Тема урока: «Буквы о – а в корне -раст- и - рос-»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
Познакомить с правилом написания букв в корне -раст- / -рос-(орфограмма № 13); научить распознавать и писать слова с данной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Личностные УУД. Интерес к творческой деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Личностная рефлексия. Познавательные УУД. Вычитывание информации из схемы. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совершенствование устнй речи.
Оборудование: компьютер, презентация №5, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
I. Орфоэпическая разминка. Закончите рифмой.
После трёх занятий спортом
Угостим Наташу …(тортом).
Предъявите документ
На старинный ….(инструмент).
II. Проверка домашнего задания делается выборочно, сопровождается составлением схем предложений и морфемным разбором.
III. Изучение нового материала
- Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой. Нам предстоит с вами решить 3 лингвистические задачи. Первая из них поможет нам ответить на вопрос «О каком корне пойдет речь?». Чтобы узнать это, предлагаю выписать из загадок глаголы и выделить их корень.
1)Что вниз вершиной растет? (сосулька)
2)Не сеют, не сажают, сами вырастают? (волосы)
3) Один лил, другой пил, а третий зеленел да рос? (дождь, земля, трава)
4)На окне стоит горшок,
Я там выращу цветок,
Посмотреть - не разберешь,
Не растение, а еж. (кактус)
- Какое существительное нужно выписать из последней загадки?
- Какие согласные чередуются в корне?
- А гласные?
- Как же, по-вашему, звучит тема сегодняшнего урока ?
- А теперь – вторая задача, потруднее первой.
Смотрим на доску и попробуем сказать по таблице, когда же в корне -раст- (-ращ-)/ -рос- пишется а, когда – о? От чего это зависит
- Итак, запомним алгоритм рассуждения
- Нам осталось выполнить третью задачу: запомнить исключения из правила. Учитель дополняет список слов-исключений: ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, сопровождая данную работу лексическим комментарием.
IV.Первичное закрепление
Чтение и расшифровка схемы на с. 34, подготовка устного высказывания с опорой на схему и правило (орфограмма №!3). (А теперь посмотрим, что сказано об этой орфограмме в учебнике. Прочитаем правило. Совпали ли наши выводы с правилом правописания корня -раст-(-ращ-) /-рос-, данным в учебнике?)
Молодцы, ребята!
V. Физкультурная минутка.
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
VI. Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков
1.Устная работа с упражнением 455: комментирование пропущенных букв, выразительное чтение потешек и поговорок, устный морфемный разбор слова подсосёночек, подбор слов с аналогичными морфемами, составление слов по данной модели.
2.Объяснительный диктант.
Листья растения, молода поросль, росток розы, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, отрасль промышленности.
- Творческая работа (в группах).
Предложен текст с пропусками слов, попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его.
Тропинка почти …, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, … осокой луг. … этой жесткой травы больно хлестали по ногам. Дальше … широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна с … молодых елочек. На поляне уютно … лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.
Слова для справок: распол..жилась, зар..сла, пор..сль, распол..гался, зар..стающий, зар..сли.
Запись в тетрадь составленного текста.
3. Выполнить письменно карточку.
КАРТОЧКА по темам «Буквы о – а в корне -лаг- – -лож-» и « Буквы о – а в корне -раст- – -рос-»
Задание: распределите слова по видам орфограмм. Вставьте пропущенные буквы.
Предл..жение, р..стение, изл..жение, отр..сль, прил..гательное, возр..ст, р..сток, пол..жение, р..стительность, перел..гать, распол..жение, зар..сла.
Буквы о – а в корне -лаг- – -лож- | Буквы о – а в корне -раст- – -рос- |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
VII. Подведение итогов урока
- С какой орфограммой мы познакомились на уроке?
- От чего зависит написание букв о/а в корне –раст- и –рос-?
- Какие слова-исключения из этого правила вы знаете?
Выставление оценок
Домашнее задание: упражнение 456.
.