СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол. Лицо и число глаголов. Спряжение глаголов.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Лицо и число глаголов. Спряжение глаголов.»

Дата: 25.01.2024

Тема: «Род и число имён прилагательных»

Цели     

Обучающие: способствовать сформированию умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам

Развивающие: развивать навыки образовывать однокоренные прилагательные от существительных

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культуру учебного труда на уроке; прививать

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс. 2часть» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий схемы «Род и число имен прилагательных», «Признаки существительного», карточки для работы в парах, группах и для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, добрый час

Очень рада видеть вас.

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

-Записываем число,классная работа,словарь.

- И начнём мы наш урок с словарных слов (дежурный выходит и проводит словарную работу)

-После написания дети проверяют друг у друга.

- Обратите внимание на правильную посадку.

- Ребята, посмотрите, какой сегодня солнечный день! Посмотрите в окно. Что вы увидели?

(Дети рассказывают об увиденном).

- Это картина чёрно-белая или цветная? (Дети отвечают).

- Какая часть речи помогает нам передать увиденное в цвете? (Имя прилагательное).

- Составьте устно несколько предложений, описывающих картину, увиденную вами .

(Дети выполняют работу).

- Какой вид из окна?

( Прекрасный).

- Какое настроение?

( Отличное).

2.Актуализация знаний

- Вы знаете, что имя прилагательное обозначает не только цвет. Общаясь с этой красивой частью речи, из года в год мы узнаем что-то новое. На сегодняшнем уроке мы повторим ранее изученный материал. Будем учиться определять род и число прилагательных. Какие цели вы перед собой можете поставить?

-Повторить что мы знаем о имени прилагательном,узнать род и число.

- Ребята,давайте вспомним,что мы знаем об имени прилагательном. А как его узнать?

- Что такое имя прилагательное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

- Какая роль имен прилагательных в языке?

(имена прилагательные дают возможность не только украсить речь, но и выразить отношение говорящего к предмету, о котором идет речь. Прилагательные помогают выделить наиболее яркие, отличительные признаки предмета)

- А сейчас я буду называть имя существительное, а вы превратите его в имя прилагательное.

Солнце – солнечный;

ум – умный;

стекло – стеклянный;

томат – томатный;

звезда – звездный;

небо – небесный;

снег – снежный.


IV. Введение в тему урока.

- Прочитайте слова (на доске записаны слова: весна, ландыш, солнце, ветерок, птицы, тёплый)

-Назовите «лишнее» слово (тёплый).

-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)

Что вы знаете об имени существительном?   (ответы детей)

                               

 Записано на доске.

Определите  род  и  число  имен  существительных.  

(устно)

Весна – ж.р., ед.ч.

Ландыш –  м.р., ед.ч.

Солнце – с.р.; ед.ч.

 Ветерок – м.р.; ед.ч.

-Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)

V. Постановка проблемной ситуации.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово  тёплый.  

 - Скажите, а сможем ли мы определить род и  число этого  слова?

Почему возникло затруднение? ( Другая  часть  речи). Какой  частью  речи  является  наше  слово  ТЁПЛЫЙ? (прилагательное)  

-  Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

-А могут  ли  изменяться  по  родам  и  числам  прилагательные?


VI .Открытие нового знания

- Давайте прочитаем слова песни

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?

(У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.)

-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.


Лингвистическая сказка по русскому языку

 
В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель.
 
Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
 
« Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
 
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!».
 
А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
 
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец


- Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным

-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

    -Давайте понаблюдаем.

     -Подберите к нашему   слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа (у доски).

      тёплый… день (м.р., ед.ч.)

      тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)

      тёплое… солнце (ср.р., ед.ч.)

      тёплые …лучи (мн.ч.)

- У прилагательных множественного числа род не определяем.

-У прилагательных выделить окончание и основу. Что  заметили?

- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .

- Как определяется род имени прилагательного? (по существительному)

Работа с правилом. Схема у каждого ребенка.

ФИЗМИНУТКА

В городе Прилагательном есть большое количество спортивных площадок, предлагаю выполнить разминку, если я называю имя прилагательное – вы присаживаетесь, если имя существительное – вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх:


Красивый

Полет

Лимон

Скоростной

Карандаш

Милый

Мел

Храбрый

Честный

Книга


VI. Первичное закрепление знаний

- Замечательно, присаживайтесь.

Работа по учебнику (упражнение 8 с.7). Устно.

– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые-ие? В каком числе они употреблены?

–Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.

–Имена прилагательные, имеющие окончания
-ые
-ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.

Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.

Какие? Умн  красив  чист  бел  точн  нов  рыж  син


VIII. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Игра «Кто больше?». Работа в парах .

На доску вывешивается схема

- Прочитайте окончания имён прилагательных и вопросы. Определите по ним род и число имён прилагательных. Составьте словосочетания, в которых имена прилагательные имеют такие окончания и отвечают на данные вопросы.

Какая? (жен.род,ед.число) -ая , -яя .

Какой? (муж.род.ед.число) -ый, -ой, -ий .

Какое?(сред.род.,ед.число)-ое, -ее

3.Формулирование вывода по плану.

- Сформулируйте вывод по следующему плану

  1. Как изменяются имена прилагательные?

  2. Как определяется род имени прилагательного?

  3. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.

В ходе работы на доске появляется схема:

(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос  какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое,-ее).

- Молодцы. А как же определить число имен прилагательных?

- А если имя прилагательное стоит во множественном числе, мы можем определить род?

4.Игра «Определи род и число имени прилагательного»

- Я вам буду называть словосочетания, а вы должны определить род и число имени прилагательного.

Известный писатель, известная фамилия,

известное имя, известные сказки,

вечерняя заря, вечерний закат,

вечернее небо, вечерние зори,

вкусное яблоко, красивое платье,

грецкие орехи, вкусные яблоки.

IX. Итог урока. Рефлексия

   -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались  к вам  вопросы.

– Оцените свою работу на уроке.

-Понравился  вам  урок?

-Научились ли вы  чему- то  новому?

Продолжают высказывания:

• Я узнал…

• Я повторил…

• Я запомнил…

– Какая задача перед нами стояла?

– Что нового узнали на уроке?

– Почему прилагательные называются именно так? Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.

– Как называется связь в русском языке, когда прилагательное принимает те же формы, что и существительное, к которому оно относится? Согласование.

– Что нового вы узнали об имени прилагательном? Имена прилагательные изменяются по родам и числам.




X. Домашнее задание:

- А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!