СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные в корне -раст-/рос-/-ращ-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гласные в корне -раст-/рос-/-ращ-»

Тема урока: «Буквы о – а в корне -раст- и - рос-»

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

Познакомить с правилом написания букв в корне -раст- / -рос-(орфограмма № 13); научить распознавать и писать слова с данной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные УУД. Интерес к творческой деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Личностная рефлексия. Познавательные УУД. Вычитывание информации из схемы. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совершенствование устнй речи. 

Оборудование: компьютер, презентация №5, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

 Ход урока

I. Орфоэпическая разминка. Закончите рифмой.

После трёх занятий спортом

Угостим Наташу …(тортом).

Предъявите документ

На старинный ….(инструмент).



II. Проверка домашнего задания делается выборочно, сопровождается составлением схем предложений и морфемным разбором.

III. Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой. Нам предстоит с вами решить 3 лингвистические задачи. Первая из них поможет нам ответить на вопрос «О каком корне пойдет речь?». Чтобы узнать это, предлагаю выписать из загадок глаголы и выделить их корень. 

1)Что вниз вершиной растет? (сосулька)

2)Не сеют, не сажают, сами вырастают? (волосы)

3) Один лил, другой пил,  а третий зеленел да рос? (дождь, земля, трава)

4)На окне стоит горшок,

   Я там выращу цветок,

   Посмотреть  - не разберешь,

   Не растение, а еж. (кактус)

- Какое существительное нужно выписать из последней загадки?

- Какие согласные чередуются в корне?

- А гласные?

-  Как же, по-вашему, звучит тема сегодняшнего урока ? 

- А теперь – вторая задача, потруднее первой.

Смотрим на доску и попробуем сказать по таблице, когда же в корне -раст-        (-ращ-)/ -рос- пишется а, когда – о? От чего это зависит

- Итак, запомним алгоритм рассуждения 

- Нам  осталось выполнить третью задачу: запомнить исключения из правила. Учитель дополняет список слов-исключений: ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, сопровождая данную работу лексическим комментарием.

IV.Первичное закрепление

Чтение и расшифровка схемы на с. 34, подготовка устного высказывания с опорой на схему и правило (орфограмма №!3). (А теперь посмотрим, что сказано об этой орфограмме в учебнике. Прочитаем правило. Совпали ли наши выводы с правилом правописания корня -раст-(-ращ-) /-рос-, данным в учебнике?)

Молодцы, ребята!

V. Физкультурная минутка.

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

VI. Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков

1.Устная работа с упражнением 455: комментирование пропущенных букв, выразительное чтение потешек и поговорок, устный морфемный разбор слова подсосёночек, подбор слов с аналогичными морфемами, составление слов по данной модели.

2.Объяснительный диктант.

Листья растения, молода поросль, росток розы, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, отрасль промышленности.

Творческая работа (в группах).

Предложен текст с пропусками слов, попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его.

Тропинка почти …, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, … осокой луг. … этой жесткой травы больно хлестали по ногам. Дальше … широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна с … молодых елочек. На поляне уютно … лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.

Слова для справок: распол..жилась, зар..сла, пор..сль, распол..гался, зар..стающий, зар..сли.

Запись в тетрадь составленного текста.

3. Выполнить письменно карточку.

КАРТОЧКА по темам «Буквы о – а в корне -лаг- –  -лож-» и « Буквы о – а в корне -раст- – -рос-»

 Задание: распределите слова по видам орфограмм. Вставьте пропущенные буквы.

Предл..жение, р..стение, изл..жение, отр..сль, прил..гательное, возр..ст, р..сток, пол..жение, р..стительность, перел..гать, распол..жение, зар..сла.

 

Буквы о – а в корне -лаг- –  -лож-

Буквы о – а в корне -раст- – -рос-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


VII. Подведение итогов урока

- С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

- От чего зависит написание букв о/а в корне –раст- и –рос-?

- Какие слова-исключения из этого правила вы знаете?

Выставление оценок

Домашнее задание: упражнение 456.

.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!