СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол. Постоянные признаки глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована на уроках русского языка в 4-5 классах, а также для систематизации знаний по теме "Глагол".

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Постоянные признаки глагола»

   Глагол. Постоянные признаки глагола.   И, обходя моря и земли,  Глаголом жги сердца людей.  А.С. Пушкин

Глагол. Постоянные признаки глагола. И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А.С. Пушкин

Говорю, ломаю,  аукаю, грущу,  обижаю, люблю.

Говорю, ломаю,

аукаю, грущу,

обижаю, люблю.

II. Перед вами 2 глагола :  писать – написать  . Задайте к ним вопросы.   Какой признак вы определили?    Вид глагола – его постоянный признак. Вид определяется по вопросу. Что делать? – несовершенный вид Что сделать? – совершенный вид

II. Перед вами 2 глагола :  писать – написать  . Задайте к ним вопросы.   Какой признак вы определили? 

  • Вид глагола – его постоянный признак. Вид определяется по вопросу.
  • Что делать? – несовершенный вид
  • Что сделать? – совершенный вид
ГЛАГОЛ - ть - ти - чь Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? Постоянные признаки Непостоянные признаки наклонение время вид спряжение н.в. буд.в. пр.в. сов.в. I спр. несов.в. II спр. ? род число лицо число

ГЛАГОЛ

- ть

- ти

- чь

Неопределённая форма глагола

Что делать?

Что сделать?

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

наклонение

время

вид

спряжение

н.в.

буд.в.

пр.в.

сов.в.

I спр.

несов.в.

II спр.

?

род

число

лицо

число

1. Запишите пары глаголов, обозначая их вид. Почему видовые пары глаголов разделены на 4 группы?   Стелить – постелить, бежать – пробежать, путать – перепутать Решать – решить, вспахивать – вспахать, освещать – осветить Вырез а ть – в ы резать, насып а ть – нас ы пать Положить – класть, ловить – поймать.

1. Запишите пары глаголов, обозначая их вид. Почему видовые пары глаголов разделены на 4 группы?

  • Стелить – постелить, бежать – пробежать, путать – перепутать
  • Решать – решить, вспахивать – вспахать, освещать – осветить
  • Вырез а ть – в ы резать, насып а ть – нас ы пать
  • Положить – класть, ловить – поймать.
2. Какие глаголы указывают на продолжительное, повторяемое действие? 1. Совершенного вида. 2. Несовершенного вида. 3. Какие глаголы указывают на однократно совершаемое, завершённое действие, результативное действие? 1. Совершенного вида. 2. Несовершенного вида.
  • 2. Какие глаголы указывают на продолжительное, повторяемое действие?
  • 1. Совершенного вида. 2. Несовершенного вида.
  • 3. Какие глаголы указывают на однократно совершаемое, завершённое действие, результативное действие?
  • 1. Совершенного вида. 2. Несовершенного вида.
4. От указанных глаголов образуйте как можно больше родственных глаголов совершенного вида Работать, читать, писать, говорить, учить.

4. От указанных глаголов образуйте как можно больше родственных глаголов совершенного вида

  • Работать, читать, писать, говорить, учить.
III. Спряжение.   Спряжением  называется изменение глаголов по лицам и числам.  По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

III. Спряжение.

  • Спряжением  называется изменение глаголов по лицам и числам. 
  • По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
Спряжение глагола определяется по:   - форме 3-го лица множественного числа (если окончание ударное);  - по неопределённой форме глагола (если окончание в форме 3-го лица множественного числа безударное).

Спряжение глагола определяется по:

  • - форме 3-го лица множественного числа (если окончание ударное);
  • - по неопределённой форме глагола (если окончание в форме 3-го лица множественного числа безударное).
Ко II спряжению относятся:   все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться; семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть и образованные от них с помощью приставок: рассмотреть, подсмотреть, увидеть, возненавидеть, вытерпеть и т. д.; четыре глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать и образованные от них с помощью приставок и постфикса -ся(-сь): пригнать, задержать, услышать, подышать, задержаться, гнаться и др.

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться;
  • семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть
  • и образованные от них с помощью приставок: рассмотреть, подсмотреть, увидеть, возненавидеть, вытерпеть и т. д.;
  • четыре глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать
  • и образованные от них с помощью приставок и постфикса -ся(-сь): пригнать, задержать, услышать, подышать, задержаться, гнаться и др.
К I спряжению относятся:   все остальные глаголы (на -оть, -ать, -ять и др.) три глагола на -ить: стелить, брить, зиждиться.

К I спряжению относятся:

  • все остальные глаголы (на -оть, -ать, -ять и др.)
  • три глагола на -ить: стелить, брить, зиждиться.
11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:   Гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть и обидеть, а еще терпеть, вертеть, слышать, видеть и смотреть.

11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:

  • Гнать, держать, дышать, зависеть,
  • ненавидеть и обидеть,
  • а еще терпеть, вертеть,
  • слышать, видеть и смотреть.
1.Что обозначает глагол?  А) предмет                Б) признак предмета               В) действие предмета 2.На какие вопросы отвечает глагол?  А) Кто? Что?     Б) Какой? Какая? Какое? Какие?      В) Что делать? Что сделать? 3.Каким членом предложения выступает глагол?  А) главным членом         Б) второстепенным членом 4.Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение – это…»  А) изменение глагола по лицам      Б) изменение глагола по числам В) изменение глагола по временам      Г) изменение глагола по лицам и родам.  5.Сколько спряжений у глагола?  А) 1             Б) 2                   В) 3 6.Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:  А) к 1 спр.                Б) ко 2 спр.

1.Что обозначает глагол?

А) предмет                Б) признак предмета               В) действие предмета

2.На какие вопросы отвечает глагол?

А) Кто? Что?     Б) Какой? Какая? Какое? Какие?      В) Что делать? Что сделать?

3.Каким членом предложения выступает глагол?

А) главным членом         Б) второстепенным членом

4.Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение – это…»

А) изменение глагола по лицам      Б) изменение глагола по числам

В) изменение глагола по временам      Г) изменение глагола по лицам и родам.

5.Сколько спряжений у глагола?

А) 1             Б) 2                   В) 3

6.Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

А) к 1 спр.                Б) ко 2 спр.

·         Вставлять палки в колеса- намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.

·        

Вставлять палки в колеса- намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.

Зарубить на носу – запомнить раз и навсегда – раньше также употреблялось в прямом значении.  Так говорили о неграмотных людях, которые, чтобы не забыть, делали на помять зарубки на дощечках, палочках. Их носили всегда с собой, и назывались они носом.

Зарубить на носу запомнить раз и навсегда – раньше также употреблялось в прямом значении. Так говорили о неграмотных людях, которые, чтобы не забыть, делали на помять зарубки на дощечках, палочках. Их носили всегда с собой, и назывались они носом.

     Обвести вокруг пальца – хитро обмануть.     Ловить ворон – упускать благоприятный случай, момент.      

     Обвести вокруг пальца – хитро обмануть.

   

Ловить ворон – упускать благоприятный случай, момент.

     

СПАСИБО!

СПАСИБО!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!