Тема: Глаголы возвратные и невозвратные
Цель урока: познакомить учащихся с правилом возвратных и невозвратных глаголов; формировать умение различать возвратные и невозвратные глаголы; формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: РМ
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
Работа с таблицей (запись таблицы в тетрадь)
Возвратные и невозвратные глаголы.
Возвратные глаголы | Невозвратные глаголы |
Употребляются с суффиксом –ся (-сь). Действие возвращается на себя | Употребляются без суффикса –ся (-сь). Действие направлено на другой предмет, а не на себя |
учиться, встречаться (то есть учить себя, встречать себя с кем-то) | учить, встречать |
Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть — мыться, бранить — браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.
IV. Закрепление нового материала
1. Разделить глаголы на два столбика (возвратные и невозвратные глаголы): смеется, играет, сидит, нахожусь, рисует, веселится, бежит, веселюсь.
2. Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
3.Исправьте ошибки нерадивых учеников.
1. Я учуся в пятом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.
4. Образуйте возвратные глаголы.
Сердить, греть, увлекать, успокоить, обрадовать, обнять, плакать, причёсывать, застёгивать.
5. Замените одним словом.
Приветствовать друг друга при встрече; быть в тревожном состоянии, испытывать волнение; давать согласие; собирать перед поездкой вещи; допускать ошибку; проявлять интерес к чему-либо; чувствовать обиду; уплатить полностью, сколько следует.
6.Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.
Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой.
V. Подведение итогов
Делаем вывод, что такое возвратные и невозвратные глаголы.
VI. Проверочная работа по вариантам
Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Определите возвратность/невозвратность глаголов.
Вариант I
1. Дятел мастер на шутки. Может станок из шишек смастерить дупло выдолбить. Надолби…ся, набарабанится – захочет напи…ся. На землю дятел не любит спуска…ся. Надумает напиться – сади…ся он на березу, долбит в ней дырочку, которая наполняется соком. Сл…знет каплю – вкусно!
Вариант II
Ласточка день начина…т соловей кончает. А между ласточкой и солов…ем заливае…ся скворец. В песн… скворчиной чего не услышишь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не уд…вляет. Все знают что скворец пересмешник.
VII. Домашнее задание
Выучить таблицу. Составить 5 предложений возвратными глаголами.