Тема: «Глагол».
Перспективная цель: организация деятельности обучающихся 3 класса по освоению и закреплению знаний о частях речи.
Актуальная цель: организация деятельности обучающихся 2 класса по освоению и закреплению знаний о глаголе.
Обучающая (дидактическая) - формировать знание о глаголах, умение распознавать глаголы в тексте, определять число глаголов в процессе выполнения учебных упражнений.
Развивающая - развивать память, восприятие, словесно - логическое мышление в процессе объяснения учителя и решения проблемного вопроса.
Воспитательная - воспитывать интерес к изучению русского языка, аккуратность, ответственность.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знают о глаголах, умеют распознавать глаголы в тексте, определяют число глаголов.
Коммуникативные: умеют вести диалог, умеют строить речевое высказывание.
Познавательные: умеют осуществлять поиск информации в учебнике, а также анализировать, обобщать и делать выводы.
Регулятивные: умеют ставить цель на урок, планировать учебную деятельность, осуществлять оценку результатов.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): проявляют интерес к русскому языку, аккуратность, ответственность.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: лекция.
Принципы: научности, доступности, психологической комфортности.
Методы, приемы: объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый.
Литература: УМК «Школа России» Канакина В. П., Горецкий В. Г. – учебник по русскому языку, 3 класс, 1 часть; рабочая тетрадь; поурочные разработки по русскому языку.
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Добрый день, ребята. Напоминаю, что меня зовут и сегодня я проведу у вас урок по русскому языку. - Проверим готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник, тетрадь, пенал и рабочая тетрадь. - Давайте вспомним, какие темы были на прошлых уроках? - Да, совершенно верно! Скажите мне, что такое имя существительное? Что оно обозначает? - Верно! А можете привести примеры? - Отлично! А что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? - Приведите примеры. - Правильно. Знания, которые вы получили на прошлых уроках сегодня вам пригодятся. Будьте внимательны и аккуратны! | Доброжелательный настрой на урок - Приветствуют учителя. - Проверяют готовность к уроку. -Что такое части речи. - Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - Приводят свои примеры (письмо, кровать, мальчик и т.д.). - Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какое? какой? и т.д. - Красивая, правильное, сильный. | Личностные: проявляют интерес к русскому языку, ответственность. |
Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала Проведение минуток чистописания, словарной работы - Откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату и классную работу у себя в тетради. - (На доске запись: ОЧБТЕЗКЬЦЯШНА) - Ребята, посмотрите на доску. - Эту цепочку букв запишите себе в тетрадь. - А теперь аккуратно зачеркните в этой цепочке буквы, обозначающие глухие звуки и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке. Когда закончите поднимите руку. - Какое же слово у вас получилось? - Назовите лексическое значение слова обезьяна. - Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, которые нужно запомнить. | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ - Записывают дату и число. - Смотрят на доску - Записывают в тетрадь - Зачеркивают слова, которые обозначают глухие звуки. Поднимают руки. - Обезьяна. - Это животное. - Записывают слово, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную, которую нужно запомнить. | Метапредметные: умеют строить речевое высказывание. Личностные: проявляют интерес к русскому языку, аккуратность. |
Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | Определяется степень освоения ранее изученных способов действия (вспоминаете ранее изученный материал по данной теме) - Ребята, сейчас я предлагаю поработать в парах. На слайде представлено задание, которое вы будете выполнять вместе. Подберите к каждому имени существительному 5 подходящих по смыслу имен прилагательных. Запишите по образцу. Образец: мяч (какой?) резиновый, большой, футбольный, круглый, красный. Слова: осень, праздник, небо, сказка, день, урок. - Справились? - Давайте проверим. (Фронтальная проверка) - Отлично! - Посмотрите на следующий слайд, здесь представлено задание. - Расположите слова в каждой строчке в порядке усиления действия и запишите. Нестись, бежать, мчатся. Гореть, полыхать, тлеть. Парить, лететь, взмывать. Говорить, шептать, кричать. - Закончили? - Давайте проверим. Посмотрите на слайд и сверьте свои ответы. - У кого-нибудь есть ошибки? - Хорошо. К какой части речи относятся данные слова? - На какие вопросы отвечают глаголы? - Приведите свои примеры. - Отлично! Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Верно. А для того, чтобы узнать какие цели мы перед собой ставим, я предлагаю вам собрать пазл. (Учитель выдает на парту разрезанные цели урока.) - Что у вас получилось? - Совершенно верно. А теперь скажите, каковы задачи урока? - Верно, молодцы! | В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке - Внимательно слушают задание. - Выполняют задание в тетрадях. - Да. - Говорят свои ответы. - Смотрят на слайд, слушают учителя. - Располагают слова в каждой строчке в порядке усиления действия и записывают. - Да. - Смотрят на слайд и сверяют свои ответы. - Нет. - Данные слова относятся к глаголу. - Что делать, что сделать? - Приводят свои примеры (говорить, приготовить, отвечать и т.д.) - Тема сегодняшнего урока «Глагол». - Дети собирают пазл и узнают цели урока. - Вспомнить что такое глагол, уметь распознавать глаголы в тексте, определять число глаголов. - Сегодня на уроке мы вспомним, что такое глагол, научимся распознавать глаголы в тексте, научимся определять число глаголов, потренируемся с помощью упражнений. | Метапредметные: умеют вести диалог, умеют строить речевое высказывание. Умеют ставить цель на урок, планировать учебную деятельность. Личностные: проявляют интерес к русскому языку, аккуратность. |
Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия | Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия - Давайте откроем учебники на странице 58 и выполним упражнение 101. Читайте задание и текст упражнения. - Как вы понимаете название этого текста? Почему он так назван? - Давайте выполним письменно данное упражнение. Кто пойдет к доске? - Итак, что нам нужно сделать? - Верно, приступаем к выполнению. - Молодцы! - Давайте выполним еще одно упражнение. Посмотрите на слайд. - Разделите данные глаголы на 2 группы и запишите в 2 столбика. Слова: пляшут, сидит, думает, прыгают, смотрят, спит, плывут, растут, открывает, идет. Закончили? - Прочитайте слова первого столбика. - Прочитайте слова второго столбика. - Ребята, по какому признаку вы распределили слова? - Тогда давайте сделаем вывод: на какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч.? - Верно. А на какие вопросы отвечают глаголы во мн. Ч.? - Совершенно верно! Нам нужно запомнить это правило. | Осваивают новые способы действия при изучении нового знания - Открывают учебники и читают задание. - Ответы детей. - 1 ребенок выходит к доске по желанию, а остальные выполняют задание в тетрадях. - Выписать из текста глаголы, отвечающие на вопросы: что делал? Что сделал? Что делает? Что сделать? По образцу. - Смотрят на слайд. - Распределяют слова и записывают в 2 столбика: - Да. - Пляшут, прыгают, смотрят, плывут, растут. - Сидит, думает, спит, открывает, идет. - По числу глаголов. - В ед. ч. Глаголы отвечают на вопросы: что делает, что сделает? И т.д. - Во мн.ч. глаголы отвечают на вопросы: что делают? Что сделают? И т.д. | Предметные: знают о глаголах, умеют распознавать глаголы в тексте, определяют число глаголов. Метапредметные: умеют строить речевое высказывание. Умеют осуществлять поиск информации в учебнике, а также анализировать, обобщать и делать выводы. Личностные: проявляют интерес к русскому языку, аккуратность. |
Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) Физминутка | Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи - А сейчас давайте выполним упражнение 102 на с.58 - 59. - Прочитайте текст «жужжащим» чтением. - Как можно его озаглавить? - Давайте его озаглавим. - Как автор сказал о листьях? Что обозначают выделенные слова? - Верно. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы. Сверху карандашом аккуратно подпишите число глаголов, сокращайте – ед.ч и мн.ч. - Кто желает выйти к доске? - Молодцы! - Назовите слова с орфограммами, объясните их написание. - Совершенно верно! - А теперь давайте отдохнем, физминутку проведем. - Вы, наверное, устали? Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки! Теперь за парты сели дружно. Конечно, поработать нужно! | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия - Смотрят на задание. - Читают текст. - Ответы детей. - Записывают оглавление текста. - В глазах рябит - образы сливаются воедино, когда на них смотрят. - Кружится голова - потерять способность ясно воспринимать окружающее. - Выполняют задание. - 1 ученик по желанию выходит к доске, а остальные работают в тетрадях. - Называют слова с орфограммами, объясняют их написание. - Дети встают со своих мест и начинают двигаться. | Предметные: знают о глаголах, умеют распознавать глаголы в тексте, определяют число глаголов. Метапредметные: умеют строить речевое высказывание. Личностные: проявляют интерес к русскому языку, аккуратность. |
Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем - А сейчас я предлагаю выполнить задание на карточках. Сейчас каждому я раздам карточки. Задание: Спишите пословицы, вставьте подходящие по смыслу глаголы. Над глаголами запишите в каком числе они употреблены. Труд кормит, а лень… Смелый побеждает, а трус … Как аукнется, так и … Не лежи на печи, будешь … калачи. - Задание понятно? - Приступаем к выполнению. - Закончили? - Давайте сделаем самопроверку. Посмотрите на слайд. Если глагол вставлен верно, то напротив номера ставим +. - Ребята, у кого–нибудь есть ошибки? - Отлично. Объясните смысл пословиц. - Молодцы! | Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму - Читают задание на карточках. - Да. - Да. - Делают самопроверку. - Нет. - Объясняют смысл пословиц. | Предметные: знают о глаголах, определяют число глаголов. Метапредметные: умеют строить речевое высказывание. Личностные: проявляют интерес к русскому языку, аккуратность. |
Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме - Сейчас вам предстоит работать самостоятельно. Посмотрите на слайд. Задание понятно? - Приступаем к выполнению. - Закончили? - Сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом, посмотрите на слайд с правильными ответами. Проверьте работу и поставьте оценку. Будьте честны. - Оценили? - Отлично! | Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой - Смотрят на слайд. Да. - Выполняют задание. - Да. - Проверяют работу соседа по парте, ставят оценку. - Да. | Предметные: знают о глаголах, умеют распознавать глаголы в тексте, определяют число глаголов. Метапредметные: умеют анализировать, умеют осуществлять оценку результатов. Личностные: проявляют интерес к русскому языку. |
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - Что мы сегодня вспомнили на уроке? - Чему мы сегодня учились на уроке? -Достигли ли мы поставленных целей? - Что вам больше всего понравилось на уроке? Что запомнилось больше? - Сейчас предлагаю вам оценить свою работу на уроке, с помощью карточек, которые лежат перед вами: - Зеленый: Урок прошел удачно. - Желтый: Мне было трудно, но я справился. - Красный: Мне было очень трудно. | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. - Мы вспомнили глагол. - Мы учились распознавать глаголы в тексте, определять число глаголов, тренировались с помощью упражнений. - Да. - Делятся своими впечатлениями. - Проводят оценку своей работы на уроке. | Предметные: знают о глаголах, умеют распознавать глаголы в тексте, определяют число глаголов. Метапредметные: умеют анализировать, обобщать и делать выводы. умеют осуществлять оценку результатов. Личностные: проявляют интерес к русскому языку, ответственность. |
Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа - Ну, а теперь давайте откроем дневники и запишем домашнее задание. - Дома вы должны будете составить 4 предложения. 2 предложения с глаголами в ед.ч, и 2 предложения с глаголами во мн.ч. -Задания понятно? - Отлично! Вы сегодня хорошо поработали на уроке! - Спасибо за урок! - До свидания! | Осмысление домашнего задания - Записывают домашнее задание в дневники. - Слушают объяснение учителя. - Да. - Спасибо! - До свидания! | Личностные: проявляют ответственность. |