СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глаголы возвратные и невозвратные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Глаголы возвратные и невозвратные

Цель урока: познакомить учащихся с правилом возвратных и невозвратных глаголов; формировать умение различать возвратные и невозвратные глаголы; формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: РМ

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

Работа с таблицей (запись таблицы в тетрадь)

 

Возвратные и невозвратные глаголы.

Возвратные глаголы

Невозвратные глаголы

Употребляются с суффиксом

–ся (-сь).

Действие возвращается на себя

Употребляются без суффикса –ся (-сь).

Действие направлено на другой предмет, а не на себя

учиться, встречаться

(то есть учить себя, встречать себя с кем-то)

учить, встречать

Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть — мыться, бранить — браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.

IV. Закрепление нового материала

 

1. Разделить глаголы на два столбика (возвратные и невозвратные глаголы): смеется, играет, сидит, нахожусь, рисует, веселится, бежит, веселюсь.

 

2. Выпишите из басни И. Крылова  возвратные глаголы. Лебедь, Щука и Рак Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; Да только воз и ныне там.

 

3.Исправьте ошибки нерадивых учеников. 1. Я учуся в пятом  классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.

 

4. Образуйте возвратные глаголы.

Сердить, греть, увлекать, успокоить, обрадовать, обнять, плакать, причёсывать, застёгивать.

 

5. Замените одним словом.

Приветствовать друг друга при встрече; быть в тревожном состоянии, испытывать волнение; давать согласие; собирать перед поездкой вещи; допускать ошибку; проявлять интерес к чему-либо; чувствовать обиду; уплатить полностью, сколько следует.

 

6.Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.

Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать      следующей остановки. Сестра подружила      с соседкой.

 

V. Подведение итогов

Делаем вывод, что такое возвратные и невозвратные глаголы.

 

VI. Проверочная работа по вариантам

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Определите возвратность/невозвратность глаголов.

Вариант I

1. Дятел  мастер на шутки. Может станок из шишек смастерить дупло выдолбить. Надолби…ся, набарабанится – захочет напи…ся. На землю дятел не любит спуска…ся. Надумает напиться – сади…ся он на березу, долбит в ней дырочку, которая наполняется соком. Сл…знет каплю – вкусно!

Вариант II

Ласточка день начина…т соловей кончает. А между ласточкой и солов…ем заливае…ся скворец. В песн… скворчиной чего не услышишь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не уд…вляет. Все знают что скворец пересмешник.

 

VII. Домашнее задание

Выучить таблицу. Составить 5 предложений  возвратными глаголами.  

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Глаголы возвратные и невозвратные»

Тема: Глаголы возвратные и невозвратные

Цель урока: познакомить учащихся с правилом возвратных и невозвратных глаголов; формировать умение различать возвратные и невозвратные глаголы; формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: РМ

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

Работа с таблицей (запись таблицы в тетрадь)


Возвратные и невозвратные глаголы.

Возвратные глаголы

Невозвратные глаголы

Употребляются с суффиксом

–ся (-сь).

Действие возвращается на себя

Употребляются без суффикса –ся (-сь).

Действие направлено на другой предмет, а не на себя

учиться, встречаться

(то есть учить себя, встречать себя с кем-то)

учить, встречать

Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть — мыться, бранить — браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.


IV. Закрепление нового материала


1. Разделить глаголы на два столбика (возвратные и невозвратные глаголы): смеется, играет, сидит, нахожусь, рисует, веселится, бежит, веселюсь.


2. Выпишите из басни И. Крылова  возвратные глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.


3.Исправьте ошибки нерадивых учеников.
1. Я учуся в пятом  классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.


4. Образуйте возвратные глаголы.

Сердить, греть, увлекать, успокоить, обрадовать, обнять, плакать, причёсывать, застёгивать.


5. Замените одним словом.

Приветствовать друг друга при встрече; быть в тревожном состоянии, испытывать волнение; давать согласие; собирать перед поездкой вещи; допускать ошибку; проявлять интерес к чему-либо; чувствовать обиду; уплатить полностью, сколько следует.


6.Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.

Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать      следующей остановки. Сестра подружила      с соседкой.


V. Подведение итогов

Делаем вывод, что такое возвратные и невозвратные глаголы.


VI. Проверочная работа по вариантам

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Определите возвратность/невозвратность глаголов.

Вариант I

1. Дятел  мастер на шутки. Может станок из шишек смастерить дупло выдолбить. Надолби…ся, набарабанится – захочет напи…ся. На землю дятел не любит спуска…ся. Надумает напиться – сади…ся он на березу, долбит в ней дырочку, которая наполняется соком. Сл…знет каплю – вкусно!

Вариант II

Ласточка день начина…т соловей кончает. А между ласточкой и солов…ем заливае…ся скворец. В песн… скворчиной чего не услышишь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не уд…вляет. Все знают что скворец пересмешник.


VII. Домашнее задание

Выучить таблицу. Составить 5 предложений  возвратными глаголами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя