СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные после шипящих в разных частях слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Правописание гласных после шипящих в различных частях слова.

Цели урока:

Образовательные:  познакомить учащихся с орфограммой «Правописание о – е после шипящих »; Практические: сформировать навык написания О -  и Е(Ё) – в корне, окончаниях , суффиксах существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной в процессе выполнения упражнений; - дифференцировать правописание гласных после шипящих  в разных морфемах слова - корнях и окончаниях. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, интерес к узловым понятиям морфологии.

Оборудование:  индивидуальные опорные конспекты на каждого пятиклассника, бланки заданий  для групп учащихся класса, критерии оценки для взаимопроверки и самопроверки учащихся, карточки-сигналы

Этап проверки домашнего задания, теоретического материала.

  1. Что такое морфология?
  2. Перечислите все известные морфемы?
  3. Пунктуация – это наука о…….?
  4. Какие типы корней с безударными гласными вам известны?
  5. Какие способы словообразования вам известны?
  6. Приведите примеры однокоренных слов…
  7.  От чего зависит правописание корней –гар-гор; зар-зор; лон-клан, твар-твор, рос-раст-ращ, лаг-лож?

Работа (у доски)__________________________________

Фамилия

Фамилия

Фамилия

Предпол…гать

Выр…сти

Предл…жение

Изл…жение

Зар…сли

Сл…жение

Выр…щенный

Отр…сль

Предл…гать

Водор…сли

Прор…сла

Р…стения

Изл…гать

Предл..жить

Разр…слись

Подр..сла

Выр…сти

Вл…жить

Прил..тельное

Прил…жение

Пор…сль

Распол….жение

Прор…сти

Распол…гаться

Подр…сти

Возр…ст

Сл…гаемое

Р..сток

Заг…рать

Покл…ниться

Морфемный разбор слов (у доски) _________________________

Расписалась, расчет, растить, рощица.

Указать способ  словообразования ____________________________________________

Унести, серебристый, подосиновик, паровоз, вагон-ресторан.

Новая тема: На доске: ЧЁрной  ночью жОнглёр, надев новые шОрты, перешЁл  скоростное шОссе  и услышал таинственный шОрох: на обочине сидела саранча и доедала чЁрствый хлеб  и пшЁнную  кашу.

Подведение к теме: Какие слова чаще встречаются? Какие гласные пишутся после шипящих? Как вы думаете, изучением какой темы мы будем заниматься сегодня? Объявление темы «Правописание букв О-Ё после шипящих». Запись темы в тетрадях. Постановка задач учащимся. Оформление доски.

  • в корне Ё-Е: Шепот – шептать, шёрстка – шерсть.
  • в суффиксах и окончаниях под ударением О: речОнка, лужОк, овражЕк, ключОм, тучЕй
  • в глаголах и отглагольных словах только Ё: ИспечЕнный –испечь, тушЕнка - тушить

Работа с карточками-сигналами . Учитель читает слова

ПричЁска, дешЁвый, чЁрствый, бесшОвный, капюшОн, щЁтка, шОрты, жОнглер, шЁпот, шОссе,  щЁголь,щЁлка, каблучОк,борщОм.

 

Словарная работа.

жОнглер - Цирковой актер, умеющий искусно и ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов

жОкей -  Профессиональный наездник на скачках; специалист по подготовке и испытаниям верховых лошадей

Щеголь - человек, любящий наряжаться, нарядно одетый  (Составляют предложения со словами, записывают в тетрадях)

 

Внимательно изучите слова:

Шёпот -  шептать

Желтый – желтеть                        

Шерстка – шерсть

Желудь – много желудей                                

 

                 шов -……

                 шорох -….

                 шорты-…

                 Жокей-….

 

Выделите корень.

Какой звук слышится после шипящих?

Какие буквы пишутся после шипящих?

Обратите внимание, чем отличаются слова 1 столбца от слов 2 столбца?

Как вы думаете, от чего зависит написание гласных  после шипящих в корне?

Этап закрепления

Вставь необходимую букву.

Ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ч…рный, ш…рты, пч..лка, ч…рточка, ж…рдочка, прич…ска, капюш…н, еж…вый, кулач…к, каблуч…к, кореш…к, девч…нка,врач…м, товарищ…м, ландыш…м, свеч….й, мираж…м, реч…нка, речн…нька, прыж…к, замоч…к луж…к, пуч…к, кусоч…к, овраж…к

Определите, в какой морфеме встречается гласная после шипящих? Выделите эту морфему, поставьте ударения в словах.

Понаблюдайте: испечЁнный – испечь тушЁнка – тушить сгущЁнка – сгустить нашёл – что сделал?  (часть речи?)

 

Какой звук слышится после шипящих? От какой части речи образованы слова  1 колонки? Какая буква пишется после шипящих? Какой вывод можете сделать?

 

 

 

 

Подведение итогов.

Осмысление, объяснение правописания слов в тексте, данном в начале урока.

Домашнее задание (Цель: создание творческих работ с целью дальнейшего анализа материала по теме)

Придумать небольшой рассказ на тему «Экскурсия на шоколадную фабрику». Используя в нем слова с орфограммой «Буква О-Ё после шипящих».

