относились к глаголам первого спряжения.  Глаголы, личные окончания которых присоединялись к корню посредством тематического гласного -и- , относились к глаголам второго спряжения . Например: I. печ-е-ши, съх-не-ши, зна-ѥ-ши  II.прос-и-ши, вид-и-ши, слыш-и-ши

Тематические глаголы, личные окончания которых присоединялись к корню посредством тематического гласного -е- (-не-), относились к глаголам первого спряжения.

Глаголы, личные окончания которых присоединялись к корню посредством тематического гласного -и- , относились к глаголам второго спряжения . Например:

I. печ-е-ши, съх-не-ши, зна-ѥ-ши

II.прос-и-ши, вид-и-ши, слыш-и-ши

Нетематические глаголы образовывали формы настоящего времени без тематического гласного, т. е. непосредственно от корня. Например, дати — нетематический глагол, потому что личные окончания этого глагола присоединялись к корню без тематического гласного. Нетематических глаголов сохранилось всего пять: быти, вѣдѣти, дати, имѣти, я сти . Все глаголы в старославянском языке образовывали определенные разряды, или классы. Первые четыре класса составляли тематические глаголы, к пятому классу относились нетематические глаголы .

Нетематические глаголы образовывали формы настоящего времени без тематического гласного, т. е. непосредственно от корня. Например, дати — нетематический глагол, потому что личные окончания этого глагола присоединялись к корню без тематического гласного. Нетематических глаголов сохранилось всего пять: быти, вѣдѣти, дати, имѣти, я сти .

Все глаголы в старославянском языке образовывали определенные разряды, или классы. Первые четыре класса составляли тематические глаголы, к пятому классу относились нетематические глаголы .

Первый тематический класс. В основе настоящего времени глаголов 1-го класса наблюдалось соответствие гласных е/ѫ (*е /о-н): 2-е л. ед.ч. - вед-е-ши — 3-е л. мн.ч. - вед-ѫ-тъ. Если корень слова оканчивался на твердые заднеязычные согласные, они по первой палатализации переходили в мягкие шипящие звуки, оказавшись перед гласным переднего ряда: речеши, ср.: рек-ѫтъ; мож-еши, ср.: мог-ѫтъ.

Первый тематический класс. В основе настоящего времени глаголов 1-го класса наблюдалось соответствие гласных е/ѫ (*е /о-н): 2-е л. ед.ч. - вед-е-ши — 3-е л. мн.ч. - вед-ѫ-тъ.

Если корень слова оканчивался на твердые заднеязычные согласные, они по первой палатализации переходили в мягкие шипящие звуки, оказавшись перед гласным переднего ряда: речеши, ср.: рек-ѫтъ; мож-еши, ср.: мог-ѫтъ.

Второй тематический класс. В основе настоящего времени глаголов 2-го класса наблюдалось соответствие аффиксов -не-/-нѫ- : 2-е л. ед.ч. - съх-не-ши — 3-е л. мн.ч.- съх-нѫ-тъ. Основа инфинитива глаголов 2-го тематического класса оканчивалась на суффикс - нѫ -: двигнѫ-ти, съхнѫ-ти, коснѫ-ти; исключение составлял глагол ста-ти, основа инфинитива которого оканчивалась на -а , однако в основе настоящего времени у этого глагола наблюдалось соответствие суффиксов - не-/-нѫ- : ста-не-ши — ста-нѫтъ.

Второй тематический класс. В основе настоящего времени глаголов 2-го класса наблюдалось соответствие аффиксов -не-/-нѫ- : 2-е л. ед.ч. - съх-не-ши — 3-е л. мн.ч.- съх-нѫ-тъ.

Основа инфинитива глаголов 2-го тематического класса оканчивалась на суффикс - нѫ -: двигнѫ-ти, съхнѫ-ти, коснѫ-ти; исключение составлял глагол ста-ти, основа инфинитива которого оканчивалась на , однако в основе настоящего времени у этого глагола наблюдалось соответствие суффиксов - не-/-нѫ- : ста-не-ши — ста-нѫтъ.

Третий тематический класс составляли глаголы с суффиксом -ѥ-: зна-ти – зна-ѥ-ши; гни-ти – гни-ѥ-ши. Кроме того, основа инфинитива глаголов III класса оканчивалась на –а-, утрачиваемый в основе настоящего времени: глагола-ти – глаголѥ – ши, плака-ти – плаче-ши.

Третий тематический класс составляли глаголы с суффиксом -ѥ-: зна-ти – зна-ѥ-ши; гни-ти – гни-ѥ-ши.

Кроме того, основа инфинитива глаголов III класса оканчивалась на –а-, утрачиваемый в основе настоящего времени: глагола-тиглаголѥ – ши, плака-ти – плаче-ши.

Четвёртый тематический класс. Основу настоящего времени глаголов 4-го класса оформлял суффикс - И - : мол-и-ши, слыш-и-ши, вѣр-и-ши. Основу инфинитива глаголов 4-го тематического класса оформляли следующие суффиксы: 1)  -и-: моли-ти, проси-ти, ходи-ти; 2)  -ѣ- видѣ-ти, мьнѣ-ти, горѣ-ти; -а- ѣ переходил в а ): слыша-ти, дрьжа-ти, крича-ти.

Четвёртый тематический класс. Основу настоящего времени глаголов 4-го класса оформлял суффикс - И - : мол-и-ши, слыш-и-ши, вѣр-и-ши. Основу инфинитива глаголов 4-го тематического класса оформляли следующие суффиксы:

1) -и-: моли-ти, проси-ти, ходи-ти;

2) -ѣ- видѣ-ти, мьнѣ-ти, горѣ-ти;

  • -а- ѣ переходил в а ): слыша-ти, дрьжа-ти, крича-ти.
Пятый нетематический класс . Глаголы пятого нетематического класса быти, в ѣ д ѣ ти, дати, им ѣ ти, ясти образовывали формы настоящего времени без суффиксов. Классы глагола:  - E\O - идѫ / omъид е ши  - NE\NO-  тлък нѫ  \тлък не ши  -JE\JO-  зна ѭ  \зна ѥ ши  -И-  мол ѭ \мол и ши  нетематические:   быти, дати, вѣдѣти , ꙗсти, имѣти 

Пятый нетематический класс . Глаголы пятого нетематического класса быти, в ѣ д ѣ ти, дати, им ѣ ти, ясти образовывали формы настоящего времени без суффиксов.

Классы глагола:

  • - E\O - идѫ / omъид е ши
  • - NE\NO-  тлък нѫ  \тлък не ши
  • -JE\JO-  зна ѭ  \зна ѥ ши
  • -И-  мол ѭ \мол и ши
  • нетематические: 

быти, дати, вѣдѣти , ꙗсти, имѣти 

КАТЕГОРИЯ НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА. Грамматическая категория наклонения выражала отношение действия или состояния предмета к действительности, которое реализовывалось в формах изъявительного, повелительного и условного наклонений. Изъявительное наклонение обозначало реальное действие или состояние предмета в настоящем (идѫ), будущем (бѫдѫ ити) и прошедшем (идохъ) времени. Повелительное наклонение выражало побуждение к действию, которое исходит от говорящего: ... «Господи, отвръзи нам». Условное наклонение глагола выражало предполагаемое или желаемое действие, осуществление которого было возможно при наличии определённых условий: аште бысте любили мя възрадовали ся бысте. Или данное действие было желательным для говорящего: и мънѣ николиже не далъ еси козьляте да с дроугы моими възвеселился быхъ…

КАТЕГОРИЯ НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА. Грамматическая категория наклонения выражала отношение действия или состояния предмета к действительности, которое реализовывалось в формах изъявительного, повелительного и условного наклонений.

Изъявительное наклонение обозначало реальное действие или состояние предмета в настоящем (идѫ), будущем (бѫдѫ ити) и прошедшем (идохъ) времени.

Повелительное наклонение выражало побуждение к действию, которое исходит от говорящего: ... «Господи, отвръзи нам».

Условное наклонение глагола выражало предполагаемое или желаемое действие, осуществление которого было возможно при наличии определённых условий: аште бысте любили мя възрадовали ся бысте. Или данное действие было желательным для говорящего: и мънѣ николиже не далъ еси козьляте да с дроугы моими възвеселился быхъ…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!