 

Просмотр содержимого документа
«Гласные после шипящих в разных частях слова»

Тема урока: Правописание гласных после шипящих в различных частях слова.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание о – е после шипящих »; Практические: сформировать навык написания О -  и Е(Ё) – в корне, окончаниях , суффиксах существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной в процессе выполнения упражнений; - дифференцировать правописание гласных после шипящих  в разных морфемах слова - корнях и окончаниях. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, интерес к узловым понятиям морфологии.

Оборудование: индивидуальные опорные конспекты на каждого пятиклассника, бланки заданий  для групп учащихся класса, критерии оценки для взаимопроверки и самопроверки учащихся, карточки-сигналы

Этап проверки домашнего задания, теоретического материала.

  • Что такое морфология?

  • Перечислите все известные морфемы?

  • Пунктуация – это наука о…….?

  • Какие типы корней с безударными гласными вам известны?

  • Какие способы словообразования вам известны?

  • Приведите примеры однокоренных слов…

  • От чего зависит правописание корней –гар-гор; зар-зор; лон-клан, твар-твор, рос-раст-ращ, лаг-лож?

Работа (у доски)__________________________________

Фамилия

Фамилия

Фамилия

Предпол…гать

Выр…сти

Предл…жение

Изл…жение

Зар…сли

Сл…жение

Выр…щенный

Отр…сль

Предл…гать

Водор…сли

Прор…сла

Р…стения

Изл…гать

Предл..жить

Разр…слись

Подр..сла

Выр…сти

Вл…жить

Прил..тельное

Прил…жение

Пор…сль

Распол….жение

Прор…сти

Распол…гаться

Подр…сти

Возр…ст

Сл…гаемое

Р..сток

Заг…рать

Покл…ниться

Морфемный разбор слов (у доски) _________________________

Расписалась, расчет, растить, рощица.

Указать способ  словообразования ____________________________________________

Унести, серебристый, подосиновик, паровоз, вагон-ресторан.

Новая тема: На доске: ЧЁрной  ночью жОнглёр, надев новые шОрты, перешЁл  скоростное шОссе  и услышал таинственный шОрох: на обочине сидела саранча и доедала чЁрствый хлеб  и пшЁнную  кашу.

Подведение к теме: Какие слова чаще встречаются? Какие гласные пишутся после шипящих? Как вы думаете, изучением какой темы мы будем заниматься сегодня? Объявление темы «Правописание букв О-Ё после шипящих». Запись темы в тетрадях. Постановка задач учащимся. Оформление доски.

  • в корне Ё-Е: Шепот – шептать, шёрстка – шерсть.

  • в суффиксах и окончаниях под ударением О: речОнка, лужОк, овражЕк, ключОм, тучЕй

  • в глаголах и отглагольных словах только Ё: ИспечЕнный –испечь, тушЕнка - тушить

Работа с карточками-сигналами . Учитель читает слова

ПричЁска, дешЁвый, чЁрствый, бесшОвный, капюшОн, щЁтка, шОрты, жОнглер, шЁпот, шОссе,  щЁголь,щЁлка, каблучОк,борщОм.


Словарная работа.

жОнглер - Цирковой актер, умеющий искусно и ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов

жОкей -  Профессиональный наездник на скачках; специалист по подготовке и испытаниям верховых лошадей

Щеголь - человек, любящий наряжаться, нарядно одетый (Составляют предложения со словами, записывают в тетрадях)

Внимательно изучите слова:

Шёпот -  шептать

Желтый – желтеть                        

Шерстка – шерсть

Желудь – много желудей                                


шов -……

шорох -….

шорты-…

Жокей-….

Выделите корень.

Какой звук слышится после шипящих?

Какие буквы пишутся после шипящих?

Обратите внимание, чем отличаются слова 1 столбца от слов 2 столбца?

Как вы думаете, от чего зависит написание гласных  после шипящих в корне?

Этап закрепления

Вставь необходимую букву.

Ж…лтый, пч…лы, ш…колад, ч…рный, ш…рты, пч..лка, ч…рточка, ж…рдочка, прич…ска, капюш…н, еж…вый, кулач…к, каблуч…к, кореш…к, девч…нка,врач…м, товарищ…м, ландыш…м, свеч….й, мираж…м, реч…нка, речн…нька, прыж…к, замоч…к луж…к, пуч…к, кусоч…к, овраж…к

Определите, в какой морфеме встречается гласная после шипящих? Выделите эту морфему, поставьте ударения в словах.

Понаблюдайте: испечЁнный – испечь тушЁнка – тушить сгущЁнка – сгустить нашёл – что сделал?  (часть речи?)


Какой звук слышится после шипящих? От какой части речи образованы слова  1 колонки? Какая буква пишется после шипящих? Какой вывод можете сделать?





Подведение итогов.

Осмысление, объяснение правописания слов в тексте, данном в начале урока.

Домашнее задание (Цель: создание творческих работ с целью дальнейшего анализа материала по теме)

Придумать небольшой рассказ на тему «Экскурсия на шоколадную фабрику». Используя в нем слова с орфограммой «Буква О-Ё после шипящих».



























3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!